Американская школа: что за поворотом?

“Человек со стороны”

В первую же неделю своего пребывания на посту министра образования США Бетси ДеВос развила бурную деятельность, объясняя, в чем состоит ее новое видение школьной системы и в чем может заключаться роль возглавляемого ею ведомства.

“Человек со стороны”
Бетси ДеВос

Ей пришлось также потратить много времени и сил на то, чтобы отбиваться от многочисленных критиков, которые, по ее собственным словам, превратили ее жизнь в «настоящий ад». Даже в недрах Министерства, уверяет ДеВос, полно людей, желающих ей провала.

Пожалуй, еще никогда в истории американского просвещения не было столь спорной фигуры. В первой же общественной школе, которую она  посетила в столице - Jefferson Middle School Academy, дорогу преградили пикеты демонстрантов. Правда, потом ей дали возможность пройти внутрь и поговорить с учителями и детьми. В другой школе, в Сан-Диего, в которой ДеВос захотела побывать, педсовет проголосовал за то, чтобы не приглашать ее, иными словами, указали на дверь. Почему она вызывает такое отторжение? Потому ли, что в ней видят «человека со стороны», политическую фигуру, миллиардершу, кого угодно, только не личность, готовую принять близко к сердцу проблемы и беды американской школы. Так кто же все-таки она? Действительно, поборница реформ, от которой можно ожидать серьезных перемен в системе образования? Или далекая от реальной жизни мечтательница, которая находится в плену своих благих намерений? 

Поучительно почитать интервью, которые сейчас охотно дает Бетси ДеВос. В одном из них, отрывки из которого на прошлой неделе опубликованы в интернетном издании Axios, она заявила: «Я ожидаю, что будет больше чартерных школ. Больше частных школ. Будет больше виртуальных школ. Я ожидаю, что будут школы всех видов, которые когда-либо были изобретены». То есть надежды возлагаются на разнообразие. И вместо единой системы народного образования, регулируемой чиновниками из Вашингтона, свобода выбирать на местах то, что больше подходит в каждом конкретном случае. А как же тогда Министерство, которое возглавляет ДеВос? Нужда в нем отпадет? Не рубит ли она сук, на котором сидит? «Меня нисколько не пугает, что я останусь без работы, - признается она. - Но вряд ли это произойдет. Я не уверена, что в Конгрессе найдутся сторонники ликвидации Министерства».

В чем же тогда будет его функция в реформированной системе образования? «Я думаю, что в некоторых случаях его роль будет в том, чтобы оберегать учащихся и создавать для них безопасную среду, - подчеркнула ДеВос. - Ну, скажем, были сегрегированные школы, в которых девочкам не разрешалось заниматься теми же видами спорта, что и мальчикам. Вот в таких случаях мог бы возникнуть повод для правительства вмешаться». Однако на вопрос, может ли она привести еще какие-то примеры, она сказала, что больше пока ничего не приходит в голову.

По мнению ДеВос, возможности общественных школ исчерпаны. Ситуация, в которой они сейчас находятся, - тупик. Будущее - за альтернативными школами: чартерными, ваучерными, онлайновыми и т.д. В них она видит спасение, и еще в том, чтобы прививать в классах «любовь к американским ценностям и воспитывать характер» - то, что сейчас напрочь отсутствует «в нашем реалистическом и политически корректном мире», как она подчеркнула в разговоре с консервативным колумнистом Кэлом Томасом. Вот, собственно, и вся ее концепция. Ничего более конкретного, никаких деталей. Но Бетси ДеВос верит, что ее план увенчается успехом. Оппоненты сильно сомневаются в этом. Они напоминают руководительнице народного образования о том, что она сама на себе прелестей этого образования не испытала. Училась в частной школе. Четырех своих детей тоже отдала в частные школы. Никакого практического опыта работы на ниве просвещения не имеет.

Что касается чартерных школ, то они есть и сейчас, финансируются государством, но управляются независимымыми организациями. И ваучеры существуют. По данным 2012 года, обучение одного школьника обходилось государству в среднем в $10,615. На такую сумму родителям давали ваучеры и возможность выбрать на свое усмотрение учебное заведение для ребенка. Что же нового она собирается внести? Закрыть все государственные школы? Объявить «ваучеризацию всей страны»?  

В ожидании перемен

Когда-то Америка гордилась своими достижениями в образовании. Но эти времена в прошлом. Готовы ли американские дети, когда вырастут, сохранить первенство страны в быстро меняющемся и усложняющемся мире? Почти полвека ведутся бурные дискуссии на тему: как снова сделать американскую систему образования конкурентоспособной? Участники этих споров не раз предавались мечтам: вот если бы найти эффективную педагогику, правильные методы преподавания! В поисках волшебной «палочки-выручалочки» рождались  разные эксперименты: New Math,  Whole Language, «открытые классы». Разговоры о «школьной реформе» стали общим местом в статьях и ученых трудах.

