Будни нелегалов: свет и тени

«Каждый русский норовит тебя обмануть»

Новый иммиграционный закон Трампа и во второй редакции застрял, будучи блокирован федеральными судьями, которые углядели в нем нарушение конституционных норм. Судьба его пока неясна. Но общая атмосфера ужесточения иммиграционных правил ощутима. Особенно тревожна стала жизнь у нелегальных иммигрантов. Нашу общину будоражат слухи о тайных рейдах иммиграционных агентов, арестах на улицах и на транспорте.

«Каждый русский норовит тебя обмануть»

Газета «В Новом Свете» решила поинтересоваться у «наших» нелегалов, каково им живется в этой новой реальности. Наш внештатный корреспондент встретился и побеседовал с двумя из них.

Мой первый собеседник - Александр Сочнев. Имя подлинное. Скрывать, как я понял, ему нечего.

«Бумеранг ударил меня самого»

- Саша, откуда ты, когда прибыл в Америку?

- Я уроженец Гомельской области Беларуси. Родился в 1978 году. Окончил с отличием следственно-экспертный факультет Академии Министерства внутренних дел Беларуси. Обучаясь в Академии, получал повышенную стипендию из Фонда президента по поддержке одаренной молодежи. Также за отличную учебу был удостоен благодарности от начальника Академии. Затем служба по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений. Неоднократно имел поощрения, благодарности и грамоты. Дослужился до звания подполковника милиции. Был далек от политических процессов, происходящих в стране. Наивно верил заявлениям президента Лукашенко о прогрессе, о борьбе с коррупцией. Оказалось все это блефом. Наверное кому-то покажусь старомодным, но я честный человек. Имею определенные жизненные принципы, и главный из них - соблюдение законности. Поэтому попытка моя противостоять коррумпированным чиновникам оказалась бумерангом, ударившим меня самого.

- Как и что это было? Поясни.

- В той стране, поверьте мне, если нет вины, то ее можно создать. В 2012 году, спустя два месяца, как я вынужден был уйти из центрального аппарата МВД, ночью ко мне пришли трое мужчин. Двое из которых представились сотрудниками КГБ, третий был в милицейской форме. Один из комитетчиков сказал, что лучше мне держать язык за зубами о процессах во власти и коррумпированных чиновниках и никуда не жаловаться, и прямо сказал, иначе меня упекут в тюрьму лет на 10-12. И чтобы я забыл о трудоустройстве в госорганы. Заодно меня избили. Думаю, что я легко отделался, в худшем случае мог просто исчезнуть, как исчезли многие оппозиционеры и противники режима. Мне пришлось покинуть службу и  вообще уволиться из органов милиции. У меня есть все документы, подтверждающие мои слова.

- Саша, как ты оказался в Америке?

- У меня давно была туристическая виза. Я не собирался покидать родину навсегда, просто, чтобы немного очухаться от всего этого, решил уехать в США по ранее приобретенному двухнедельному туру. В США прибыл в мае 2014 года. Уже находясь в Нью-Йорке, узнал, что в моей минской квартире был произведен обыск. Стали приходить повестки - вызовы в отдел принудительного исполнения наказания. Что за наказание у меня могло появиться, я не знаю. И зачем так активно меня искать? Хотя не трудно догадаться зачем. Так что все продолжается, а может быть только начинается.

- И ты, поняв, что для тебя возвращение в Беларусь смерти подобно, попросил убежище у США?

- Да, именно так. Но в первой инстанции мне отказали. Или адвокат попался некомпетентный, или иммиграционная служба не захотела вникнуть в суть. И мне отказали. Сейчас дело передано в суд.

- А как ты жил эти три года?

- Все это время работал, физическим трудом занимался - надо же было выживать как-то.  Нашел даже возможность и поступил в Квинсборо-колледж.

- Ну, удачи тебе!

Уже после этого разговора Саша показал мне сообщения из Минска от его друзей, где они пишут, что милиция периодически интересуется, не вернулся ли он из США.

Салатные страдания

Мой второй визави - Денис (имя он попросил изменить). С ним я познакомился по рекомендации знакомой, когда мне надо было помочь передвинуть мебель дома. И он пришел, веселый, большой, судя по всему, добрый, лет тридцати, рубаха-парень, при этом какой-то чистый и позитивный. Дежурный разговор перерос в интервью.

- Денис, расскажи о себе.

- Я из небольшого городка Кизела, что в Пермском крае. Приехал 3 года назад. Сами знаете, в России голодно, а у меня старые родители, которым нужно помогать, и брат-инвалид. Вся надежда в семье только на меня. В Кизеле работал на добыче керамзитовых глин, которые используются как строительный материал. Зарплата - копейки. Искать другую работу в России без толку. Вот и решил поехать в Америку по туристической визе. Был уверен, что тут-то для рабочего парня работа найдется.

- Помнишь первые впечатления от Нью-Йорка?

- Еще бы! Я как будто в сказку попал. Манхэттен - чудо. Все такое красивое. Стараюсь все выходные ездить туда, подальше от Бруклина, Брайтона, где живу. Живу как будто в двух параллельных мирах.

- Как устроился здесь, что делал?

- Первую мою работу я нашел с помощью агента. Условия были такие: я должен был заплатить $25 за анкету, и когда она найдет мне что-то подходящее, отдать ей первую недельную зарплату. Теперь понимаю, что это было элементарное кидалово. Работа за $6 в час на кухне в Боро-парке, в подвале, вместе с мексиканцами. Ну, думаю, окей, я парень, приученный к работе, справлюсь. Сказать, что было тяжело, - ничего не сказать. Работал по 14 часов в день, таскал мешки, разгружал машины, мыл кухню и самое ужасное, что мне приходилось делать - размешивать салаты. Не улыбайтесь, Тед. Когда тебе нужно двумя руками перемешивать салат в ванне емкостью в 40 кг., это не так легко, как кажется. Ингредиенты мелкие, липкие, мешаешь эту вязкую смесь голыми руками, потому что перчатки быстро рвутся и куски остаются в салате. Приходил домой и падал без сил. В выходные лежал пластом и старался не двигать руками, любое движение вызывало боль. Через несколько дней пришел босс и сказал, что я ему не подхожу. Когда спросил про деньги, он ответил, что отдал их моему агенту. В ответ на мое возмущение он сказал, что вызовет полицию.

- И часто тебя так обманывали?

- Бывало, но по мелочи. И всегда русские. Есть одно кафе на бордвоке, так не дай бог туда попасть. Там немного поработал басбоем. Хамство, мат, унижение... На кухне бардак, хуже, чем в привокзальном туалете. Или в одном ресторане на Эммонс-авеню с южным названием берут ребят якобы c испытательным сроком и через неделю говорят: ты нам не подходишь! А неделю ты горбатился  на них бесплатно. Или на Брайтоне на дверях  ресторана, не хочу его называть, постоянно висит объявление: требуется басбой. История такая же! Работаешь неделю, а потом: ты нам не нужен! Я стал бояться русских, каждый норовит тебя обмануть. Когда Брайтон агитировал за Трампа, для меня это было трагедией. Я не занимаюсь политикой, но когда одни иммигранты голосуют за человека, который обещает убрать других иммигрантов, разве это не расизм?

- В твоей жизни что-либо изменилось после прихода Трампа?          

- Очень многое. Я стал жить в страхе. Страх напороться на иммиграционного офицера в сабвее, на улице. Я же нелегал. Когда приехал, не думал о документах, не до того было, надо было выживать самому и помочь выжить моей семье на родине. Да и как мне было их получить? Я не гей, я не из места, где идет война. Я приехал в эту страну с тремя сотнями долларов, сейчас зарабатываю немного, но все деньги уходят на жилье и отправку домой. Правда, у других дела еще хуже, мне, например, искренне жаль китайцев и мексиканцев, работают супертяжело. Многие китайцы при этом снимают даже не комнату, а кровать.

- Как это?

- Один человек работает ночью, другой днем. И спят в одной кровати по очереди.

- Как думаешь жить дальше?

- Не знаю. Документы просто так мне не дадут. На свадьбу не заработал. Так и буду бегать по таким работам, пока не депортируют. Выбора нет. Домой возвращаться не хочу. Там работы нет. Денег нет. Все пьют. Может быть, встречу какую-нибудь девушку, которая полюбит такого, как я. Хотя сейчас все смотрят в кошелек. Простой парень здесь никому не нужен. Ну, в общем, посмотрим...

Эти два разговора оставили на душе тяжелый осадок. На мой взгляд, оба моих собеседника абсолютно не заслуживают депортации. Они не воруют, не торгуют наркотиками, честно и напряженно работают. При этом вовсе не отбирают рабочие места у американцев, потому что ни один американец не выдержит такую нагрузку. Оба имеют весомые причины не возвращаться на родину.

