Новый фильм Франсуа Озона

После войны

Франсуа Озон снимает по одному, а то и двум фильмам в год, и практически каждый - в другом жанре. «Франц» (Frantz), только что появившийся в Америке, возможно, его лучшее создание: глубокая, вдумчивая, с огромным вкусом снятая драма, в которой парадоксально сочетаются неторопливость повествования - с почти детективной загадочностью и напряженностью. Вот почему сюжет лучше не рассказывать.  

После войны
Кадр из фильма "Франц"

Скажу лишь, что тайны начинаются с первого кадра. Молодая, скромно одетая женщина, с печальным, как будто навсегда застывшим лицом и тихим голосом (Анна в замечательном исполнении Паулы Бир) приходит на кладбище и замечает, что кто-то уже был у могилы, ради которой она пришла. Кто? Откуда? И даже когда мы узнаем его имя (Адриен) и услышим его голос, и увидим вблизи его огромные влажные французские глаза и застенчивую улыбку, загадки и неожиданности не прекратятся.

Место действия - немецкий городок, где все всех знают. Адриен (актер Пьер Нине) - француз. Почему он здесь? Тот ли он, за кого себя выдает? И что произойдет между ним и Анной? И как странен и симоличен последний кадр - в пустынном зале Лувра, перед картиной Мане «Самоубийство», где Анну ждет - но кто? Объяснять не буду, потому что и сама не уверена, что же выбрала Анна: сон, обман, надежду, реальность, жизнь, смерть?

Пройдет всего несколько лет, и трагедия войны вернется. Но это знание «из нашего сегодня». Фильм же разворачивается в 1919 году, лишь несколькими штрихами, хотя сильно и жестко, обозначая истоки следующего мирового катаклизма. Но «Франц» шире, сложней, богаче, чем просто антивоенная драма. Он - о тайнах человеческого сердца, о невыносимой боли утраты (в том числе и родительской), о ненависти и способности прощать, любить, меняться, искать спасение в иллюзиях и воспоминаниях или опору в крупицах реальности, о национализме и страхе перед «чужим» и о выборе: страху поддаться или преодолеть его. 

В этой многослойности прелесть и сила фильма, хотя соревноваться Озону пришлось с таким мастером, как Эрнст Любич: «Франц» - свободная адаптация фильма 1932 года «Недопетая колыбельная», в свою очередь основанного на пьесе француза Мориса Ростана. Просто у Озона в распоряжении больше средств и исторического знания.

Почти весь фильм черно-белый. Цвет введен редко, но экспрессивно: в военных кадрах, в парижских эпизодах, в сценах на природе между Адриеном и Анной... Озон усложняет оригинал и ставит в центр событий именно Анну, ее духовную эволюцию. В нем много поразительных актерских работ и поразительно красивых кадров. Фильм снят на немецком и французском языках и снабжен английскими субтитрами.  

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях