Как нынешний президент осваивал Нью-Йорк

Дом, который построил Трамп...

Имя нынешнего президента США красуется на фасадах пятизвездных отелей и роскошных жилых зданий в Вашингтоне и Чикаго, Лос-Анджелесе и Майами, Лас-Вегасе и на Гавайях, в Канаде, Турции, Ирландии, Корее, Панаме, Индии, Уругвае, на Филиппинах... Но, пожалуй, самый заметный отпечаток Дональд Трамп как риэлтор и девелопер оставил в своем родном городе, в Нью-Йорке.

Дом, который построил Трамп...

Имя Трампа в названии жилого комплекса, Trump Village, впервые появилось в 1964 году, но это ещё не было именем Дональда. Его отец, Фред Трамп, построил комплекс из семи зданий в районе Кони-Айленд, в Бруклине. Это были простые, добротные кирпичные дома, предназначенные для людей со средним достатком. Такими они остались до сих пор и исправно служат вот уже больше пятидесяти лет. Трамп-отец занимался строительством жилья в Бруклине и Квинсе ещё с тридцатых годов, в Манхэттен не лез и считал наиболее доходным делом строить дома для небогатого среднего класса. Сын не пошёл в папу.

Дональд долго работал в компании своего отца. Здесь он изучал основы строительного дела, вел переговоры с подрядчиками и постигал главные принципы успешного бизнеса. Трамп говорил позднее, что когда он начинал свое собственное дело, у него был всего один миллион. Уже в 1980 году Трамп осуществляет свой первый проект в Манхэттене: совместно с компанией «Хайатт» он покупает старый отель «Коммодор» на 42-й стрит, рядом с вокзалом Гранд-централ, полностью его обновляет, одевает в сверкающее стекло и даёт новое имя: «Гранд-Хайатт». В 1983 году на месте универмага Бонвит Теллер, на углу Пятой Авеню и 58-й стрит в Манхэттене, по проекту архитектора Дер Скатта он возводит самое роскошное здание Нью-Йорка - Трамп-Тауэр.

58-этажный, облицованный аспидно-черным стеклом небоскреб с необычным ступенчатым фасадом, где на каждой ступеньке-балконе устроились миниатюрные, светящиеся в ночи ёлочки; двухметровый гигант в алой ливрее с золотыми галунами перед могучим полированным бронзовым порталом, ведущим внутрь здания, а над порталом выложенная огромными золочеными литерами надпись TRUMP TOWER, - это сооружение опрокидывало все представления о старомодной, респектабельной Пятой авеню. В этом здании все поражало воображение: гигантский, уходящий на семь этажей ввысь, облицованный розовым итальянским мрамором и перекрытый стеклянной крышей атриум; три позолоченных эскалатора, поднимающие посетителей на галереи, где устроились самые известные и дорогие торговые фирмы; внешние балконы, с которых открывается фантастический вид на Пятую; внутренний водопад, низвергающийся с 18-метровой высоты... И всюду золото, золото, золото... 39 верхних этажей были отведены под жилые квартиры. Несмотря на безумные цены, все квартиры были распроданы в первые же месяцы. Кто только не жил в Трамп-Тауэр: Софи Лорен, Майкл Джексон, Стивен Спилберг, Брюс Уиллис, арабские шейхи... Три верхних этажа Трамп оставил для себя. Здесь он устроил свою резиденцию, обставив её с фараоновой роскошью. Интерьеры этой трехэтажной квартиры немедленно попали на страницы гламурного журнала «Architectural Digest».

Мнения о здании Трампа разделились: кто-то им восхищался, другие были настроены скептически. Главный авторитет в области архитектуры, AIA, Американский институт архитекторов, в своем путеводителе назвал Трамп-Тауэр «страной-фантазией для зажиточных покупателей».

Рассмотрим дальнейшие завоевания Трампа в Манхэттене в хронологическом порядке.

1984. Трамп-плаза. В начале восьмидесятых, когда Трамп задумал свой новый проект, 3-я авеню была малопривлекательна и появление на ней 39-этажного красавца неожиданно вдохнуло новую жизнь в неряшливую, суетливую улицу на подходах к универмагу “Блумингдейл”. Здание было ярким, броским, притягивающим взоры и, как говорили критики, - по своему темпераменту больше подходящим для Латинской Америки, чем для делового Нью-Йорка. Но здание понравилось, оно резко контрастировало со скучными, невыразительными постройками ранних лет; модные магазины на двух первых этажах привлекали покупателей, и неожиданно перекрёстки 60-х улиц и 3 авеню обратили на себя внимание других застройщиков. И вот два года спустя после завершения Трамп-плазы, на противоположном углу 61 стрит, к неописуемому изумлению и возмущению Трампа, по проекту того же архитектора Филипа Бирнбойма, возникло новое здание. Оно было на три этажа выше, а в остальном буквально повторяло дизайн Плазы. Разумеется, это было вопиющим нарушением прав Трампа, и дело пошло в суд, но мудрый судья сумел убедить противоборствующие стороны, что от появления второго здания никто не проиграл. Напротив, улица стала ещё более привлекательной, нарядной, а образовавшийся ансамбль предопределил дальнейшее развитие 3 авеню. С этим трудно не согласиться. Согласились и спорщики, но при этом каждый из них выпустил свой пресс-релиз, в котором настаивал на своей победе.