При этом не следует понимать реформы как сокрушительную, революционную ломку всей структуры школы. Так вопрос никто не ставит. Слово «реформа» в применении к образованию употребляется в двух разных значених. В одном имеются в виду школьные предметы и методы преподавания. Скажем, использование компьютеров в классах и концептуальных матетематических программ. Такого рода реформами занимаются многие профессиональные организации, к примеру - Национальный совет учителей математики. И есть реформы другого плана. Они касаются школьной администрации, методов менеджемента, кадровой и финансовой политики. Вот на эту сторону проблемы сейчас обращают все больше и больше внимания. Специалисты склоняются к мысли, что ни размеры классов, ни учебники, ни методы обучения, ни  программы, ни технология не важны в такой степени, как «качество» учителя. Как ДеВос собирается повышать его? Об этом пока ничего не сказано. Из своего посещения Jefferson Middle School Academy она вынесла следующие впечатления: «Я заметила, что педагоги находятся в режиме «получателей». Они ждут, пока им скажут, что надо делать. А это не дает желанного эффекта в работе с ребенком». Спору нет, за последние 15 лет самостоятельность школьных педагогов была заметно урезана. Они обязаны придерживаться спускаемых сверху учебных планов и тратить много времени на подготовку к стандартизованным тестам. Но это все-таки не значит, что они просто сидят и ждут, пока им не скажут, что делать.

У общественных школ в Америке длинная история. Она началась еще в 1820-1830-х годах. К 1840-м резко возрос спрос на учителей. Шли в школы в основном женщины. Мужчинам такая работа казалась не престижной. В 1857 году в Филадельфии была создана Национальная ассоциация образования (National Education Association, сокращенно - NEA). Это было первое профессиональное объединение учителей. Поначалу в его рядах было всего 100 человек. Через полтора столетия численность выросла до 3,2 миллиона. В 1887 году состоялась первая конференция NEA. Как вы думаете, какой был главный вопрос повестки дня? Тот же самый, какой является камнем преткновения в сегодняшних дискуссиях - предоставление учителям права на работу пожизненно, то, что называют по-английски lifetime tenure.

Требуются новаторы

Если превыше всего ставить «качество» учителя, то, вполне естественно, ничего нет важнее, чем иметь возможность принять на работу хороших преподавателей и увольнять без всяких препятствий плохих. Но вот тут-то и возникает загвоздка. Пока избавиться от слабого учителя, с юридической точки зрения, очень нелегко. Спору нет, на ниве просвещения работают много опытных педагогов, знающих, преданных своему делу, любящих детей. Но не всегда возделывать эту «ниву» приходят самые способные. Как собирается изменить этот порядок новый министр?

Многое из того, что предлагает сейчас ДеВос, не ново. И о чартерных школах, и о необходимости ослабить хватку «центра» и дать больше инициативы на местах не раз говорили участники движения StudentsFirst. Название передает простую мысль: во главу угла, что бы ни делалось, должны быть поставлены интересы учащихся. У истоков стояла Мишель Ри, педагог, руководитель школьной системы в американской столице с 2007 по 2010 год. Эта женщина знает о бедах школ не понаслышке. В декабре 2010 года, выступая в популярной телепрограмме Oprah Winfrey Show, Мишель Ри объявила о том, что развертывает движение StudentsFirst. К сегодняшнему дню в его рядах более миллиона участников.

Штаб-квартира организации находится в Сакраменто, штат Калифорния. Предполагается, что перемены, к которым призывают реформаторы, должны осуществляться по трем направлениям.

Первое - улучшить качество преподавания.

Второе - вооружить родителей педагогическими знаниями, которые позволят им принять более активное участие в обучении и воспитании школьников.

И, наконец, третье - призвать политиков по всей стране принять законодательные акты, которые позволили бы местным школьным системам функционировать с большей отдачей.

В StudentsFirst отстаивают концепцию выбора, который должен быть предоставлен родителям. Одна из таких альтернатив - чартерные школы. Каждая из них имеет свой устав, свод стандартов и правил, определяющих всю жизнь в их стенах. Но в любом случае они подотчетны родителям во всем, что касается успеваемости, особенно это касается стандартизированных тестов. Сейчас во многих штатах местные законы ограничивают число чартерных школ. StudentsFirst борется за то, чтобы ограничения были сняты. Поддерживается также идея стипендий из общественных фондов для детей из малообеспеченных семей для того, чтобы эти ребята имели возможность заниматься в частных школах.

Так что в хороших идеях, как видите, недостатка нет. Вопрос в том, как сделать их реальностью? Сумеет ли Бетси ДеВос найти практический подход  к реализации своих реформаторских замыслов? При всех сомнениях все-таки стоит дать ей шанс.

Присылайте ваши вопросы по эл. почте: vnovomsvete@gmail.com.

Новости региона

Все новости