Дональд-младший хотел поживиться компроматом на Хиллари

Встреча в Трамп-башне

«Доказательств сговора нет», - твердила старший советник Белого Дома Келлиэнн Конвей в ответ на обвинения в адрес Дональда Трампа-младшего, который встретился с лицом, обещавшим ему копромат на Хиллари Клинтон. «Ее утверждения были расплывчатыми, неопределенными и бестолковыми, - комментирует встречу сын президента. - Никаких подтверждающих деталей не было предоставлено или хотя бы обещано. Вскоре стало ясно, что у нее нет значимой информации».

Встреча в Трамп-башне
Дональд Трамп-младший

Иными словами, если бы значимая информация была предоставлена, можно было бы говорить о сговоре, а коль скоро компромата нет, нет и сговора. Это очень своеобразная трактовка закона. Но дело даже не в законе, а в обстоятельствах встречи, предшествовавших и последующих.

Встреча состоялась 9 июня прошлого года. Трамп-младший согласился принять в Трамп-башне адвоката Наталью Весельницкую. О встрече его просил знакомый, которого он знал по конкурсу «Мисс Вселенная», проходившему в 2013 году в Москве. Знакомый действовал через другого общего знакомого, который, по словам Трампа-младшего, не назвал имени лица, с которым надо встретиться, но обещал «информацию, которая могла пригодиться в кампании». New York Times утверждает, что в письме этого посредника было сказано, что предлагаемый компромат исходит от российского правительства.

Дональд Трамп к тому времени формально еще не получил, но уже обеспечил себе номинацию Республиканской партии. Это произошло 26 мая. Все конкуренты-республиканцы сошли с дистанции, и последний тур праймериз 7 июня Трамп провел в гордом одиночестве. В дальнейшей кампании могла пригодиться только информация, порочащая Хиллари Клинтон.

Так и вышло: на встрече, в которой участвовали также советник кандидата Трампа Джаред Кушнер и Пол Манафорт, Наталья Весельницкая заявила, что располагает данными о финансировании Национального комитета демократов и кампании Клинтон «лицами, связанными с Россией». Но, как мы уже знаем, подтвердить свои слова ничем не могла и перевела разговор на другую тему. Трамп-младший рассказывает: «Она заговорила об усыновлении российских детей и упомянула Закон Магнитского. Мне стало ясно, что это и есть ее изначальная цель, а обещания полезной информации - только предлог для встречи. Я перебил ее и уточнил, что мой отец - не выборный политик, а частное лицо, и что со своими комментариями и озабоченностями ей следует обратиться к нему тогда, когда он получит официальный пост». В другом, более раннем своем объяснении Дональд-младший излагает свою реакцию иначе: «...но эта тема не играла никакой роли в кампании и не возымела никаких последствий». Вероятно, его адвокатам не понравилось такое безразличие к судьбам российских сирот, и появилась новая, более благообразная, но не менее циничная редакция.

После этих объяснений Трампа-младшего "NYT" опубликовала цитаты из его переписки с посредником. Оказывается, посредник писал без всяких околичностей, что обличающие Хиллари сведения «о ее делишках с Россией» - «первосортная и секретная информация», которую Россия предоставляет «в поддержку мистера Трампа», и называл Весельницкую «адвокатом российского правительства», а Трамп-младший отвечал: «Если все так, как ты говоришь, мне это нравится, особенно к концу лета».

Встреча состоялась 9 июня. 14 июня Национальный комитет Демпартии объявил о взломе своих серверов. А 15 июня в сети появились первые публикации похищенных документов. Кандидат Трамп в своих речах обильно цитировал эти тексты, а 27 июля обратился к России с риторическим призывом найти пропавшую переписку Хиллари. К концу июля он впервые догнал и даже обогнал ее в опросах.

Наталья Весельницкая, по-видимому, действительно не обладала никаким эксклюзивом о незаконном финансировании кампании Хиллари. Во всяком случае, все обвинения, с которыми выступал на своих митингах Трамп, были основаны на более ранних публикациях. Таким компроматом могли быть данные о деловых связях руководителя штаба Хиллари Джона Подесты с российскими олигархами (Подеста и Анатолий Чубайс состояли в совете директоров одной компании, в которую российская государственная корпорация «Роснано», возглавляемая Чубайсом, «закачала» 35 миллионов долларов), но об этом стало известно из публикаций WikiLeaks только в начале октября.

А вот тема Закона Магнитского Весельницкую действительно крайне интересует. Ее имя фигурировало в прошлом году в публикациях о том, что Москва предлагает размен: снятие санкций по Закону Магнитского в обмен на послабления запрета на усыновление российских сирот американцами. В феврале прошлого года она даже зарегистрировала в США неправительственную организацию под длинным названием «Фонд глобальной инициативы за ответственность в правах человека». Задача фонда, как гласит заглавная страница его веб-сайта, - помочь возобновлению усыновления. Но кроме трогательных картинок счастливых семейств на сайте ничего нет - все его разделы, включая раздел контактов, находятся в процессе создания.

Доказать наличие связей Весельницкой с правительством России сложно. Даже если среди ее клиентов есть чиновники правительства или государственные компании, это ровно ничего не значит. Но штука в том, что Дональд Трамп-младший верил в эти связи и именно поэтому встретился с Весельницкой.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости