Русские хакеры взломали базы регистрации избирателей?

Не компроматом единым

Когда 2 июня в Петербурге Владимир Путин с развязной грубостью требовал предъявить ему доказательства вмешательства России в американские выборы, он еще не знал о происходящем на другом берегу Атлантики.

Не компроматом единым

«А вы читали эти отчеты?» - спрашивал он у звезды NBC News Мегин Келли, имея в виду отчеты разведки о действиях русских хакеров. «Я публичную, общественную версию, которая не засекречена, читала», - отвечала ему Мегин. «Публичную, общественную версию, то есть никакую, - издевался президент. - Как в одной организации, в которой я раньше работал, говорили: «Адреса, явки, фамилии». Давайте, где это все?» И, уже окончательно теряя остатки самообладания: «Таблетку, что ли, надо дать вам какую-нибудь. Есть таблетка у кого-нибудь? Дайте таблетку какую-нибудь». Зал весело смеялся.

5 июня, когда Келли записывала с ним интервью один на один, президент дал волю куражу: «Бред какой-то. Вы понимаете, что вы спрашиваете, или нет?... Чушь какая-то. Неужели вы не понимаете, что это чушь?... Вы что, с ума посходили?». Вспоминалось гоголевское значительное лицо, распекающее Акакия Акакиевича: «Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? Что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших! Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?».

Как бы теперь не пришлось ему самому пить таблетки. В тот самый день, когда он отмахивался, как от назойливой мухи, от вопросов Келли, американское интернет- издание Intercept факсимильно опубликовало 4 страницы (неясно, весь ли это документ или только его начало) из секретного доклада Агентства национальной безопасности, в которых раскрывается схема вторжения хакеров в компьютерные сети американских региональных избирательных комиссий. К моменту публикации виновник утечки был установлен, арестован и признал себя виновным. Сотрудница фирмы-подрядчика АНБ 25-летняя Реалити Ли Виннер действовала крайне неосторожно. Intercept тоже не особенно берегло анонимность своего источника. Поэтому ФБР не составило ни малейшего труда вычислить ее.

Министерство юстиции не называет компанию, в которой работала Виннер, и не подтверждает, что документ, разглашение которого ей вменяется, тот самый, что опубликован Intercept. Но совпадение крайне маловероятно. Обвиняемой грозит до 10 лет лишения свободы. Обычно осужденный по такому обвинению получает от года до трех.

Публикация секретного документа придаст новый импульс парламентскому и журналистскому расследованию, хотя и не в том направлении, которое ожидалось. В данном случае речь идет не об огласке компромата как способе устранения конкурента, а о проникновении непосредственно в систему регистрации избирателей. О возможности манипуляции базами персональных данных эксперты в свое время предупреждали. Две попытки такого проникновения, в базы Аризоны и Иллинойса, были зафиксированы летом прошлого года. Аризоне тогда удалось отразить атаку, а Иллинойс на 10 дней прервал регистрацию избирателей.

В открытой версии доклада разведсообщества, опубликованной в январе, Министерство внутренней безопасности США утверждало, что русские хакеры не ставили перед собой задачу взломать системы подсчета голосов. Документ, преданный огласке на этой неделе, таких категорических утверждений не содержит. В любом случае на итог выборов можно косвенно повлиять, внося путаницу в базы регистрации, удаляя из нее данные реальных избирателей и вписывая в нее людей, не имеющих права голоса или зарегистрированных в других избирательных округах. Таким образом открывается возможность вбросов бюллетеней по принципу карусели, хорошо известному в России.

Дональд Трамп, как известно, обвиняет демократов именно в регистрации нелегитимных избирателей – благодаря этой фальсификации, по его мнению, Хиллари Клинтон и достигла трехмиллионного перевеса. Теперь ситуация может развернуться в обратную сторону, причем очевидно, что для победы в коллегии выборщиков Трампу никаких миллионов голосов и не требовалось – достаточно было слегка «подкрутить счетчик» в отдельных графствах трех штатов, которые Хиллари считала своими и где разрыв составил от 10 до 50 тысяч голосов: Мичигана, Пенсильвании и Висконсина. Недаром Трамп так яростно возражал против пересчета там бюллетеней.

В интервью Мегин Келли Владимир Путин оседлал своего любимого конька – «несовершенство» американской избирательной системы: «Если уж говорить о какой-то социально-политической справедливости, то нужно, видимо, менять это избирательное законодательство, довести дело до того, чтобы прямым тайным голосованием избирался глава государства и был прямой подсчет, который можно легко проконтролировать». В том-то и дело, что будь в США прямое голосование и «прямой подсчет», в спорных случаях пришлось бы пересчитывать бюллетени по всей стране, а при нынешней системе достаточно пересчитать в отдельных избирательных округах, как это было во Флориде в 2000 году.

Что касается Реалити Ли Виннер, то ее арест ни в коей мере не снимает для Трампа проблему утечек, которые его так раздражают. Это совсем не тот осведомитель, которого или которых рьяно ищут в Вашингтоне. Она, к примеру, не присутствовала на беседе министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с президентом Трампом и не имела доступа к записи этой беседы. Утечки идут с самого верха, от людей, которым совсем не улыбается оказаться в одной тонущей лодке с Трампом.       

Новости региона

Все новости