Синтия Никсон сыграла Эмили Дикинсон

В четырех стенах

Новый фильм англичанина Теренса Дэвиса «Тихая страсть» ("A Quiet Passion"), где он выступил и режиссером, и автором сценария, я смотрела в зале Музея и Библиотеки Моргана, где двумя этажами выше продолжается выставка, посвященная героине фильма, американской поэтессе Эмили Дикинсон.

В четырех стенах
«Тихая страсть»

Сразу скажу - этот новый фильм признанного эстета и поклонника ушедших времен Дэвиса красив, даже изыскан и полон поэзии - не только визуальной: Синтия Никсон, феноменально играющая роль Эмили, время от времени читает за кадром ее стихи.  

Вдохновленные фильмом, который достаточно последовательно ведет нас по трагической траектории судьбы Дикинсон, многие пойдут на выставку, чтобы посмотреть на живописный портрет юной Эмили с сестрой и братом, увидеть страницы, исписанные ее рукой, газетные листы с первыми публикациями ее стихов, старые гравюры, дагерротипы... Кто-то, как я, придет на фильм, уже посмотрев выставку, вооруженный полученной там информацией и, возможно, «отягощенный» своим представлением о поэтессе.  

Такой зритель заметит некоторые вольности, которые позволяет себе Дэвис. Скажем, Сюзан Хантингтон Гилберт, бывшая учительница математики, вышедшая замуж за брата Дикинсон и, по сути, самая близкая подруга и первый читатель чуть ли не всех ее стихов, в фильме сведена до грустной молчаливой тени, а на первый план вышла другая местная учительница, шумная и острая на язык. Потом понимаешь, почему: в одном из главных эпизодов, узнав о том, что она выходит замуж, Эмили восклицает: «Они все уходят...».

Подруги, которые выходят замуж и разъезжаются, молодой (увы, женатый) пастор, с которым она чувствует особую духовную связь, родители (похороны обоих показаны подробно, почти мучительно, как и ее собственная болезнь и смерть) - все уходят, оставляя ее наедине со стихами, которые она пишет по ночам, и с отчаянным осознанием своей непривлекательности и бесконечного одиночества, в котором она в конце концов и сама себя заточает, отказываясь выходить из своей комнаты.

Дэвис намеренно ограничивается интерьерами (всего несколько сцен происходят вне дома). Выстроенные и снятые так, что каждый кадр кажется изумительной картиной, они несут тут особый смысл: жизнь Дикинсон, проведенная в Амхерсте, была небогата внешними событиями, да и пуританские нравы 19-го века давили не на шутку. Несколько драматичных сцен напоминают о независимости Эмили, ее остром критическом уме и нежелании «играть по правилам». Но по-настоящему единственным местом, где все это могло найти выход, была внутренняя жизнь...  

Тут самое время сказать о Синтии Никсон, без которой фильм не состоялся бы. Мир знает ее как адвоката Аманду из «Sex and the City», театралы знают ее по сцене, я видела ее на Бродвее в пьесе «Wit», где она играла незаурядную женщину-профессора, умиравшую от рака. Она отличная актриса, а Эмили Дикинсон - ее лучшая роль, где идеально проявилась ее способность играть одновременно «закрытость» и взрывчатость, ту самую «тихую страсть», которой назван фильм. Любопытно, что Теренс Дэвис, пригласивший ее на эту роль, «Sex and the City» назвал «отталкивающим».

А начинается фильм незабываемой сценой, где Эмили-подросток выслушивает с одноклассницами по семинарии наставления директрисы. Здесь и в нескольких следующих эпизодах роль юной Эмили играет другая актриса, молоденькая Эмма Белл, и момент превращения одной в другую сделан с той же визуальной тонкостью, как и весь фильм.

Новости региона

Все новости