«Онегин» вернулся в Мет

Как бы это было с Хворостовским?

«Евгений Онегин» Чайковского в постановке англичанки Деборы Уорнер увидел свет рампы в 2013 году. В этом сезоне Метрополитен-опера решила его возобновить, рассчитывая на притягательность дуэта Анны Нетребко (Татьяна) и Дмитрия Хворостовского (Онегин) и повторение сенсационного успеха недавнего «Трубадура» с их участием.

Как бы это было с Хворостовским?
"Евгений Онегин"

Увы, Хворостовский, который борется с болезнью, отменил свое участие во всех оперных спектаклях сезона (хотя и собирается выступать в концертах).

Вместо него пел Мариуш Квичень - Онегин 2013 года. Его затем сменит Питер Маттеи, и спектакль с ним 22 апреля днем будут транслировать в кинотеатры мира.

Разочарованные отсутствием Хворостовского могут утешиться несколькими позитивными изменениями в спектакле. Нет, Ленский и Онегин по-прежнему стреляют друг в друга из ружей, и Онегин по-прежнему любит поесть и выпить (в первом действии, закончив объяснение с Татьяной, вынимает из корзинки и кусает яблоко, в сцене дуэли появляется с огромным, завернутым в белую салфетку, бутербродом в руке, а на петербургском балу, устав, наверное, брать бокалы с подносов, просто появляется с бутылкой)...

Несмотря на эти и другие режиссерские «придумки», спектакль выглядит убедительней, чем на премьерных показах. Глаз различает при повторном просмотре не только странности, но и прозорливые детали и уже не сопротивляется, скажем, тому, что последняя сцена проходит не в доме Греминых, а под падающим петербургским снегом, и что события сдвинуты во времена Чайковского. Между тем актеры вжились в режиссерские мизансцены и абсолютно свободны в музыке, а потому все без исключения великолепны в своих ролях - от Елены Зарембы (Ларина) и Ларисы Дядьковой (Филипьевна) до живой, артистичной, с роскошным меццо Елены Максимовой (Ольга) и Анны Нетребко, поразительной в сцене письма с ее гигантской эмоциональной амплитудой. Алексей Долгов в роли Ленского (он дебютировал в Мет в 2013 году, только не как Ленский, а как Кассио в «Отелло»), не обладая большим голосом, компенсирует это чистотой, музыкальностью и искренностью.    

Порой просто забываешь, что это оперный спектакль, а не драматический, причем хорошего качества. Разумеется, успеху помогает тот факт, что все исполнители ведущих ролей - либо из России, либо из Восточной Европы (Квичень из Польши, а Стефан Кочан, исполнитель роли Гремина - серб), так что с текстом никто не «воюет», даже англоязычные исполнители нескольких маленьких ролей, и его оттенки безошибочно «транслируются» в музыкальную интонацию.

За пультом Мет на сей раз стоит Робин Тицциати, 34-летний британец с итальянскими корнями. Несмотря на молодость и отсутствие формального дирижерского образования, он популярен в Европе: с осени становится главой Deutsches Symphonie-Orchester Berlin (сменив на этом посту Тугана Сохиева), одновременно продолжая возглавлять Шотландский камерный оркестр и Глайнбургский оперный фестиваль. В его «Онегине» особых озарений я не заметила, но и просчетов тоже, если не считать не слишком уверенного начала. Впрочем, это можно списать на волнение: в Мет его опыт невелик - в 2011 году он вел спектакли по опере «Генсель и Гретель».    На поклоны исполнители вышли с белыми розами в руках - напоминание о «Трубадуре» осенью 2016-го, когда Хворостовского приветствовали дождем из таких же роз. Да, его в этом «Онегине» не хватало. Хотя я не уверена, что ему понравилась бы трактовка роли, придуманная английским режиссером.   

Новости региона

Все новости