1988. Довоенной постройки 38-этажный отель “Барбизон” обладал тремя несомненными качествами: своим расположением на 59 стрит между 6 и 7 авеню, фантастическим видом из окон на Централ-парк и стеклянной, подсвеченной изнутри пирамидальной крышей, сверкавшей как алмаз в ночном небе Манхэттена. Во время войны стекло заменили металлом и больше в здании ничего не изменилось до того момента, пока его приобрел Трамп. Трамп купил “Барбизон” и прилегающий к нему 14-этажный дом, превратил их в кондо (хотя жильцы сопротивлялись очень долго), переделал фасады нижних этажей, объединив их в один и тем самым создав эффект единого ансамбля и переименовал все сооружение в Трамп-парк. Ну а крыша? А крыша покрыта золотом и сверкает в утренних лучах восходящего солнца.     

Но покупка отеля “Барбизон” не была главным событием 1989 года. Однажды, стоя у окна своего офиса на 56 этаже Трамп-тауэра и глядя вниз на Пятую авеню и миниатюрно выглядевший с такой высоты отель “Плаза”, Трамп промолвил: “А почему, собственно, “Плаза” не моя? Ведь она, буквально, находится на моем заднем дворе?” В 41 год Трамп уже владел Трамп-тауэр, казино в Атлантик-Сити, поместьем во Флориде, 100-метровой яхтой и личными самолетами, но для своего престижа, для удовлетворения собственного эго, ему не хватало в короне этой жемчужины, пришедшей из прошлого, созданной “старыми деньгами”, пропитанной историями о легендарных постояльцах - Марлен Дитрих, Скотте Фитцджеральде, Фрэнке-Ллойд Райте, «Битлз»...

“Плазой” владел один техасский миллиардер. Он не занимался недвижимостью, “Плаза” досталась ему случайно, и он хотел избавиться от нее как можно скорее. Он предполагал выставить ее на аукцион, но Трамп предложил договориться напрямую. “Я дам Вам вашу цену и не буду пытаться сбить ее, если потом обнаружится, что крыша сгнила или засорилась канализация, но Вы должны мне честно сказать, в чем главные проблемы “Плазы”. Продавец опешил: “Это, как если бы на переговорах с противником у тебя потребовали план минного поля” - признался он потом. Но он поверил Трампу. Трамп купил “Плазу” за 407.5 миллионов и назначил свою первую жену Иванну руководителем всей реконструкцией отеля. “Я дал ей зарплату 1 доллар в год и столько одежды, сколько она захочет купить”. “Плаза” не оправдала затрат и стала причиной первого банкротства Трампа; он был вынужден ее продать с потерями.

1991. Трамп-палас. Семью годами позже Трамп-плазы и восемью блоками севернее, на углу 3 авеню и 69 стрит возникло новое, 56-этажное жилое здание, разительно отличающееся от своего предшественника. Никакого внешнего блеска, никакого, столь присущего Трампу гламура. Выполненное из светлого кирпича, простое и элегантное, ступенями уходящее в небо - это здание чем-то напоминает постройки Арт-деко тридцатых годов. Его спроектировал известный нью-йоркский архитектор Франк Виллиамс, и оно уверенно вписалось в непростой пейзаж Нью-Йорка.

1995. Трамп-билдинг. Это здание, более известное как 40, Уолл-стрит, было построено в 1930 году, и история его возведения напоминает захватывающий приключенческий роман. Две компании в одно и то же время затеяли строительство небоскребов: “Банк оф Манхэттен” на Уолл-стрит и “Крайслер” на 42-й. Цель каждой компании - создать самое высокое здание в мире, поэтому проекты держались в строгом секрете. Первоначально “Банк оф Манхэттен” как бы намеревался построить здание в 68 этажей (260 метров), но втайне заготовил 71-этажный дизайн (283 м.). Когда “Крайслер” объявил о завершении строительства, проектировщики с Уолл-стрит с торжеством извлекли свое секретное оружие и перекрыли “Крайслер” на несколько метров. Торжество их было недолгим: уже через несколько дней “Крайслер” водрузил над своим зданием 38-метровую “шапку” из нержавеющей стали и на “целых” 18 месяцев (до окончания строительства Эмпайр-cтейт-билдинг) стал самым высоким зданием в мире. В 1995 году Трамп купил это здание и дал ему свое имя.

