Путешествие аристократов

Четвертого марта в Карнеги-холл состоится концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. В программе - Пятая симфония Шостаковича и Первый фортепианный концерт Брамса, солист-пианист - Николай Луганский.

Путешествие аристократов
Юрий Темирканов

Неопределенная зима, похоже, не сулит раннего тепла, начало весны вряд ли будет климатически великодушным. Но первая ласточка неостановимо летит в наши сени: концерт - первое представление пятого фестиваля «Вишневый сад» (Cherry Orchard Festival), форума высокого искусства, занявшего прочное место на арт-арене Нью-Йорка и Бостона. Одно чеховское название заставляет трепетать сердце: остро, многое напоминает, многое пробуждает в воображении, чуть уставшем от скорости жизни.

Ни один из концертов или спектаклей фестиваля «Вишневый сад» не является повторением уже виденного зрителями: все показы - американские премьеры. Первое представление нынешнего года абсолютно не оставляет вариантов, идти или нет - тем более, что оно - единственное. 

Газеты мира не жалеют для Темирканова образных сравнений, не экономят на превосходных степенях: «Этот оркестр - национальное достояние России, дирижер Юрий Темирканов - один из лучших в мире» («Вашингтон пост», 2014). «В тот вечер в «Аудиториуме» точно творилось какое-то чудо! Талант Темирканова и виртуозность его оркестрантов помогли выйти за рамки нот, записанных на пяти линейкахѕ» («Коррьера де ла Сьера», 2014); «Кульминационным моментом вечера стало исполнение “Патетической” симфонии Чайковского. В интерпретации этого симфонического шедевра романтизма вряд ли можно превзойти версию маэстро Темирканова!» («Эль Мундо», 2015); «Он в очередной раз продемонстрировал, что ни один оркестр, исполняя русскую музыку, не может сравниться с его коллективом...» («Мир оперы, 2015); «Великий дирижер, один из последних титанов прошлого столетия!» (“Монд”)...

Титан изящен и полетен, несмотря на свои приближающиеся восемьдесят. Он невероятно, фантастически занят: сегодня художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии, главный дирижер Заслуженного коллектива России Юрий Темирканов - эталон дирижерского мастерства. Уже более трех десятилетий он нужен буквально всему музыкальному миру, количество его ангажементов кажется неправдоподобным: выступления с Чикагским и Балтиморским симфоническими оркестрами, концерты с оркестром Академии Санта-Чечилия, в театре “Ла Фениче”. Почти двадцать лет начиная с 1979-го Темирканов работал с лондонским Королевским филармоническим оркестром - поначалу на правах приглашенного, а с 1992 года - уже в качестве главного дирижера. Юрий Темирканов был также главным приглашенным дирижером Дрезденского филармонического оркестра (1992-1997) и симфонического оркестра Датского радио (1998-2008).

...Но, по собственному признанию, его навсегда обретенным домом остается Петербург. Именно там уроженец Нальчика, когда-то искренне удивившийся в детстве, что за странный такой дядя размахивает руками перед местным духовым оркестром, начал путь к дирижерской славе. В 1967 году аспирант Ленинградской консерватории (класс педагога Ильи Мусина) стал победителем Всесоюзного конкурса дирижеров и впервые принял участие в филармоническом концерте. А буквально через год двадцатидевятилетний музыкант становится руководителем симфонического оркестра Ленинградской филармонии (ныне Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии). Коллектив и новоиспеченный дирижер явно поладили - вскоре их принимали амстердамский Концертгебау, нью-йоркский Карнеги-холл (чей концертный сезон оркестр, первым из российских коллективов, открывал в 2005 году). А еще - токийский Сантори-холл, парижский Театр на Елисейских полях, лондонский Барбикан-холл, Берлинская филармония, венский Музикферайн...  

С приходом Темирканова в 1976 году связано и начало возрождения Мариинского театра, который постепенно перестали именовать «бывшей Мариинкой»: над фронтоном советского Кировского заблистали зарницы былой славы! До 1988-го Юрий Темирканов являлся его художественным руководителем и главным дирижером. За это время в репертуар вошли «Евгений Онегин», «Пиковая дама», а также «Война и мир» Сергея Прокофьева, «Пётр Первый» Андрея Петрова, «Мертвые души» Родиона Щедрина. Труппа начала активно гастролировать (США, Япония, страны Европы),  были возобновлены симфонические концерты оркестра театра.

Приближению круглой даты маэстро Темирканова соответствует солидная полукруглая собственно оркестра, образованного в запредельно далеком 1882 году по указу самого императора Александра Третьего. Сто тридцать пять лет со времени создания! Первоначально именуемый «Придворным музыкантским хором»,  он выступал главным образом на дворцовых церемониях, но через пять лет получил солидный статус Придворного оркестра и стал концертировать перед публикой. К началу 20 века за его дирижерский пульт уже не зазорно было приглашать самого Рихарда Штрауса. В разное время коллективом руководили Эмиль Купер, Николай Малько, Александр Гаук, Фриц Штидри. В 1938 году главным дирижером стал Евгений Мравинский, который пробыл на своем посту ровно полвека. За эти годы коллектив завоевал славу одного из лучших в мире, с ним выступали Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и Леонид Коган. Этот оркестр, по общему мнению музыковедов, всегда отличала слаженность, благородство звучания, высокое мастерство музыкантов, ни один из которых - не безликая частица поглощающего целого. 

Юрий Темирканов пришел в оркестр после смерти Евгения Мравинского в 1988 году - как раз когда несбывшийся социализм сменялся неукрощенным капитализмом. И было время, когда преданность делу оставалась, а материальная сторона бытия музыкантов оставляла желать лучшего. И было так, что Темирканов, по собственному этическому коду всегда чуждавшийся «барской любви», просил у сильных мира сего за оркестр. Сильные проявили снисходительное великодушие, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии не распался. В 2006-м он был включен в десятку лучших оркестров Европы.

...Робко надеюсь, что по возрасту вашему корреспонденту еще рановато садиться за мемуары - но как тут удержаться от востороженного «помню»... Шло курортное лето 1973 года в Кисловодске, мне, подростку без подружек, было безумно скучно ходить по терренкурам за отдыхающими взрослыми и глотать эту кошмарную минеральную воду с адским привкусом серы. Но была в городе радость одна на всех: гастроли Симфонического оркестра Ленинградской филармонии! Днем музыканты, как простые смертные, в непритязательном летнем, прохаживались по оздоровительным терренкурам - но их безошибочно узнавали: «Темиркановцы идут!» (я жадно прислушивалась к их разговорам - о, все только о музыке: «С таким солистом трудно играть концерт Шопена...», «Видела во сне, как начала неправильное вступление...») А вечерами все влеклись к концертному залу - и они, уже в черно-белом, давали нам пропуск во Вселенную. За давностью лет не помню всех программ - но как Борис Гутников солировал в концерте Чайковского для скрипки с оркестром, впечаталось до конца дней. В ложе каждый вечер неизменно сидел великолепный Дмитрий Борисович Кабалевский - строгий, без улыбки. А выходящий на сцену Темирканов улыбался неизменно!

Много воды и слез утекло с тех пор. Сменились исторические формации и государственные границы, отошло в советское прошлое название северной столицы - соответственно, и ее Симфонического оркестра. Но фамилия главного дирижера осталась прежней. И принципы отбора репертуара тоже: классика - только она. Такая приверженность седой старине вызывает нарекания определенной части прогрессивных критиков: отчего, дескать, вы, Юрий Хатуевич, обижаете молодых композиторов? Человек пытается защищаться: стар я, душа утомилась... Когда начинают дежурно уверять, что нет-нет, вы и молодым дадите фору, так не расширить ли все-таки репертуар, - он добавляет по существу: ну, не родился покуда еще один Чайковский... И Брамс не родился, и Малер - а как можно заставлять себя и оркестрантов, которые тебе верят, играть не ложащееся на душу? Как можно приговаривать их и себя к тому, что не трогает, не волнует? И вообще разделения музыки на современную и несовременную дирижер не видит,  ибо, по его убеждению, настоящему музыканту Библия - Бах.  

...Он улыбается чуть меньше, чем в былые годы. Сетует на то, что не всегда музыканты понимают, чего хочет стоящий за пультом. А хочет он того, что выше формально постижимого: чтоб оркестр играл «не ноты, а то, что за нотами». Очевидно, молодой Николай Луганский понимает эту запредельную цель и молится - в естественно расширительном смысле - на ту же Библию: иного солиста Темирканов просто воздержался бы приглашать.

В нынешний сверхдинамичный век не только Южная Азия выдает миру виртуозов, способных заниматься по двадцать часов в сутки: мощных исполнителей, играющих с темпераментом компьютера, предостаточно и в России. Луганский - из редкого племени помнящих Рихтера и Горовица. Он родился в Москве - у родителей, не занимавшихся музыкой, но, к счастью, понявших, что ребенок одарен. Пятилетний, он играл по слуху Бетховена - и не «Сурка», а сонаты. Занимался в Центральной музыкальной школе, а затем - в Московской государственной консерватории у педагогов с мировыми именами - Татьяны Николаевой и Сергея Доренского. Завоевал первое место на 10-м Конкурсе имени Чайковского. В 2013 году получил звание Народного артиста Российской Федерации. Ныне концертирует и преподает в своей альма-матер. Он не боится играть общеизвестное - ибо постиг мудрость Горовица: каждое исполнение - своего рода импровизация, новый случай чуда, и нет заигранного-заученного, душа жива во всякий момент.

Ростропович как-то сказал о Темирканове: «Интересный, многогранный человек, аристократ и в музыке, и в жизни». Что роднит их - Юрия Темирканова и Николая Луганского, двух музыкантов разных этнических корней и существенно разного возраста? Не этот ли полузабытый аристократизм, призванный спасти человечество от бездумного отупения? Оба старомодно много читают, оба ощущают музыку важнейшей составляющей человеческой духовности.

Так не встретиться ли нам у Карнеги-холл в точно означенные день и время...

Только один концерт легендарного оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова состоится 4 марта в 7 часов вечера в Карнеги-холл. Билеты можно приобрести в кассе зала, во всех театральных кассах, по телефону  (212) 247-7800 и в Интернете CHERRYORCHARDFESTIVAL.ORG.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру