О чем сказал и о чем умолчал президент

Президентский дебют Трампа

Первое обращение нового президента к Конгрессу, которое состоялось в последний день февраля, не было речью «О состоянии страны» (так обычно называют подобные выступления).

Президентский дебют Трампа
Выступает Дональд Трамп

Вы можете подумать, что Трамп, как обычно, нарушил все устои и традиции, но в данном случае это не так: название «О состоянии страны» используется, только начиная со второго года президентства - когда первый год миновал и есть на что оглянуться.

Дональд Трамп, тем не менее, стал подводить итоги - и своего первого месяца с хвостиком в Белом Доме, и работы предыдущей администрации. Из наследия своего предшественника он выбрал моменты, которые показывают «mess» - этому английскому слову лучше всего соответствует русское слово «бардак». Рассказал о том, как он быстро и успешно преодолевает это тяжелое наследие, и призвал американский народ к возрождению его традиционного духа оптимизма и достижения успехов. С его анализом ситуации в стране, как показывают опросы, согласны большинство республиканцев и не согласны большинство демократов. Ну, а призыв к бодрому оптимизму, Бог даст, найдет отклик и у тех, и у других.

Откуда придут деньги?

Выступление Трампа было необычным по форме. Впервые он выглядел и звучал как серьезный политик, а не как клоун из реалити-шоу. Трамп отказался от своих обычных петушиных наскоков на всех подряд, от неуемного бахвальства. Даже внешний вид его был непривычным: вместо любимого красного галстука он надел элегантный темно-синий, в тон костюму. Мимику и жесты свел к минимуму. Вместо затаптывания демократов призвал их к совместной работе на благо Америки - в частности, по проблеме назревшей иммиграционной реформы.

Проведенные по горячим следам опросы американцев, смотревших и слушавших речь Трампа, показывают, что подавляющему большинству это выступление понравилось. По контрасту с низким рейтингом одобрения деятельности Трампа на посту президента (39%), его выступление перед Конгрессом одобряет вдвое больший процент опрошенных. Хочется надеяться, что цифры социологов произведут впечатление на главу Белого Дома и он изменит стиль своего поведения.

...Немного истории. Первым президентом, выступившим на совместном заседании палат Конгресса, был Джордж Вашингтон - в 1790 году. С 1934 года, когда президентом США был Франклин Делано Рузвельт, для ежегодного выступления главы Белого Дома стали использовать название «О состоянии страны» (State of the Union). Президент делает обзор внутренней и внешней политики США, излагает свое видение будущих действий правительства.

В «тронной» речи Трампа превалировала внутренняя политика и доминировала одна тема - как «вновь сделать Америку великой». Он призвал Конгресс выделить триллион долларов на восстановление инфраструктуры. Целесообразность этого ни у кого не вызывает сомнений - достаточно посмотреть на то, что происходит, к примеру, в регионе Большого Нью-Йорка, где постоянно нарушается движение поездов и случаются железнодорожные аварии, где в позорном состоянии находятся аэропорты, где хронически прорывает магистральный водопровод в нью-джерсийском городе Хобокен, где требует срочного ремонта знаменитый Бруклинский мост, где во многих местах едешь по избитому колдобинами шоссе, как по минному полю.

Но откуда взять деньги - очень большие деньги! - на запущенную инфраструктуру, которую десятилетиями игнорировали и демократические, и республиканские администрации? По идее - за счет новых налогов. Однако Трамп говорит о своем намерении понизить, а не повысить налоги - как для корпораций, так и для физических лиц. Загадка, да и только. В интервью телеканалу CBS директор административно-бюджетного управления Белого Дома Мик Малвейни сказал, что проект бюджета-2018 увидит свет 16 марта, - тогда, мол, всё и узнаете.

Кое-что уже известно. Из высказываний помощников Трампа мы знаем, что Белый Дом пытается решить две взаимосвязанных задачи - сокращение госбюджета и увеличение ассигнований на оборону. За счет первого Трамп собирается осуществить второе: он хочет вырубить из невоенных статей бюджета на 2018 финансовый год $54 млрд и отдать их Пентагону. Вдобавок президент желает добавить военному ведомству $30 млрд на текущий, 2017 финансовый год.

Известно и то, что первыми под нож пойдут расходы, наиболее ненавистные консерваторам, - на охрану окружающей среды, внешнюю политику и международную помощь, общественное телерадиовещание, культуру и искусство. Беда лишь в том, что расходы эти невелики и никак не дадут Трампу желаемую сумму экономии. Ему неминуемо придется замахнуться на главные социально-медицинские программы - но он обещал этого не делать! Диалектика...

Лучше воевать, чем помогать?

Что касается немилой сердцу консерваторов дипломатии, она и раньше хронически недофинансировалась, результатом чего были многочисленные проколы - от конфуза с иракским оружием массового поражения, которое было предлогом для вторжения в Ирак, до трагической гибели четырех американских дипломатов в Ливии, не говоря уже о провальной политике в отношении России.