1997. Трамп-Интернейшнл-отель (1, Централ-парк-вест). В девяностые годы 20-го века площадь Колумба (Columbus Circle) на юго-западном углу Централ-парка все еще представляла довольно унылое зрелище. Западную сторону площади занимал безглазый, громоздкий и скучный сарай “Колизеума”, редко используемый под грандиозные выставки типа ежегодного Автомобильного шоу, а все остальное время стоящего наглухо закрытым и в своих дверных нишах дававшего приют бездомным людям. На юге площади стояло довольно странное здание непонятной, с привкусом востока архитектуры, давно уже никем не используемое, а с северной стороны громоздился 44-этажный блок компании Gulf+Western. Ничто не радовало глаз, и даже фонтан со статуей Колумба не спасал положения. Разговоры о замене “Колизеума” чем-нибудь более современным велись давно, но как-то вяло. Трамп предложил соорудить на этом месте гигантский небоскреб, но его проект был пугающе грандиозен и от него отказались. Тогда Трамп приобрел здание Gulf+Western и поручил его переделку двум замечательным нью-йоркским архитекторам Костасу Кондилису и Филипу Джонсону. Результат реконструкции оказался замечательным: оставив нетронутым только каркас здания, дезайнеры переделали всю внутреннюю планировку и одели фасады в нарядные черно-золотистые покровы. Перед входом в здание водрузили глобус как символ международного характера отеля. Небоскреб Трампа дал толчок к дальнейшим преобразованиям площади. Уже через пять лет на месте старого “Колизеума” стоял громадный, сверкающий комплекс Time Warner Center, а странное здание на южной стороне перестроили в очаровательный музей дизайна. И площадь полностью преобразилась.

2001. Трамп-ворлд-тауэр (Trump World Tower). Дональд Трамп - классический нью-йоркский строитель. Он стремится держать свои проекты в законных рамках, чтобы избежать ненужной бюрократической волокиты, но при этом не упускает возможность для любой лазейки. В 1998 году он за 50 миллионов приобрел старое здание на углу Первой авеню и 48 стрит, напротив парка Организации Объединенных Наций. Место показалось ему маловато. Рядом пустовали два участка, принадлежащие Японскому обществу и соседней церкви. Трампу удалось не только присоединить себе эти участки, но и получить от городских властей право на общую застройку. Так возник Трамп-ворлд-тауэр, на то время самое высокое жилое здание в Нью-Йорке. Протесты общественности начались немедленно: башня Трампа оказалась выше знаменитого здания секретариата ООН, спроектированного Карбюзье, но придраться было не к чему: все было выполнено строго в соответствии с городскими нормами. В 2003 году Международная федерация строителей признала Трамп-ворлд-тауэр “лучшим проектом жилого здания в мире”.

2002. Трамп-Парк-авеню, бывший легендарный отель “Дельмонико”, это 120 супер-роскошных и супердорогих кондо на Парк-авеню и 59 стрит. Это воплощение богатого наследия довоенной нью-йоркской архитектуры в сочетании с комфортом, предоставляемым 21 веком. Отточенные интерьеры и исключительный сервис делают этот дом безусловным выражением образа старой Парк-авеню.

2005. Трамп-плейс и Риверсайд-центр. Этот год, 2005, поставлен условно. Борьба за право строительства в этом месте берет свое начало в 1970-х. Когда-то огромный земельный участок вдоль Гудзона между 59 и 72 улицами был сортировочной станцией Пенсильванской железной дороги. Со временем, когда нью-йоркский порт утратил свое значение, надобность в грузовых перевозках отпала и место пришло в запустение. Впервые Дональд Трамп обратил на него внимание в 1974 году, когда он предложил построить комплекс из 12 тысяч квартир за счет городского финансирования. Проект не прошел. Затем другие компании приобрели эту землю, пытались что-то на ней строить, но безуспешно. В 1985 году Трамп выкупил у них права на строительство и предложил новую грандиозную идею: огромный комплекс под названием “Телевизионный город” - “Television City” с телевизионными студиями и штаб-квартирой NBC, жилыми и коммерческими зданиями, офисами и гостиницей. В центре комплекса предполагалось соорудить 150-этажную башню, самую высокую в мире. Окрестные жители ахнули, начались протесты, оппозиции, петиции, в конце-концов NBC отказалась участвовать в деле и Трампу пришлось умерить свои амбиции: он убрал из проекта телестудии, заменив их жилыми домами, и отказался от “рекордной” башни. После чего скромно переименовал проект в “Trump City” - “Город Трампа”. Но и этот план остался неосуществленным. Строительство такого масштаба требовало огромных денег, а таких у Трампа не было. С этого момента и до завешения комплекса на берегу Гудзона прошло около 20 лет. Менялись проекты, менялись участники, в течение этого времени Трамп распродал большую часть этой земли и утратил право контроля над строительством. Окончательный проект осуществила совместная китайско-гонконгская компания. Имя Трампа еще какое-то время красовалось на фасаде одного здания этого комплекса, но и оно было убрано по требованию жильцов.

2010. Трамп-СоХо, - отель на Спринг-стрит в центре “чугунного” района СоХо. Трамп руководил строительством, но свои деньги в него не вкладывал. Это последнее пока здание, носящее его имя.

Новости региона

Все новости