«Королева красоты Линэйна» в БАМ

Дочки-матери

20 лет назад Ирландия, Лондон, а затем Нью-Йорк и мир узнали Мартина Макдона (Martin McDonagh).

Дочки-матери
Сцена из спектакля

«Королева красоты Линэйна», написанная им в возрасте 25 лет, была его первой пьесой. В это невозможно поверить: такая это мощная, жесткая, честная и просто блестящая драматургия. Спектакль был поставлен в 1996 г. в Театре Друидов  (Голлоуэй, Ирландия) одной из основательниц  и главным режиссером этого театра Гэри Хайнс, которая фактически и открыла молодого ирландца, выловив «Королеву» из  кучи обреченных на мусорную корзину рукописей, и  получил множество премий (включая несколько «Тони», в том числе для исполнительницы главной роли Мэри Муллен).

Макдона с тех пор написал еще несколько прекрасных пьес ( пять из них с успехом шли в Нью-Йорке), начал работать в кино (и получил «Оскар» за короткометражку и номинацию на «Оскар» за лучший сценарий полнометражного художественного фильма). А Хайнс решила отметить 20-летие премьеры «Королевы красоты Линэйна» новой постановкой,  воссоздав старые декорации (Франсис О’Коннор), но с другим составом, где Мэри Муллен, игравшая когда-то  Морин, теперь играет ее мать. Спектакль идет в БАМ по 5 февраля, после чего продолжит гастрольное турне по Америке и другим странам. Его надо посмотреть, даже если вы боитесь, что часть текста будет вам непонятна. Опасения небезосновательны: ирландское произношение, местный сленг и юмор понять нелегко. Поможет содержание хотя бы завязки, потому что дальше вы будете смотреть не отрываясь, страдая, ненавидя, сходя с ума, интригуя вместе с героями и одновременно наслаждаясь тем, как этот спектакль играется.

В маленьком ирландском городке, где, кажется, все время идет дождь, живут и ненавидят друг друга 40-летняя Морин и ее 70-летняя мать Мэг. Последняя - исчадие ада, капризная, жестокая, избалованная лгунья, воплощение нематеринского эгоизма. Дочь, вынужденная с ней жить и о ней заботиться, по-своему и порой с такой же жестокостью сопротивляется, но изменить ничего не может, пока драматург не дает ей искру надежды - в лице ее симпатичного соседа и ровесника по фамилии  Дули.

Дули уехал в Лондон, где работает на стройке и чувствует себя чужаком. Приехав навестить родню, он приглашает Морин на вечеринку, и, вопреки интригам матери, она на нее попадает. Потом, в долгом, трогательном, полном неловкостей и недосказанностей, застенчивости и искренности ночном разговоре он признается, что для него Морин всегда была «королевой красоты Линэйна». Сразу скажу, что в отличие от нынешнего спектакля, где роль Морин отдана высокой, с роскошной фигурой и красивым лицом Айслин О’Салливан, в оригинале Морин - совсем не красавица, а потому не очень-то верит поклоннику, и ее внешняя ординарность и даже непривлекательность дают происходящему слегка иной подтекст.

Но как бы то ни было, мы хотим верить в счастливый конец, и драматург как будто ведет к нему (еще одна замечательная сцена: монолог Вули, его «Сцена письма»). Мы не теряем надежды до последних минут спектакля, хотя подспудно понимаем, что в этом мире добра не жди. Да и музыка, прослаивающая сцены, неустанно об этом напоминает. Нам жалко и Морин, и Вули, не понимающего, что происходит с Морин, и его придурковатого брата, так скверно выполняющего роль  «связного», и даже - моментами - эту ужасную Мэг, которая делает все, чтобы дочь осталась при ней - домработницей, компаньоном, сиделкой.  «Что со мной будет?», - кричит она, поняв, что ее планы в опасности. Но у каждого из них своя трагедия, свое задушенное «я», своя невыговоренность  и тоска. Общее - лишь нескончаемый ирландский дождь, из-под которого вырваться удастся только одному.

Новости региона

Все новости