Доступны они как для частного, так и для коммерческого использования, и совершенно бесплатно. То есть каждый образ, находящийся в базе данных музея и к тому же снабженный информацией, всякий может теперь скопировать, поставить в свою книгу или статью, изменить, переслать, рассматривать часами или сделать основой собственного творения.
И если вы пришли в музей, то не тратьте время на фотографирование экспонатов - они уже сфотографированы куда более опытными мастерами этого дела и выложены в свободный доступ, так что в свой «отчет» на "Фэйсбук" можно поставить картинку оттуда. Лупу тоже брать не обязательно, и пугать охранников приближением к объекту не надо: картинку можно увеличить так, что даже не видимые глазу детали станут отчетливо различимы.
Коллекции музея еще в 2014 году стали доступны на Интернете, но только для ученых и исследователей. Теперь ни им, ни нам, простым смертным, не нужно специальное разрешение, регистрация и «волшебное слово» password. Объявляя нововведение - оно называется Open Access - директор Мет Томас Кэмбелл вспомнил, как 20 лет назад, приехав из родного Лондона в качестве историка-исследователя поработать в Мет, с великим трудом и не всегда успешно добивался доступа к нужным ему материалам. Ныне, потратив миллионы долларов и тысячи человеко-часов, он эту проблему преодолел.
В мире еще несколько музеев (в том числе МоМА) работают в этом направлении, но Мет - самый большой. К шести с лишним миллионам людей, посещающих его каждый год, Open Access добавляет миллиарды тех, кто до Мет, может быть, никогда в жизни не доберется. Чтобы публике было легче это сделать, музей работал с партнерами Creative Commons, Wikimedia, Artstor, Digital Public Library of America (DPLA), Art Resource, Pinterest. С их платформ коллекция Мет тоже доступна.
***
Изучение дигитальных образов не заменит (по крайней мере пока) посещения музея, где экспонат находится в определенном контексте, и это, как и неповторимая аура реальных объектов в реальных стенах и в меняющейся ситуации реального пространства, является существенной частью восприятия и понимания искусства. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке предлагает сейчас именно такой опыт.
Здесь открылась выставка «Visionaries: Creating a Modern Guggenheim». По случаю 80-летия Фонда Гуггенхайма музей решил показать сокровища своей коллекции, порой - из-за недостатка места - подолгу скрытые от взоров публики, причем в контексте своей собственной истории, в свою очередь красноречиво связанной с историей 20 века.
История эта началась в 1920-е годы, когда Айрин Ротшильд-Гуггенхайм заказала родившейся и воспитанной в Германии художнице Хилле Рибэй написать портрет своего мужа Соломона. Один из крупнейших промышленников Америки, Соломон Гуггенхайм собирал картины старых мастеров и американские пейзажи. Разговоры с Рибэй, страстной и хорошо информированной поклонницей модернизма, изменили направление его собрания. С 1929 года в нем появляются картины Кандинского, Брака, Пикассо, Леже, и коллекционер начинает выставлять свои приобретения для всеобщего обозрения - в огромной квартире, которую супруги занимали в Плаза-отеле.
В 1937 году создается Фонд Гуггенхайма. Цель: расширение коллекции, поощрение нового искусства и создание музея. Хилла Рибэй становится директором Фонда. Именно ей принадлежит идея заказать здание Франку Ллойду Райту (это случится в 1942-м): новое беспредметное искусство должно размещаться в новаторском здании, идея которого - все та же духовная устремленность и чистота, что двигала Кандинским и Малевичем. Ни Райт, ни Гуггенхайм, увы, не доживут до реализации проекта: белая спираль музея откроется для публики только в 1959 году.
Между тем коллекция пополнялась. Пегги Гуггенхайм, племянница Соломона, дочь его младшего брата, погибшего на «Титанике», не только заразилась любовью к современному искусству, но и пристрастилась к нему, по ее собственному признанию, как к наркотику. Она сделала правилом покупать по картине в день и тем самым помогла популяризации и просто выживанию многих американских абстрактных экспрессионистов, а также европейских экспрессионистов и сюрреалистов. Переехав в приобретенное после войны палаццо в Венеции, она свое собрание забрала с собой, но согласно ее завещанию, и оно, и само здание ныне - часть большого Фонда Гуггенхайма. 22 картины - Магритта, Макса Эрнста, Ива Танги и других специально прибыли для нынешней выставки из Венеции.
Два крупных немецких галериста, оба - беженцы из нацистской Германии, тоже в разные годы передали свои собрания музею, расширив тем самым его хронологию и географию. Коллекция Джастина Таннхаузера, завещанная музею в 1963 г., которая постоянно представлена, хотя и не целиком, в одном из боковых залов музея, добавила музею работы импрессионистов и постимпрессионистов - от Писарро, Сезанна, Ренуара до Ван-Гога. Карл Нирендорф открыл свою галерею в Нью-Йорке в конце 30-х, выставляя и продавая работы своего любимого Пауля Клее, а также Кандинского, Франца Марка и других. Фонд Гуггенхайма был важным покупателем. После войны Нирендорф поехал в Европу - за новыми приобретениями. После его внезапной кончины вскоре после возвращения в Нью-Йорк, Фонд приобрел практически все его имущество - в том числе около 120 работ Клее.
Наконец, солидным дополнением стали завещанные музею коллекции Хиллы Рибэй, а также американской художницы Катрин Дрейер, еще в 20-е годы, до МоМА, основавшей первый американский музей современного искусства.
Вокруг этих имен и их коллекций и организована нынешняя выставка: 170 картин, скульптур, рисунков. Некоторые - хрестоматийны, как полотна Кандинского, с которых выставка и начинается, или «Гладильщица» Пикассо, или «Алхимия» Джексона Поллока, которой выставка заканчивается. Вы найдете здесь картины Шагала и Модильяни, Боннара и Руссо, Леже и Мондриана. Будут и открытия: «отсек» Наума Габо с его элегантными скульптурами и картиной, или мобили Александра Колдера, кажущиеся как-то особенно оригинальными в этом пространстве.
***
Еще одну годовщину отметили в Нью-Йорке выставкой, правда, куда более скромной: 180 лет назад был убит на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Почти два десятка художников - русских американцев разных поколений эмиграции - откликнулись на призыв общества «Северный Крест» и его главы Юрия Сандулова, давно и планомерно собирающего историю русской Америки. Художница Елена Сарни стала куратором. Дело поддержал Российский культурный центр в Вашингтоне. А манхэттенская галерея Ditra (226 Ист 83 стрит), принадлежащая болгарскому художнику Георгию Димову, предоставила помещение. 11 февраля выставка открылась, и вы еще успеете ее посмотреть.
Двумя днями раньше несколько работ, представленных на выставке, можно было увидеть в помещении Генконсульства Болгарии в Нью-Йорке, где памяти Пушкина посвятили вечер (совместно с Пушкинским обществом Нью-Йорка). Для болгар, если судить по этому вечеру, Пушкин, как для русских, - «наше все».
Увы, галерея Ditra невелика, и не все, отобранное на выставку, в ней поместилось. Но спасибо и за это: выставляться художникам нынче негде, последнее прибежище русского изобразительного искусства в Нью-Йорке, галерея Mimi Ferzt, не выдержав манхэттенских цен на аренду, закрылась. Правда, аукционный дом Шапиро начал помогать, организовав только что выставку 44 работ Михаила Туровского, но это - капля в море.
А тут - Пушкин в центре Манхэттена! В разных техниках и стилях: от изысканных рисунков Елены Сарни (эдакое нежное рококо на особой японской бумаге с «влитыми» в нее лепестками) до загадочного символизма Михаила Александрова, от юмористической интерпретации феномена Пушкина, предложенной Валерием Ершовым, до живописных фантазий Георгия Гуревича на темы «Золотого петушка» и «Сказки о рыбаке и рыбке», от гравюр Евгения Тоневицкого до открыток Вероники Гашуровой. Две отличные работы дал для выставки Фонд Колодзей: «Пушкин-200» - экспрессивный портрет кисти Елены Каллистовой, и «Пиковая дама» - похожая на пожелтевшую страницу старого альбома композиция безвременно скончавшейся Марины Герцовской. Выставка называется «Вокруг Пушкина». Скромная по масштабу, она - свидетельство того, что наш диалог с Пушкиным и русской культурой продолжается.