В Белом Доме поселилась паранойя

Не болтай!

Еще совсем недавно вашингтонские журналисты запросто болтали с сотрудниками Белого Дома, выходившими на ланч в близлежащие заведения - Old Ebbitt Grill на 15-й улице или McCormick & Schmick's на Кей-стрит.

Не болтай!
Дональд Трамп на митинге в Кентукки

Сегодня этим непринужденным разговорам за устрицами и крабкейками пришел конец: у аппаратчиков президента Трампа рот на замке. В Белом Доме воцарилась паранойя. Там идет маниакальная борьба с утечками.

Советники президента одержимы борьбой с внутренним врагом. Враг этот - то, что Александр Дугин называет «шестой колонной», а окружение Трампа - «государством в государстве». Под этим названием имеются в виду остатки прежнего режима, «окопавшиеся» в госаппарате и «саботирующие» решения новой власти. Конгрессмен Майк Келли от Пенсильвании заявил даже, что Барак Обама остался в Вашингтоне, чтобы руководить этим «теневым правительством». Конспирологией о «государстве в государстве» заполнены страницы праворадикальных вэб-сайтов и блогов, слово «саботажник» звучит из уст протрамповских пропагандистов не реже, чем звучало из уст русских большевиков.

После проверки мобильных телефонов, которую однажды учинил своим подчиненным пресс-секретарь Шон Спайсер, служащие Белого Дома вообще не берут на службу свои личные аппараты. А после того, как WikiLeaks сообщила, что ЦРУ подслушивает американцев чуть ли не через утюги, по приезде домой не только выключают служебный телефон и вынимают из него батарейку, но и прячут его куда-нибудь в комод, потому что верят, что прослушка работает даже в выключенном телефоне.

Все подозревают всех в нелояльности и заговоре против президента. Чиновники проводят долгие часы за просмотром аккаунтов своих коллег в социальных сетях, надеясь обнаружить крамолу, пусть даже сказанную несколько лет назад. Свои аккаунты они очищают от записей, которые можно было бы вменить им в вину. Общение с прессой запрещено всем, кроме тех, у кого оно входит в служебные обязанности. Даже министры набрали в рот воды. В федеральных учреждениях люди разговаривают, как когда-то на Старой площади, - косясь на потолок и стены, у которых, мол, есть глаза и уши.

При этом никто не знает, кто за кем следит: Трамп за «шестой колонной» или «шестая колонна» в лице ЦРУ и ФБР за Трампом и его окружением. Кого из них следует больше бояться - непонятно.

Если президент верит в существование «государства в государстве», то те, кто находится под постоянным подозрением, озабочены только одним: как доказать свою преданность? О какой бы то ни было инициативе, творческом подходе к делу и речи нет. Спрашивается: работоспособно ли такое правительство?

Да ведь никакая работа от него и не требуется. В правительстве до сих пор остаются вакантными около 4000 должностей, из них 495 - президентского уровня, то есть таких, на которые назначает президент и утверждает Конгресс. На них нет даже кандидатов, и никто их не ищет. В Госдепартаменте пустуют кабинеты шести из восьми заместителей госсекретаря и еще 113 руководящих сотрудников.

Есть ощущение, что президент воспринимает свою работу как реалити-шоу, к главной роли в котором он так привык. Он ежедневно с кем-то встречается, подписывает указы, но все это напоказ, ради картинки. Он даже подписанные указы обязательно показывает камерам. Подписав указ, он всерьез считает свою миссию выполненной. И ему все время требуется признание. После выборов он поехал по стране с «турне победы». Теперь он ездит c турне «Сделай Америку великой снова». В марте огромные «путинги» для него собирали в Нэшвилле и Луисвилле. Он не может остановиться и продолжает свою предвыборную кампанию. С толпой своих сторонников ему легко. Они не подвергают сомнению ни единое его слово, не задают каверзных вопросов. Он купается в лучах собственной славы, без ложной скромности называя себя великим президентом и утверждая, что он за два месяца сделал больше, чем любой его предшественник.

Вера фанатов Трампа в своего вождя не знает компромиссов и оговорок. Недавно Бюджетное управление Конгресса опубликовало прогноз, согласно которому в нынешнем финансовом году дефицит федерального бюджета составит 559 миллиардов долларов, что на 28 миллиардов меньше, чем в прошлом. Трамписты возликовали: вот плоды неустанных трудов президента! Когда одна моя знакомая осмелилась возразить, что речь идет об исполнении бюджета, сверстанного и принятого при Обаме, ей заявили, что она говорит так потому, что ненавидит законно избранного. А другой мой знакомый, поклонник Трампа, прекрасно видя абсурд происходящего, но будучи не в силах расстаться с иллюзиями, говорит, что у президента наверняка есть какой-то тайный план, который нам знать не положено.

Когда-нибудь в Голливуде сделают обо всем этом веселую комедию. Но нам-то приходится сегодня жить в этом злом гротеске.

Новости региона

Все новости