Почему оскаровский конфуз уже вошел в историю

Не надо Ла-ла!

Меня знакомые журят - что ты все про скандал с конвертом, а не про фильмы. Ведь "Оскар" - это кино, в первую очередь. А тут дурацкая ошибка с объявлением не того фильма-победителя все затмила. Должен уточнить: "Оскар" - это и про кино, и про жизнь, и про гламур, и про Америку как культуру, как цивилизацию.

Не надо Ла-ла!

Такого ведь и правда никогда не было. Когда-то, кажется, Сэмми Дэвис-младший лажанулся с объявлением приза, но это было в разгар церемонии, и скандал быстро загасили. А тут как будто какой-то великий и ужасный провокатор (вам никто не приходит в голову?) все подстроил. Ведь все гадали-рядили. Кто получит главный «Оскар»? Изящный, тонкий, артистичный, мелодраматичный мюзикл «Ла-ла лэнд» с нежными, трепетными влюбленными Эммой Стоун и Райаном Гослингом и душевной, ностальгической музыкой Джастина Хурвица? Или правдивый, жесткий по сюжету, порой брутальный, в стиле синема верите «Лунный свет» с прорывами в магический реализм, о мучительном взрослении чернокожего парня, об обретении им своей сексуальной идентичности?

А до сего мгновения все шло как по маслу. Торжествовали победители в других категориях, все рукоплескали актерам-победителям Эмме Стоун и Кейси Аффлеку («Манчестер у моря»), Махершале Али («Лунный свет») и Виоле Дэвис («Ограды»), отсутствующему иранцу Асгару Фархади («Коммивояжер») и всем остальным счастливцам этого вечера, проходившего в голливудском кинотеатре «Долби» (бывшем «Кодаке»).

Но вот наступили мгновения, когда легендарные презентеры Фэй Данауэй и Уоррен Битти, вечные Бонни и Клайд, мяли роковой конверт в руках и смущенно пикировались на глазах у ста миллионов телезрителей. Этот момент стал чуть ли не главным оскаровским триллером, перещеголяв по саспенсу любой фильм из представленных во всех номинациях.

Да, подслеповатая Фэй не разглядела имя Эммы Стоун, а увидела «Ла-ла лэнд» и радостно прокукарекала. Ну а дальше началась фантасмагория, которую уже растиражировали в социальных сетях и на youtube.

Виноватого стрелочника тут же, конечно, обнаружили. Злая ирония судьбы в том, что он служащий аудиторской компании PricewaterhouseCooper, которая считает голоса академиков и всегда кичится своей швейцарской точностью, японской пунктуальностью и американским перфекционизмом. Бедолага перепутал конверт, будучи увлечен фотографированием кинозвезд. Как это прелестно!

Конечно, можно обвинить стареньких и милых Бонни и Клайда, что они мышей уже не ловят, что они не дотумкали, что это же явная ошибка, ну не может имя Эммы Стоун быть в конверте с названием лучшего фильма (там обычно фигурируют имена продюсеров проекта). Им надо было насторожиться, подозвать кого-то из администраторов, вот они болтаются на кромке сцены, и тут же скандал был бы исчерпан. Ну да, возраст. Ну да, колоссальная ответственность, огромное напряжение. Пленку не открутишь назад...

Кто-то сказал в принципе разумное и красивое: надо было дать после ошибки две статуэтки - обоим фильмам, как говорит молодняк, по чесноку. Что упало, то пропало. Но это на конкурсах самодеятельности, на санаторной эстраде уместно - типа «победила дружба». Здесь же все серьезней. Шесть с половиной тысяч членов Американской академии киноискусства, отсмотрев девять фильмов-финалистов, сделали свой выбор. Который на перспективу по крайней мере одного сезона определит тренды и дискурсы, подстегнет бокс-офис и даст жизнь тем студийным проектам, которые всегда ориентируются на самую успешную оскаровскую модель для подражания.

Пыль от скандала немного улеглась, и самое время послушать, как его комментируют два уважаемых конкурента, молодые, да ранние режиссеры Дамиэн Шазелл («Ла-ла лэнд») и Барри Дженкинс («Лунный свет»).

«Да, это отдает бардаком, но это получилось роскошно», - благодушествует Дженкинс. Две группы людей (создатели обоих фильмов) оказались вместе на секунду. Шазелл вспоминает, что не верил своим глазам. Ему казалось, что это какой-то невероятный розыгрыш.

А я не знал: оказывается, Шазелл и Дженкинс большие друзья по жизни, и им, по их признанию, было неловко, когда драматургия оскаровского действа развела их по углам ринга, сделав главными соперниками за ключевую награду премиального сезона.

«Я, конечно, заготовил речь победителя, - сказал Дженкинс, -я хотел сказать, что герой фильма, этот пацан, - это и обо мне, и о моем соавторе Тарелле Алвине Маккрейни, и что этот пацан не мог вообразить, что история о нем спустя годы получит восемь оскаровских номинаций. Это мечта, которую я всегда отгонял. Но когда мы сидели в зале, и мечта не реализовалась, я выбросил из головы заготовленную речь. Ну а когда тут же все поменялось, и мне нужно было выскакивать на сцену, было поздно что-то вспоминать. Первой мыслью было обнять на сцене Джордана».

Джордан Хоровиц, это тот самый реальный герой, один из продюсеров «Ла-ла лэнд», который в хаосе, воцарившемся на сцене, мужественно назвал победителем «Лунный свет» и в камеру показал правильный выигрышный билет.

Свою версию произошедшего предложил ведущий церемонии Джимми Киммел. Кстати, я в мирное время его шоу не смотрю, так что никаких ожиданий у меня не было. А его оскаровский конферанс-дебют мне, в общем, понравился. Он не кривлялся, как некоторые предшественники. Шутил как дышал. Иногда очень смешно. Иногда не очень. Да, политики оказалось сверх головы, Трампу, который будто бы отказался смотреть «Оскар» (не верю, смотрел, в щелочку, но смотрел), икалось, наверное, без меры.

Так вот Киммел в своем регулярном телешоу обвинил в подмене конвертов... своего охранника Гильермо Родригеса. В подтверждение комик показал видеозапись (конечно, «альтернативую», по терминологии помощницы Трампа) и торжественно объявил о «конверт-гейте». В этом фрагменте, озаглавленном «Вот что случилось с конвертом», Родригес с удовольствием поглощает ментоловые шоколадные драже Junior Mints, которыми его угостил Киммел. Ему явно нужна салфетка, чтобы вытереть рот и липкие пальцы. Он хватает первое, что попалось под руку, а это, конечно, злосчастный конверт, вытирает им рот и пальцы, комкает конверт, бросает его в гарбидж и делает глоток из горла большой бутыли текилы.

Смех смехом, а Академия публично извинилась перед всеми, от номинантов и вручантов до почтенной телепублики.

«Оскар» - это часто непрогнозируемые победители, смелые импровизации, скандальные демарши. Но я могу с абсолютной уверенностью сказать о будущей, юбилейной, 90-й церемонии 2018 года, - она завершится на написанной в сценарии непременной комической ноте, когда вручантам предстоит разорвать тот самый главный конверт.

Новости региона

Все новости