Выставки в Еврейском музее Нью-Йорка

Парижский фланер и бруклинский Цадик

Нынешнее руководство Еврейского музея в Нью-Йорке больше всего интересуется современным искусством. Иногда этот интерес приносит любопытнейшие результаты - вроде двух, только что открывшихся на втором этаже музея выставок.

Парижский фланер и бруклинский Цадик
Шарлеман Палестина на фоне своего "плюшевого безумия"

Сначала - о главной, вдохновленной последним трудом Вальтера Бенджамина (1892-1940) «Проект Аркады». Философ, критик, эссеист, один из самых глубоких и оригинальных умов мира, родившийся в Берлине, в просвещенной, состоятельной и ассимилированной еврейской семье, он начал работать над «Аркадами» в 1927 году. Истоком стало короткое эссе о парижских торговых пассажах (аркадах), возникших в большом числе во второй половине 19 века, расплодившихся вскоре по всей Европе, но во времена Бенджамина пришедших в упадок, а то и совсем исчезнувших.

Но размышление о конкретном феномене парижской жизни вскоре переросло в гигантский труд о Париже 19 века вообще, о разных сторонах его жизни и истории, и об истоках потребительского общества, так явно заметных именно в этом городе, который в 19 веке был, по мнению Бенджамина (и не только его) культурной и коммерческой столицей мира. Проект не был закончен, хотя работа над ним продолжалась почти десять лет. К власти пришел Гитлер. Из Германии пришлось срочно уехать. В 1940 году, после нескольких лет вынужденных странствий по городам Европы, Бенджамин получил, наконец, американскую визу, но на пути в Португалию, откуда должен был отплыть в США,был задержан в Испании франкистской полицией. Под угрозой высылки в Германию, уже не веря в спасение, он покончил жизнь самоубийством.  

«Аркады» опубликовали только в 1982 году на немецком языке, а в 1999 - на английском. Это собрание цитат, пространных размышлений и коротких заметок (мы не можем знать, каким труд выглядел бы в окончательном варианте) философ группировал в 36 тематических «сплетений»: «Бодлер», «Улицы Парижа», «Фотография»,«О теории знания, теории прогресса», «Антропологический материализм, история сект», «Технология репродуцирования. Литография», «Кукла, автомат», «Сена, старейший Париж» и другие...

Они-то и стали «стержнем» выставки, которую куратор Джес Хоффман назвал «Аркады: Современное искусство и Вальтер Бенджамин». Он соединил несколько архивных материалов (документы, фотографии, рукописные страницы...) с работами художников, отобранными им и сгруппированными согласно с темами «Аркад». Получилась очень интересная проекция идей и размышлений философа в наши дни, во многом предсказанные им.  

Как и оригинал, выставочные «Аркады» носят открытый, неоконченный характер. Никакой хронологии; броди, скользи взглядом, застрянь около почти неподвижных - так медленно они разворачиваются - видеоинсталляций или рассмотри переплетение фигур и форм в похожей на фреску картине «Триумф труда», написанной - явно не без иронии - черным фломастером по картону, полюбуйся фотопортретом Синди Шерман в облике современной меценатки или погрусти перед миниатюрными макетами исчезающих, подобно парижским аркадам, достопримечательностям Нью-Йорка: ресторан «Одесса», “Katz Delicatessen»...

Обязательно читай - выставка полна текстов (недаром куратор выставки - еще и писатель). На стенах - не только названия глав и произведений и не только привычные комментарии к ним, но и необыкновенно интересные стихи Кеннета Голдсмита, заказанные к выставке. Это «графическая» поэзия, каждый текст имеет особую, символическую по значению форму, к тому же он «соткан» из цитат поэтов и философов прошлого. В общем, смотри, сравнивай, размышляй - веди себя как настоящий парижский фланер 19 века.

А потом загляни в зал по соседству, чтобы вдосталь посмеяться, потому что весь он - буйство красок и мягких игрушек, в основном плюшевых мишек, всех возможных видов и конфигураций, собранных в уморительные сцены. Чего тут только нет: «Ноев ковчег», старинный клавесин, хасиды в талесах, портреты-рисунки Тедди Рузвельта, люстры из мишек, зеркала - в общем, сумасшедший дом...  Называется все это соответственно: «Bear Mitzvah in Meshugahland» (игра слов «медведь» и «бармицва», еврейского «мишигас» и английского «land»). Это создание  художника, музыканта, композитора-авангардиста Шарлемана Палестины, который родился в 1947 в Бруклине и был известен в округе под данным родителями именем Хаим Моше Цадик. Поменяв имя и переехав в 1980-е годы в Брюссель, автор не потерял детской любви к игрушкам и выдумкам, а также связи со своими еврейскими и, в частности, бруклинскими корнями: неподалеку от того места, где он рос, в 1902 году был сшит руками эмигрантов из Российской империи первый Teddy-Bear. Кстати, музыка в зале - его же. 

Новости региона

Все новости