Малый бизнес или работа по найму?

Оба варианта потогонные, но у каждого есть свои плюсы

Очень многие американцы задумываются об открытии собственного бизнеса, когда в очередной раз теряют работу. И даже когда работа есть, мысли о «независимости» неизбежно приходят в голову: работа в Америке чаще всего сопряжена со стрессом и неуверенностью в завтрашнем дне.

Оба варианта потогонные, но у каждого есть свои плюсы

Насколько лучше положение независимого предпринимателя? Каковы плюсы и минусы обоих вариантов – работы на себя и на «чужого дядю»?

Вам приходилось говорить с хозяевами небольших магазинчиков, ресторанов, автомастерских, парикмахерских и прочих мелких заведений? С электриками, частными репетиторами, переводчиками, агентами риэл-истейта? Если вы когда-либо беседовали с людьми, которые трудятся в «независимом» режиме, то вы не удивитесь тому, что я поставил в кавычки это слово. Независимость у них формально есть, но фактически они зависят, и очень сильно, от конъюнктуры в своем секторе бизнеса, от заказчиков, партнеров, наличия оборотных средств, маржи (разницы между ценой, которую они могут взять за свои товары или услуги, и их себестоимостью), конкурентной ситуации и т.д.

В своем большинстве людям, работающим на себя, приходится «пахать по-черному», чтобы мало-мальски зарабатывать на жизнь. Отпусков и выходных они видят очень мало. Доходы их при этом чаще всего бывают невелики. Средств на покупку медицинской страховки у мелких хозяев, как правило, нет. Если бизнес хорошо развивается, то лет через пять-десять, может быть, удастся чуть-чуть сбавить темп и переложить часть работы на наемных работников.

Ну а альтернативу такой жизни мы все знаем – это работа по найму, где вам в любой день могут сказать: «Завтра можешь не приходить на работу – ты уволен». Подавляющее большинство американцев работает по найму «at will»: для увольнения обычного трудящегося не нужно никаких особых причин – ровным счетом ничего, кроме желания босса уволить данного работника. В отличие от корпоративных бонз и звезд шоу-бизнеса и спорта, простые люди не получают при увольнении «золотого парашюта» (такого, как, например, у экс-ведущего Fox News Билла О’Райли, которому на выходе заплатили $25 млн) – в лучшем случае рядовым труженикам дают выходное пособие в размере двухнедельной зарплаты. Восьмичасовой рабочий день в американских офисах существует в основном на бумаге – трудятся столько, сколько надо, с оглядкой на начальство и без права на сверхурочные.

Вот и выбирайте, что лучше. Но на самом деле у каждого из этих вариантов есть не только плохие качества, но и хорошие тоже. Рассмотрим плюсы и минусы.

Самозанятые, они же независимые подрядчики

Недавно апелляционный суд Флориды оставил в силе решение нижестоящего суда, который принял сторону правительства штата в его конфликте с компанией Uber. Эта компания, как многие из вас наверняка знают, представляет собой нечто вроде «кооперативного такси»: участвующие в ее деятельности водители могут по желанию брать заказы на доставку пассажиров, предлагаемые через приложение Uber в смартфоне (через это же приложение клиенты делают заказы); водители сами определяют свой график работы. Это явные плюсы, a один из главных минусов продемонстрировало решение флоридского суда: суд констатировал, что водители Uber являются независимыми подрядчиками, а не служащими, и посему не имеют права на пособие по безработице.

В определении суда по данному делу говорится, что, поскольку водители Uber сами «решают, брать ли заказ, когда, где, с кем и как работать», то эта степень свободы «несовместима с контролем, под которым находится обычный служащий». Так-то оно так, но, как пытался доказать истец – бывший водитель Uber, эта компания «тщательно контролирует водителей, отслеживает и оценивает каждое их действие» и, если начальство недовольно, водителя «деактивируют», то есть, попросту говоря, увольняют.

С аналогичными ситуациями сталкиваются и другие самозанятые граждане, они же независимые подрядчики. Если такой «независимый» работник (предположим, компьютерный программист или переводчик) работает на постоянной основе с одной определенной компанией, то – как бы за предоставление ему постоянной работы – компания его еще как контролирует. Но не дает, чаще всего, ни оплачиваемого отпуска, ни медицинской страховки. Не нравится – найдем другого на твое место.

И таки найдут. Почти каждый третий американец получает доход за счет работы в качестве независимых подрядчиков. Uber и Airbnb (эта компания работает одной рукой с желающими снять на время какое-то дешевое частное жилье, а другой – с желающими заработать на сдаче такого жилья) – наиболее известные примеры самозанятости, хотя большинство самозанятых граждан работает не в таких интернет-смартфоновских службах, а в традиционных сферах – типа ремонтных или садовых работ, финансов, компьютерного программирования, рекламы, журналистики и т.п.

