Потеряет ли мэр контроль над школами?

Кому стоять у штурвала

Школьная система Нью-Йорка опять на распутье. В последние дни июня сложилась драматическая ситуация. Законодатели штата, перед тем как разъехаться на летние каникулы, на последних заседаниях не возобновили действовавший до 30 июня закон, согласно которому руководство школами осуществляет мэр.

Кому стоять у штурвала

Наверняка у многих читателей уже возникла мысль: а какое нам, собственно, дело до этих бюрократических игр? Какая разница, кто управляет школами? Мэр или Совет по образованию? Единственное, что для нас важно, так это чтобы дети хорошо учились и оканчивали школу подготовленными к дальнейшей жизни. Однако получается, что от политики никуда не деться, что от нее во многом зависит качество образования наших детей.

Итак, де Блазио оказался на грани потери контроля над образованием. В этом случае вся система должна развернуться на 180 градусов и возвратиться к тому, что было восемь лет назад. В 2009 году сложилась аналогичная ситуация. У тогдашнего мэра Майкла Блумберга законодатели отобрали право управлять школами. Заново был восстановлен Совет по образованию (Board of Education). Его члены прогосовали за то, чтобы канцлер Джоэл Кляйн и мэр вместе занимались всеми школьными вопросами до тех пор, пока Легислатура не вернет Блумбергу эксклюзивное право контроля. Тот повел себя дипломатично и сумел завоевать себе союзников среди президентов боро. Четыре из пяти согласились назначить в Совет представителей, которые были на стороне мэра и не оспаривали его лидерство. Но даже и при таком раскладе возникали трения. Деннис Уолкотт, канцлер школ и заместитель мэра по вопросам образования, вспоминает сегодня в разговоре с корреспондентом New York Post: «Я был последним президентом  Board of Education. Давайте говорить прямо: Совет не должен быть восстановлен».

Тем не менее на днях призрак этой громоздкой и неэффективной структуры получил реальные шансы материализоваться. В случае возрождения Board of Education де Блазио имеет право назначать двух из семи членов Совета. Остальные пятеро, по одному от каждого боро, - назначенцы президентов боро. Мэру будет нелегко проводить свою политику. Президент Бруклина Эрик Адамс уже откликнулся и подтвердил: «Если потребуется, я выполню свой долг и назначу представителя, который будет действовать в интересах Бруклина и живущих там семей». При этом он ясно дал понять, что этот представитель будет придерживаться независимой линии. К тому же Адамс, который, как говорят, собирается выставить свою кандидатуру на предстоящих осенью выборах мэра, не поскупился на упреки в адрес своего потенциального соперника и перечислил многочисленные промахи управления, допущенные под руководством де Блазио: недостаточные инвестиции в технологическую школьную инфраструктуру, неравенство в распределении денег из фонда под названием Fair Student Funding, перекосы в организации образования одаренных и талантливых детей, неактивность во внедрении в обучение современных гаджетов и многое другое. Справедлива ли эта критика? Вполне возможно. Вопрос лишь в том, по каким каналам она распространяется и с какой целью. Если только для победы на выборах, то грош ей цена.

«Верх безответственности»

В тот момент, когда готовилась эта публикация, исход битвы еще был неясен. Губернатор Куомо делал все от него зависящее, чтобы вернуть депутатов на специальную сесиию в Олбани и исправить последствия того, что он назвал «верхом безответственности». «Я настаиваю на том, чтобы они возвратились, - заявил он. - Если они по приезде домой еще не подверглись атакам своих избирателей, тогда я призываю их на экстренную сессию».

Куомо, при всех своих разногласиях с де Блазио, выступает за то, чтобы продлить полномочия мэра на три года, но при условии, что будет сделана специальная оговорка в пользу чартерных школ. Такую же позицию занимает Сенат (верхняя палата штатной Легислатуры), в котором большинство за республиканцами. Ассамблея (нижняя палата), в которой преобладают демократы, против чартерных школ, а некоторые из демократических депутатов - против самой идеи контроля де Блазио. Когда спикера Карла Хисти спросили, не смущает ли его, что губернатор-демократ солидарен с республиканцами, тот возразил, что это его не удивляет, и заметил: «Та же песня, но по другому поводу». И пояснил: «Губернатор имеет право на любые взгляды. Но что более важно, это как мы смотрим на вещи. И мы вовсе не собираемся торговаться и отстаивать контроль мэра в обмен на чартерные школы».

Ассамблея недавно приняла свой собственный билль, в котором руководство школами со стороны мэра продлено на два года, но в сочетании с возобновлением десятка местных налогов, которые республиканский Сенат хотел бы рассматривать отдельно. Скотт Райф, пресс-секретарь сенатского большинства, который недолюбливает де Блазио, признался, что тронут позицией Куомо. Он сказал «Мы согласны, что его подход принесет положительные результаты для 1,1 млн детей, посещающих нью-йоркские школы». 

Видите, в каких хитросплетениях политики увяз исключительно важный вопрос возможного изменения структуры руководства школами.