То, что сладкоречивый Трамп обещает сделать Америку великой - очень хорошо, но было бы неплохо дожить до этого. Как говорится, обещать - не значит жениться.

От редакции. Два этих довольно невеселых откровения нам захотелось дополнить чем-то более мажорным. Не все же так плохо в американской жизни тех, у кого нет легального статуса. Украинка N. (она просила не называть ее настоящее имя) работает бэбиситтером в Нью-Йорке, и на жизнь, похоже, не жалуется. “Я люблю деток, сидеть с ними мне нравится», - говорит она.

Колечки судьбы

- Откуда вы приехали и когда?

- Я приехала из Запорожья в 2005 году. По профессии инженер-технолог, рентгенолог. Я просвечивала детали, которые предназначались для самолетных и вертолетных двигателей. Выявляла трещины, другой брак, который не виден обычным образом.

- Почему решили уехать?

- Потому что это была моя заветная мечта. У меня много друзей эмигрировали в Америку задолго до того, как я сама уехала. Мне десять лет не открывали визу, но я настойчиво ездила в Киев, в американское посольство. Жизнь на Украине меня изначально не устраивала. Когда поднялся железный занавес, я тут же выехала в первую серьезную капиталистическую страну, это была Финляндия. У меня был шок. В сравнении осознала, в каком же дерьме мы живем, я живу, мои сыновья! Да, конечно, когда распался Союз, я ушла с завода, открыла на рынке четыре точки, торговля шла, вроде все ничего. Но я пришла к тому, что хочу все поменять в своей жизни.

- Сколько у вас детей?

- Два сына. Старшему 40, младшему 31.

- А муж?

- Я с ним разошлась. Он сильно пил. Не состоялся как человек. А лечить его у меня не было желания. Я выехала в Америку одна. По вызову, его мне сделала подруга. Украина дала мне мультивизу на 10 лет, Америка разрешила въезд на полгода. И я осталась.

- Что предпринимаете, чтобы легализоваться?

- А что я могу предпринять? Реальная возможность только одна - фиктивный брак. Получить статус беженца - нереально. Можно было попробовать получить статус по религиозной линии, но я тогда об этом не думала.

- Положение нелегала мешает вам жить?

- Абсолютно не мешает. Мне помогло, что я получила новый украинский паспорт, старый же истек, и получила IDNYC (удостоверение личности жителя Нью-Йорка). Благодаря ему я смогла открыть счет в банке, завести кредитные карточки. Я исправно плачу налоги.

- 12 лет вы в Америке. Довольны жизнью?

- Абсолютно довольна. Мне все нравится. И профессия моя здешняя нравится. А вот у моих украинских подруг не все хорошо. Одна моя запорожская знакомая, назову ее C., приехала в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса. Устроилась в семью где-то на Лонг-Айленде, с проживанием. Семья не бедная, но все время ей задерживали зарплату. В какой-то момент они ей задолжали 1200 долларов. Она мне рассказала, как ее подставили. Когда С. с хозяйкой ездили вместе на шопинг, хозяйкина дочь подбросила в ее комнату в бейсменте, в ее коробочку для ювелирных изделий два своих колечка. Когда «пропажа» обнаружилась, дочка хозяйки говорит С.: если не хочешь, чтобы мы вызвали полицию и тебя депортировали из страны, забирай свои вещички и убирайся. Потом мне С. сказала, что она, видимо, не первая и не последняя была обманута по этой схеме.

- Бэбиситтеры-нелегалы говорят, что работа с проживанием это домашнее рабство. Вы согласны?

- Многие боятся поднимать шум, когда становятся жертвами подобного мошенничества и обмана. Но не все трусят. Другая моя знакомая, более импульсивная и решительная, проработала три недели у женщины с ребенком в Ньюарке. Хозяйка вдруг ее уволила, не заплатив и обвинив, что она что-то там не доделала. Но подруга не побоялась, вызвала полицию, приехал переводчик с русского, она все объяснила полицейским, и хозяйке пришлось с ней рассчитаться. И все равно. Люди как ехали из Украины в Америку, так и едут. Бросают семьи, детей. Я знаю наших людей, которые пришли пешком по туннелям через мексиканскую границу, пришли, рискуя жизнью.

- На себе почувствовали жесткий курс по отношению к нелегальным иммигрантам, взятый новым президентом?

- Страх как был, так и остался. Но я твердо стою на своем и уезжать не собираюсь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру