От идиллии к кошмару и обратно

«Escaped Alone» в БАМ

Автор пьесы «Escaped Alone» Кэрил Черчилл указывает в ремарке: каждая из четырех героинь должна быть «не моложе 70».

«Escaped Alone» в БАМ
Сцена из спектакля Escaped Alone

Если зритель, пришедший в Театр Харви (БАМ), где эта пьеса идет по 26 февраля, сумеет продраться сквозь дебри разнообразных английских акцентов, а также аллюзий авторского текста, то, скорее всего, придет к грустному выводу: преклонный возраст в сегодняшнем  мире неизбежно несет с собой фобии, депрессии и прочие душевно-умственные расстройства.

Пьеса короткая - меньше часа. Три старые подруги - Салли, Ви и Лина - сидят в залитом летним солнцем дворе, попивают чаек и болтают, не договаривая фраз, перескакивая с одного на другое: английские улицы, породы птиц, шимпанзе, новая стрижка, квантовая физика, кухонный нож... Заметив, что калитка во двор приоткрыта, к ним присоединяется Миссис Джаррет - она не так хорошо с ними знакома, но пытается включиться в разговор, хотя мысли уводят ее в куда более мрачные миры.

Черчилл, которую многие считают лучшим драматургом сегодняшней Англии, дает пьесе четкую конструкцию. В данном случае это повторяющийся контраст садовой идиллии и апокалиптических монологов Миссис Джаррет. Они врываются внезапно: резкое затемнение, мигающая рама слепящего света, и в ней - одинокая, выступившая из уже невидимого дворика фигура этой Кассандры, которая рассказывает о немыслимых бедствиях, посетивших человечество: водные потоки и груды камней рушатся на землю, огни пожаров сжирают все живое, голод, инфекции... В предсказаниях (или воспоминаниях уцелевшей?), правда, проскальзывает абсурд - то ли сама «вымечтала», то ли на интернетовских сайтах раскопала: печенье из деревьев, рак от компьютера... Не знаешь, то ли смеяться, то ли ужасаться. Между тем, во дворе, куда периодически возвращается действие, у каждой из трех подруг обнаруживаются в душе свои «змеи»: одна пытается объяснить свой ужас перед кошками, другая абсолютно парализована инерцией, третья избегает собственной кухни, потому что... убила в ней своего мужа. Когда приходит черед Миссис Джаррет, та просто начинает повторять - с нарастающей злобой два слова: terrible rage («ужасный гнев»). Но в конце все четверо поют озорную песенку. Может, не все так уж плохо и главное - просто жить? Спектакль поставлен лондонским Court Theater. Режиссер - Джеймс МакДональд. 

Новости региона

Все новости