Кому мешают чартерные школы

Что они собой представляют? Если коротко, альтернативный вид обучения, при котором школы существуют на общественные фонды, но оперируют как частные учебные заведения. В Нью-Йорке почти двадцать лет назад штатная Легислатура приняла Charter Schools Act.

Большинство ныне действующих школ этого типа начинали с нуля и прошли довольно сложный процесс подачи заявлений и согласований в соответствии со стандартами Управления образования штата. Изначальная идея - внести творческий элемент в закостенелую систему государственных школ, дать большую свободу мыслящим педагогам. Однако при всей привлекательности этой идеи у чартерных немало противников.

Сам де Блазио - не большой поклонник этих школ, так же как и спикер Ассамблеи Карл Хисти. Отрицательно к ним относится и крупный учительский профсоюз United Federation of Teachers, хотя члены этого союза не собираются оплакивать возможное отстранение де Блазио. А бывший министр образования страны Арни Данкен, хотя и за контроль мэра, но по поводу чартерных школ говорит, что им надо дать дорогу.

Останется де Блазио у руля системы образования или нет, проблемы этих школ наверняка останутся. И прежде всего вопрос о том, предоставлять ли им помещения в зданиях общественных школ. Де Блазио не одобрял такого сосуществания. Но и Совет по образованию вряд ли будет придерживаться иного мнения. Руководители двух боро уже высказались против. Президент Манхэттена Гэйл Брюер сказала: «В большинстве случаев у нас совместное проживание в одном здании создает проблемы». А Эрик Адамс, президент Бруклина, хотя и объявляет себя «ярым сторонником чартерных», считает, что их присутствие под одной крышей с общественными нежелательно.

Вообразим, что мэр больше не босс школьной системы, и вопрос о совместном сосуществовании в одном здании поставлен на голосование в Совете. Два члена Совета, назначенные де Блазио, плюс еще два от Манхэттена и Бруклина составят большинство. Таким образом, - гипотетически, конечно, надеюсь, до дела это никогда не дойдет - может быть принята резолюция о выселении из зданий городских школ нежелательных соседей. И куда им в этом случае деваться? К счастью, это пока только предположение.

Получается, что в этом случае, как и во многих других, для сторонников чартерных школ лучше, если де Блазио проиграет. Но и как поведет себя Совет, тоже неизвестно. Ясно, что руководящий орган, в котором семь человек, склонен решать многие вопросы дольше, чем один, в руках которого все нити. Неэффективность самого этого института Board of Education подтверждается негативным опытом прошлого. Выходит, куда ни кинь - всюду клин. Впрочем на недавней пресс-конференции де Блазио заверил корреспондента New York Times, что, что бы ни случилось, чартерные школы в Нью-Йорке на правильном пути. «В соответствии с уже принятыми решениями в ближайшие два года их станет больше на 27%. Сейчас в них занимаются 100 тыс. детей. Есть немалый резерв для дополнительных помещений. А если разговор зайдет о новых зданиях, никто не откажет им в деньгах на аренду».

Чартерные школы - горячая тема в спорах. Но не единственная. Ведь переход к коллегиальному управлению через Board of Education касается многих других сторон школьной жизни - распределения денежных средств, выбора методов обучения, кадровой политики. Как это все повернется в будущем? Пока можно говорить лишь о том, что бывало в прошлом. С деятельностью Совета в прежние годы связано множество скандалов. И если эта форма управления будет введена вновь, вместе с ней возродятся 32 общинных школьных Совета, которые тоже в свое время давали немало пищи для разговоров о коррупции и протекционизме. Де Блазио продолжает отстаивать идею сосредоточения школьной власти в руках мэра:

«15 лет назад наши городские школы едва оканчивала половина учеников, - отметил он на пресс-конференции, которая проводилась с участием бывшего министра образования Арни Данкена. - Сегодня уровень выпуска достиг рекордных 72,6 % - отсев меньше, чем 9%. А еще недавно превышал 20%. Эти достижения - неоспоримый результат единовластия мэра».

Поддержавший де Блазио Данкен подчеркнул, что для него нет вопроса, кто должен стоять у штурвала. Конечно, мэр. И он хотел бы видеть это в Нью-Йорке в течение ближайших 10-15 лет. «Это важнее всего для стабильности системы образования, - сказал он. - И это очень важно для самих детей: чтобы кто-то один был ответственным за то, что предпринимается в школах. Это было бы важно для любого города, пусть даже в нем всего 10 тыс. учащихся. Но тем более важно для Нью-Йорка, где учится более миллиона детей».

Прислушаются ли к его словам законодатели штата? Прислушаются ли к голосам сторонников де Блазио, которые устраивают сейчас акции поддержки? Мэр ссылается на жителей Нью-Йорка, которые якобы испытают «огромное разочарование и гнев», если его мандат на руководство школами не будет продлен. Он сильно преувеличивает. Недавний опрос, проведенный Университетом Квиннипиак, показывает нечто совсем иное. Хотя в целом деятельность де Блазио одобряют 60% избирателей (не одобряют 34%), против его полного контроля над образованием выступают 68% («за» высказался лишь 21%).Так что разочарования и гнева скорее всего не будет. Останется неопределенность.

Новости региона

Все новости