Глобализация приказала долго жить

Конец великой эпохи

Лейтмотив риторики президента Трампа - губительные последствия глобализации для Америки. Антонио Гутерреш, новый Генсек ООН, цитадели глобализации, выступая в Давосе, говорил о “глобальном кризисе”. Mедиа и профессура, до недавнего свято веровавшие в достоинства либеральной демократии, пишут о “кризисе либеральной идеи” - базовой идеологии глобализации.

Конец великой эпохи
Новый генсек ООН Антонио Гутерреш

Кому выгодно?

С окончанием “холодной войны” марксов “Капитал” уступил место новому евангелию от Фрэнсиса Фукуямы “Конец истории”, провозгласившему неминуемое торжество демократии и глобальной экономики. Любимые авторы президента Обамы, Госдепа и Федерального резерва Томас Фридман в rybut “Земля плоская”, Фарид Закария в “Будущем свободы” донесли идеи нового миропорядка до каждого политика, бизнесмена и студента. Скептики и циники боялись рот открыть, чтобы не быть зачисленными в реакционеры и шовинисты.

Идеи и практика глобализации родились не на пустом месте. С древних времен торговля, предпринимательство пересекали границы, порой по взаимосогласию, порой огнем и мечом. В нынешнем понимании глобализация включает свободные торговлю и трансакции, передвижение капиталов, инвестиций, людей, информации, совместные усилия по охране окружающей среды. Ныне не менее 50% ведущих отраслей мировой экономики глобально интегрированы. Действуют Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная организация по тарифам и торговле. Производства машин и электроники, созданные на американские инвестиции и по американским технологиям, обеспечили работой миллионы людей в развивающихся странах. Китай после того, как открыл границы для глобализации в 80-е годы, утроил экономический потенциал и десятикратно сократил бедность. Шанхай стал самым загруженным портом в мире. Казахстан за годы независимости получил около 250 миллиардов прямых зарубежных инвестиций, что есть рекорд для Центральной Азии и Восточной Европы.

Корпорации перемещали бизнесы за рубеж, где цена труда дешевая, нет забот с профсоюзами и жестким законодательством. Не только производство, но и сервис, исследования и разработки уходят туда, где прибыльней. На вопросы о работе вашего компьютера отвечают с другого континента, там же делают ваши меданализы, проводят инженерные и бухгалтерские расчеты, разрабатывают программное обеспечение. 

Если интеграция производства и торговли воспринималась поначалу как благо, то культурное и политическое единство имело изначально серьезных оппонентов. Вроде бы никто не принуждает разноликие страны и народы, разобщенные и часто враждующие, смотреть голливудские фильмы, СNN, сайты с поп-звездами, читать Гарри Поттера и “50 оттенков серого”, есть в “Макдональдсе”, пить кока-колу, сходить с ума от леди Гага и хип-хопа. Но самыми яростными противниками глобализации стали те, кто видит в ней угрозу своим традициям и морали, образу бытия и мышления. И в самом деле, стабильная семья, социальные отношения и приверженность вере отцов плохо уживаются со стремлением женщины делать карьеру, феминизмом и геевскими свободами, нестесненным доступом к соблазнам духа и тела, культом икон поп-культуры, телезвезд, не отличающихся нравом и туалетами от сотрудниц эскорт-сервиса.

Тяжкая доля гегемона

Есть индексы глобализации, охватывающие все ее компоненты. США даже не в первой десятке. (Первые - Нидерланды, далее Ирландия, Бельгия, Австрия, Сингапур, Дания, Швеция, Португалия, Венгрия, Финляндия.) Но синонимом понятия глобализация стала американизация, представление, что именно Америка олицетворяет интеграцию и мультикультуру и получает преимущества за счет других. 50 тысяч “Макдональдсов” и 25 тысяч “Старбаксов” по всему миру стали символами американской экспансии. Согласно опросу Гэллапа, проведенному в 65 странах, сегодня США “являются главной угрозой миру во всем мире”. Распространено мнение, что цветные революции и военные действия за рубежом продиктованы не соображениями демократии, а глобальными экономическими интересами США.

В мировой прессе сегодня негативных публикаций о глобализации в 3 раза больше, чем позитивных. В Азии и Африке большинство все еще за глобальную экономику, но в Европе, США и Канаде ширятся протестные настроения, стремительно растет национализм. “Брексит” только начало, процесс ускоряется. В Нидерландах, оказавшихся впереди планеты всей в приобщении к глобализации, самый популярный политик ныне Гирт Вилдерс - антиисламист, противник иммиграции и Евросоюза. Другой пример - Марин Ле Пен, серьезный претендент на президента Франции. В Австрии из той же когорты политиков Норберт Хофер, лидирующий в опросах общественного мнения. Так что Трамп не чувствует себя в мире изгоем.

Но, естественно, главная забота президента дела внутренние. В интервью “Экономист” Трамп говорил, что “Китай уничтожает насѕ Деньги, которые они забрали из США, это самая большая кража в истории нашей страны”. Он обещал повысить тарифы на импортные продукты и угрожал карами “Форду”, “Эппл” и “Боингу”, если они не вернут производство в Америку. Трамп доказывает, что НАФТА - соглашение с Мексикой и Канадой повинно в потере миллиона рабочих мест в США. При том, что национальный долг США $20 триллионов, около $2,5 триллионов доходов американских компаний остаются за рубежом, чтобы не платить налоги. “Нью-Йорк тайм мэгазин” приводит свидетельства, что $21 триллион долларов доходов упрятаны в оффшоры, это больше, чем годовой внутренний продукт США.

