“Magnum Manifesto” в Центре Фотографии

Свидетели истории

В Международном Центре Фотографии, в Ист-Вилледж, - выставка, посвященная 70-летнему юбилею «Магнума», организации фотографов, не только сыгравшей ключевую роль в создании коллективного портрета послевоенной Европы, но и заложившей основы сегодняшнего существования документальной фотографии.

Свидетели истории
Фото Рэймона Депардона. 1989. На Берлинской стене.

«Магнум» родился через два года после окончания Второй мировой. У его истоков стояли Роберт Капа, Дэвид Сеймур, Анри Картье-Брессон и Джордж Роджерс. Все были уже известными фотографами, а Капа - знаменитостью: он прославился фотографиями Испанской войны и, позже, высадки американских войск. Военными фотографами были и Сеймур, и Роджерс. Картье-Брессон не успел: в 1940 году, служа во французской армии, он был взят в плен и провел почти три года в нацистском лагере...

Они знали друг друга с середины 30-х, когда варшавский еврей Сеймур еще был Чжиминым (непроизносимое имя друзья заменили на «Чим»), а венгерский еврей Капа был Эндре Фридманом. Родители Сеймура погибли от рук нацистов, а сам он, как и Капа, спасся в Америке. Роджерс евреем не был, но снимал концлагеря после освобождения. Все пытались понять, как жить (и выживать) дальше и что могут они сделать в этом новом, еще полном страданий, еще разломанном, но уже свободном от нацистской опасности мире. Вот тогда они и создали кооперативное агентство «Магнум», чтобы, объединив свои ресурсы, больше не зависеть от глянцевых журналов, дававших заказы, придумывавших темы, озабоченных тиражами, искавших внешние эффекты.

Разделив мир на «сферы интересов», члены «Магнума» сами решали, что, где и в каком объеме снимать. Роджерс ушел из лондонской редакции «Лайф» и занялся съемками в Африке и на Ближнем Востоке. Сеймур, сын издателей, европеец, владевший многими языками, сконцентрировался на Европе (хотя погибнет он в Египте, в 1956 году, от пули египетского автоматчика, освещая конфликт на Суэцком канале). Анри-Брессон отправится в Китай и Индию... Разумеется, они продавали свои фотографии тем же журналам, но выбор темы и степень исследовательской глубины принадлежали им...

Число независимых мастеров, присоединившихся к «Магнуму», с тех пор достигло сотен. Нынешняя выставка,собрала больше 200 кадров - и знаменитых, хрестоматийных, и малоизвестных, плюс журналы, книги, документы, видео. Все - в хронологическом порядке, в трех разделах: 1947-1968, 1969-1989, 1990-2017. Это мощный рассказ об эволюции фотографии за семь десятилетий.

Вот стена, посвященная первым послевоенным годам: фотографии преступников Бухенвальда , руин Будапешта, одинокого солдата посреди сожженной Хиросимы. Огромные, трагические события истории. С годами (и это видно во втором разделе) взгляд фотографа все чаще выхватывает индивидуальное, личное, одновременно обращаясь ко все более отдаленным уголкам - не только географии, но и человеческого существования (от цыган до пациентов психиатрических клиник Италии и Китая), и всегда с сочувствием и пониманием. Последний раздел называется “Stories about Endings” ("Рассказы о концах") - он и впрямь о том, как кончаются (или обрываются) войны, прогресс, жизнь, мир: бойцы Талибана, разрушающиеся дома,  пустеющие городские кварталы, человек, погибший (или не погибший) в плавании между Индией и Дубаем.

Сегодня, в век «Инстаграм» и «Снэпшотов», когда все фотографируют все и уже, кажется, не осталось уголков, недоступных человеческому и фотоглазу, неизбежен вопрос: куда пойдет профессиональная фотография? В чем ее ценность, да и нужна ли она вообще? Что нужно, чтобы выделиться во всеобщем круговороте кадров и остановить наше, все более ускользающее и рассыпающееся внимание? Выставка задает эти вопросы и отвечает на них. Она продлится до 3 сентября. ICP Museum, 250 Bowery.

Новости региона

Все новости