В конечном итоге решать вопрос о бюджетных сокращениях будет не Трамп, а Конгресс. Поэтому именно в адрес Конгресса поступило обращение 120 отставных генералов и адмиралов - они призывают законодателей не урезать ассигнований на внешнюю политику и помощь зарубежным странам. В обращении говорится: «Госдепартамент, USAID (Агентство помощи развитию зарубежных стран. - И.Б.), ...Корпус мира и другие ведомства, занимающиеся развитием, играют решающую роль в предотвращении конфликтов и уменьшении необходимости посылать под пули наш военный персонал». Генералы процитировали своего коллегу, ныне министра обороны Джеймса Мэттиса, который в 2013 году (тогда он возглавлял Центральное командование Вооруженных сил США) сказал: «Если вы не хотите полностью финансировать Госдепартамент, то мне придется закупать больше боеприпасов». Значит, вместо дипломатии и помощи другим странам предлагается посылать американских солдат под пули? Так, конечно, проще.

Перед выступлением Трампа чиновники Белого Дома подчеркивали, что президент будет говорить о трех «китах» - бюджете, налоговой реформе и отмене-замене "Обамакэр". Эти три цели взаимосвязаны, и их общий знаменатель назвал главный советник Трампа - Стив Беннон, выступая на Конференции консервативных политических действий. Администрация Трампа, по его словам, желает «демонтировать административное государство». В переводе с языка лозунгов это означает, что будут значительно ослаблены регулирующие механизмы, которые позволяют государству ограничивать разгул рыночной стихии и не допускать нарушений прав рядовых граждан. Речь идет, среди прочего, об отмене «закона Додда - Фрэнка» 2010 года (о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей). Если его отменят, путь к следующему кризису будет открыт.

Главное, о чем не сказал Трамп

Ну и, конечно, скорой отмене подлежит "Обамакэр". Трамп не сообщил о конкретных сроках и альтернативе "Обамакэр", хотя этот вопрос волнует миллионы людей. Многие, в том числе и сторонники Трампа, с опозданием начинают понимать, что как бы ни был плох "Обамакэр", без него им будет еще хуже. Только сейчас многие осознали, что свой Медикейд они имеют лишь благодаря "Обамакэр", который впервые расширил эту программу, включив в нее многомиллионный контингент просто малоимущих, без дополнительных критериев, - тех бедняков, кому еще нет 65 лет, у кого нет детей и беременности, кто не является инвалидом и т.д.

Тех, кто не спешит радоваться обещанной Трампом «великолепной» альтернативе "Обамакэр", можно утешить следующим: многие из бюджетных планов 45-го президента потребуют согласия не только республиканского большинства в обеих палатах Конгресса, но и какой-то части демократического меньшинства - так устроен сложный механизм утверждения бюджетных ассигнований. Найти среди демократов сторонников трамповских сокращений будет трудно. Да и среди республиканцев его бюджетные идеи вызывают оппозицию: одни законодатели (например, Джон Маккейн) считают его добавки Пентагону недостаточными, а другие - наоборот, ненужными, т.к. бюджет Пентагона и без того слишком велик.

Экономисты убеждены, что, если Трамп хочет реально уменьшить дефицит бюджета и национальный долг, ему придется занести топор над главными социальными программами - Social Security, Medicare, Medicaid: расходы на них составляют примерно две трети от $4-триллионного бюджета федерального правительства США. Из трех вышеупомянутых программ первой жертвой может стать Медикейд: консерваторы давно на нее зуб точат. Эта программа, как указывает Генри Ваксман, бывший конгрессмен-демократ (он заседал в Конгрессе с 1975 по 2015 год), существует уже 52 года, и ей пользуется каждый пятый американец. Попытки республиканцев отменить Закон о доступном здравоохранении 2010 года - "Обамакэр" - направлены в первую очередь на ликвидацию Медикейда, утверждает Ваксман. Сперва ликвидируют расширенный Медикейд, введенный в рамках "Обамакэр", а потом и остальную часть этой программы.

Покончить с Медикейдом хотят не в открытую, а завуалированно, поскольку народ переживает и волнуется. Предлагается передать Медикейд в ведение штатов, а Вашингтон будет им давать деньги по квоте - или «одним куском», или некую фиксированную сумму на каждого получателя Медикейда. И в том, и в другом случае средства штатам будут отпускать недостаточные, а вдобавок местные власти будут перебрасывать медикейдовские ассигнования на другие бюджетные нужды, и тогда... - сами понимаете.

Международным делам Трамп уделил меньше внимания, чем внутриамериканским темам. Добьемся выгодных для Америки условий международной торговли. Строительство «замечательной» стены на границе с Мексикой остается в силе. США «энергично поддерживают» НАТО, но ожидают от союзников «выполнения своих финансовых обязательств» (как утверждает Трамп, они относятся к этому с пониманием, и «уже пошел поток денег»). Поддержка Израиля - непоколебима. Борьба с «радикальным исламским терроризмом» - беспощадна. О России Трамп не сказал ни слова. Но именно о России, как отметил обозреватель телеканала ABC Рик Клайн, хотели бы услышать от Трампа и демократы, и часть республиканцев: «Все высказывания президента по проблемам национальной безопасности будут рассматриваться сквозь призму России». Вот так: призма есть, а упоминания России - нет. С чего бы это?

Новости региона

Все новости