Согласно Трампу, Америка ничего не получает от положения мирового гегемона и участия в интеграции. Но час труда в США стоит в десять раз дороже, чем в Азии и Африке. Поэтому главные противники нового президента не медиа, не либералы, а корпорации, банки, хэджфонды. Ему простят и неуплату налогов, и сомнительные сделки, но потерю рынков дешевого труда и ресурсов - никогда.

Главная проблема глобализации даже не в том, что блага достаются верхнему “1%”. Открытые границы - это и глобальный терроризм, нелегальная торговля наркотиками и оружием, киберпреступность, проституция, работорговля. Вместо космополитического сознания “граждан мира” - фанатизм, религиозная, расовая, этническая нетерпимость. У белых, чувствовавших себя веками избранной расой, особенные основания для тревоги - их осталось 10% мирового населения. Что им сулит демографическое будущее?

Лишние люди

“Эра американского глобального лидерства окончена”, - пишет “Тайм”, который держится в медийном мэйнстриме, избегая партийных крайностей и начиная анализ с 1945 г., когда США утвердились в роли мирового гегемона. Но за это время доля США в мировой экономике, согласно “Форбс”, снизилась наполовину - с 40 до 20%. Хотя Америка остается сверхдержавой, поддерживать мировой порядок не хватает ни средств, ни воли. США затратили на войны в Ираке и Афганистане около 6 триллионов долларов. (The Corbett Report). Во время Второй мировой войны - $4,4 триллиона. В триллионы обходятся секьюрити на транспорте, таможне, в госучреждениях, местах массового скопления людей. Правда, при действующей статистике все эти затраты показывают экономический рост и обеспечение занятности. Неудивительно, что не все заинтересованы в том, чтобы война с террором когда-нибудь окончилась. Еще одно благо глобализации?

В новых условиях многим странам, ООН, НАТО, торговым и экономическим сообществам придется пересмотреть отношения с США. Явление Трампа стране и миру высветило то, что было затуманено утопической верой и политкорректной демагогией. Очевидно, что Америке, если хочет оставаться “первой”, “исключительной”, придется перейти к прагматическому подходу в отношениях с миром: “Зачем нам это нужно?”, “Что мы от этого выиграем?”. “Рах Americana более не прибылен”, пишет “Файненшл таймс” и напоминает слова Джорджа Вашингтона: “мировые противоречия чужды нашим интересам”.

И внутри страны все обостряется вопрос: в самом ли деле банки, хэджфонды, большой бизнес делают, как утверждает CEО “Голдман-Сакс” Ллойд Бланкфейн, “божью работу”? Если бы зарплаты и бонусы королей Вселенной сочетались с ростом благосостояния большинства, с улучшением инфраструктуры, здравоохранения, образования, вопросов бы не возникало даже у Сандерса и его единомышленников. Но небоскреб на 54-й улице в Манхэттене с квартирами за 100 миллионов строится и распродается за пару лет, а линия метро в 10 миль в задыхающемся от трафика городе все никак не реализуется с 1919 года. Реальные доходы среднего класса не выросли за десятилетия, медстраховка, образование, социальная помощь, бездомность, расовые конфликты - сегодня хуже, чем вчера, а завтра будут хуже, чем сегодня.

Грядет четвертая научно-техническая революция, которая вытеснит большинство массовых профессий. Автомобили без водителей, банки и компании без “офисного планктона” - это только начало. Роботы сделают ненужным не только физический, но и интеллектуальный труд. Перспектива, которую Маркс не мог предвидеть: работник не нужен даже для эксплуатации и прибыли. Трубадур глобализации Томас Фридман пишет в новой книге “Спасибо за опоздание”, что диктат технологии и экономики превысил человеческие возможности.

Усилия Трампа и его команды, возможно, на какое-то время улучшат положение на рынке труда. Только что “Форд”, “Локхид”, “Амазон”, “Спринт”, “Уол-март”, “Юнайтед текнолоджи” и ряд других крупных компаний, опасаясь нового тарифного регулирования, объявили о найме тысяч работников. “Дженерал Моторс” сообщила, что вкладывает миллиард, а “Байер” - $8 миллиардов в инвестиции в своей стране, чего не бывало многие годы. Но революцию технологий не остановить правительственными декретами. Новые социальные напряжения, которые за этим последуют, будут скорее заботой не политиков и Федерального резерва, а армии и полиции.

Впору напомнить об юбилее - 500 лет назад Томас Мор опубликовал “Утопию” - книгу о счастливом будущем человечества. Каждая религия обещала счастье и блаженство ее адептам. Евреи ждут Мессию, который утвердит мир на Земле и избавит от антисемитизма. Христос обещал время, когда ягненок и лев лягут вместе, и не будет разницы между эллином и иудеем. На наших глазах была разрушена коммунистическая утопия. Похоже, что наше поколение будет свидетелем краха еще одной несбывшейся мечты - глобализации.

Новости региона

Все новости