Согласно результатам исследования, проведенного McKinsey Global Institute, от 54 млн до 68 млн жителей США – «независимые» работники. Из этого количества 32% используют самозанятость как основной источник дохода «по убеждению» – они хотят быть «независимыми»; 40% подрабатывают «влегкую», от случая к случаю, в дополнение к основному заработку; 28% «в гробу видели эту самозанятость» (цитирую одного своего знакомого из русскоязычной общины) – они занимаются этой работой из-за невозможности найти «настоящую», т.е. постоянную и на фулл-тайм.

Корпорация – не обязательно большая

Кое-кто из самозанятых граждан не удовлетворяется статусом DBA (“doing business as”) и оформляет корпорацию. Инкорпорировать бизнес в Америке – не вопрос: это можно сделать быстро и недорого. Чем прельщает людей этот вариант? Наверное, в первую очередь тем, что, согласно американскому законодательству, финансы корпорации отделены от личных финансов владельца – в случае провала бизнеса своим карманом отвечать не надо. Инвесторы потеряли вложения, наемные работники – работу, но хозяева корпорации тут ни при чем: ну, не получилось, и всё.

Не получается чаще, чем получается. По статистике, две трети новых бизнесов выживут первые два года, половина – первые пять лет, и лишь третья часть отметит 10-летнюю годовщину. В большинстве случаев (82%) стартапы прогорают из-за недостатка оборотных средств: стандартная ситуация – это отсутствие у инвесторов (если таковые имеются) терпения, желания подождать еще пару лет, пока бизнес не выйдет в плюс. Другой вариант той же ситуации – когда вкладываешь собственные деньги, других инвесторов нет, в банке кредит не дают, деньги кончаются, а бизнес еще не раскрутился.

Согласно докладу Национальной ассоциации малого бизнеса (2015 г.), главные проблемы мелких корпораций, помимо нехватки средств, – это расходы на медицину, уменьшение потребительского спроса и большие затраты времени на различные отчеты и прочую государственную бюрократию.

Но трудности не пугают людей, желающих попробовать свою предпринимательскую жилку и попытаться стать независимыми – без кавычек. Малый бизнес в США составляет абсолютное большинство бизнеса в целом: по данным Бюро переписи населения, более 99% всех фирм – это компании с количеством работающих менее 500 человек, а почти 90% – те, штат которых менее 20 человек. Эта статистика относится к примерно 6 млн компаний, имеющих наемных работников, а кроме них, есть еще 23 млн бизнесов, хозяева которых никого не нанимают и всю работу выполняют сами. Если их прибавить к вышеупомянутым мелким фирмам, где работает менее 20 человек, то получится, что эта «мелюзга» составляет аж 98% от общего числа американских компаний!

Малый бизнес США – это почти половина ВВП (без аграрного сектора), 54% всего торгового оборота, 55% всех существующих рабочих мест и 66% новых рабочих мест, созданных за последние 40 лет (данные Администрации малого бизнеса США). Пока крупные корпорации закрывают свои предприятия и сокращают рабсилу, мелкие, наоборот, развиваются и создают новые возможности трудиться для миллионов американцев.

Взвесьте свои возможности

«Куда ж крестьянину податься», стоя на распутье между наемной работой и собственным бизнесом? Никто не даст вам патентованного совета – разве что какой-нибудь шарлатан выдаст вам за определенную плату порцию лапши на уши. Можно только обозначить те факторы, которые надо учитывать при принятии решения.

Мы уже говорили о трудоемкости собственного бизнеса, но не забывайте и о «капиталоемкости»: любой, даже самый простой бизнес требует материальных вложений, из ничего нельзя получить что-то. Если у вас нет стороннего инвестора или банковского кредита, придется вкладывать свои, кровные, которые легко могут прогореть: вы к этому готовы?

Никогда не начинайте бизнес с близкими родственниками и друзьями – это верный путь рассориться с ними на всю оставшуюся жизнь (предупреждение об этом вы прочитаете в любом американском пособии для начинающих бизнесменов). А если вдруг все-таки решите пойти по этому пути, обязательно заключайте с компаньонами-родными такие письменные соглашения, которые подписываются с совершенно чужими людьми. Не сделаете этого – горько пожалеете.

Изучите (лучше всего – с помощью специалиста) «за» и «против» оформления корпорации в вашем конкретном случае – ведь бизнесом можно заниматься и без его инкорпорирования. Заранее изучите возможность и налоговые последствия использования вашего жилья для ведения бизнеса. Прикиньте, как вы будете сводить концы с концами, пока ваш бизнес встанет на ноги. Взвесьте свои силы: хватит ли здоровья лет пять вкалывать по 10-12 часов в день почти без выходных и отпусков? (Можно надеяться на лучшее, но лучше рассчитывать на худшее).

Взвешивать силы, увы, нередко приходится и в отношении наемной работы – случается, что она так человека достанет, что надо уходить, дабы не попасть в больницу с нервным срывом или того хуже.

А вот о чем мечтать – это ясно без особых раздумий. Хорошая работа, которая не изматывает и оставляет силы для бизнеса на стороне «влегкую», для души. Мечты порой сбываются...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру