“Всемогущий” Трамп вернет работу?

Легко пообещать через “Твиттер”, трудно сделать на практике

Занятость американцев продолжает оставаться неразгаданным парадоксом. С одной стороны, безработица сокращается, создаются новые рабочие места, а с другой - приличной работы становится все меньше, а получить ее с каждым годом все труднее.

Легко пообещать через “Твиттер”, трудно сделать на практике

Прямо по Войновичу - «...дела в колхозе шли плохо. То есть не так, чтобы очень плохо, можно было бы даже сказать - хорошо, но с каждым годом всё хуже и хуже». И вся надежда теперь у легковерных граждан - на «необычного» нового президента, который «осушит вашингтонское болото» и «вернет работу в Америку».

Уходит не только хорошая работа - исчезает и «не пыльная», но и не шибко хорошо оплачиваемая работа в сфере обслуживания. Минувшей осенью, в октябре, объявил о закрытии пяти колл-центров и увольнении 3200 сотрудников телекоммуникационный гигант Verizon. Едва успел начаться 2017 год, и пришло известие, что торговая сеть Macy’s закроет 68 магазинов и сократит более 10 тысяч работников компании (см. статью на стр. 18). Это - лишь пара примеров из длинного списка, который легко может испортить новогоднее настроение.

Немало людей, которые уже потеряли работу или боятся ее потерять, уповают на Дональда Трампа: вот, мол, придет новая метла и выметет всё, что мешает жить, и будет снова как когда-то - сытно и спокойно. И никак им невдомек, что «когда-то» миновало и уже не вернется.

Что хочет, то и «чирикает»

Twitter - в буквальном переводе «чириканье» - это любимая социальная сеть Дональда Трампа. Через нее он, отодвигая в сторону всякие CNN и The New York Times, ежедневно рассылает «всем, всем, всем» свои спонтанные реакции на актуальные события. И представляет дело таким образом, что якобы может посредством своих «твитов» влиять на всех и вся.

На днях стало известно, что республиканцы в Конгрессе активно изучают вопрос о финансировании строительства пресловутой «Великой трамповской стены» на границе с Мексикой. Дело идет к тому, что стену построят за деньги американского налогоплательщика, и никаких денег от мексиканцев на эту антимексиканскую штуку Вашингтон не дождется. Но, поскольку Трамп в ходе предвыборной кампании обещал невыполнимое - что платить за стену будет Мексика, - то сейчас он продолжает заверять американцев, что так и будет. Ну, может, сперва придется заплатить самим, а потом «мексиканцы нам это возместят». Не знаю, как можно на здоровую голову поверить подобным «твитам» от этого иллюзиониста. Но «шоу должно продолжаться», как говорят в Америке. Трамповское реалити-шоу на президентском уровне!

Кому-то может показаться, что грозное «чириканье» Трампа на самом деле защищает права американцев и что к его угрозам прислушиваются и мексиканские власти, и автомобилестроительные компании. «Руки прочь от наших рабочих мест!» - и они тут же садятся на задние лапы. Увы... По поводу пресловутой стены на границе бывший президент Мексики Висенте Фокс посоветовал Трампу говорить правду американским налогоплательщикам: это они, а не мексиканцы, оплатят из своего кармана «расистский монумент» Трампа. Что касается автопрома, то, например, отказ «Форда» от намерения открыть новый завод в Мексике (заслугу в этом приписывает себе Трамп) связан с изменением планов корпорации и не более того. Речь идет о заводе по производству элетромобилей и машин, способных ездить без водителя: на таком предприятии должны работать высококвалифицированные кадры, которых в Мексике слишком мало, а в США - сколько угодно. Штат Мичиган получит 700 новых рабочих мест - но не благодаря Трампу.

Как аукнется протекционизм

Еще один грозный «твит» Трампа был издан в адрес General Motors - вот что написал будущий президент: «General Motors собирает модель Chevy Cruze в Мексике и посылает ее американским автодилерам через границу беспошлинно. Собирайте в Америке - или платите большой налог!»

Не спешите восхищаться «эффективным защитником» американских рабочих мест. Все седаны Chevy Cruze, которые продаются в Америке (в количестве 190 000 в год), без его строгих указаний производятся в США, в штате Огайо. А на заводе GM в Мексике собирают хэтчбек - эта модель у американцев не пользуется спросом, зато мексиканцы покупают ее охотно. Если Трамп - бизнесмен (а он неустанно это подчеркивает), он должен понимать, что где сбыт, там и производство - если есть такая возможность. А возможность есть благодаря Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA).

В соответствии с этим соглашением США не облагают пошлиной продукцию, импортируемую из Канады и Мексики. Эти страны, в свою очередь, позволяют Америке беспошлинно ввозить к ним свои товары. Трамп грозился пересмотреть все торговые соглашения - объявить о выходе из них США и заново провести переговоры о более выгодных для Америки условиях. Он хочет ввести 35%-ную пошлину на все мексиканские товары. Но даже ребенок понимает, что подобные меры: а) вызовут симметричный ответ со стороны торговых партнеров США; б) приведут к удорожанию импортируемых товаров и услуг. Последнее особенно касается такой страны, как Мексика, где рабочая сила на порядок дешевле, чем в США, - поэтому «Hecho en Mexico» всегда дешевле, чем «Made in USA». Мексика - третий по объему взаимной торговли партнер США. В 2015 году американский экспорт в Мексику составил $236 млрд, а импорт из Мексики в США - $295 млрд. И еще: Мексика на четвертом месте среди стран-поставщиков нефти в США (Канада - на первом, после нее идут Саудовская Аравия и Венесуэла). Может, Трамп мексиканскую и заодно канадскую нефть обложит своим грозным «большим налогом»?

Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) - весьма консервативная, кстати, организация - высказывает мысль, актуальную в свете трамповских обещаний: «В сегодняшнем, глобально взаимозависимом мире, где построены динамичные глобальные системы поставки сырья и комплектующих..., a) экспортеры являются импортерами; б) импортеры являются экспортерами». Любая попытка нарушить эти сложившиеся связи может привести к тяжелым последствиям. Авторитетный лондонский журнал The Economist пишет, что в каждых $100 мексиканского экспорта в США заложены $40 стоимости американских продуктов, которые ранее были экспортированы из США в Мексику.

Не всё, что сделано в США, является американским продуктом - или, по крайней мере, «цельноамериканским» продуктом. Газета The Wall Street Journal указывает, что в автомобилях, собранных на заводах Ford, GM и Chrysler на территории Соединенных Штатов, половина комплектующих имеет иностранное происхождение. Как ни парадоксально, самыми «американскими» машинами, сделанными в Америке, являются автомобили японских фирм Toyota и Honda. Они на своих автосборочных заводах в США (которых у них десятки) используют в основном детали и узлы, сделанные здесь же, в Америке.

Трамп, конечно, может одним «твитом» и последующим росчерком пера наплевать на мировую экономику. Но он не сможет избежать ответных протекционистских мер со стороны атакуемых им Китая, Мексики и других стран. Ввозить в США детали и готовые товары из других стран будет дороже, и... - что сделают американские компании? Правильно! Они переложат цену «экономического трампизма» на плечи потребителя. Которому быстро придется «почувствовать разницу».

Работа, вернувшись в Штаты, достанется роботам

Аналитический интернет-ресурс Business Insider напоминает, что Трамп в своих популистских речах после победы на выборах продолжал грозить Китаю 45%-ной пошлиной и заявлял: «Кому какое, к черту, дело до того, будет или нет торговая война?». Ну, это ему и ему подобным персонажам все равно - есть торговая война или нет. А рядовой «Джон Доу», как именуют неизвестных граждан, войну почувствует сразу и резко. Придет в долларовый магазин (они как следствие обнищания населения плодятся как грибы), а там новые цены - все, что было 99 центов, будет полтора или два доллара. Потому что большая часть ассортимента - из Китая, который Трамп решил приструнить.

Экономисты говорят еще о том, что теоретически - но только теоретически - можно обойти эти ловушки торговой войны, если вернуть зарубежные инвестиции американских компаний обратно в Америку. На практике это крайне маловероятно, т.к. стоимость американской рабочей силы в несколько раз превышает ее стоимость в Китае и других развивающихся странах. Например, корпорация Apple собирает свои айфоны и айпады в Китае, а микросхемы и другие комплектующие к этим устройствам приходят из Японии, Южной Кореи и Тайваня. Если перенести производство в США, говорят эксперты, цена на эппловские гаджеты тут же вырастет как минимум вдвое. Сегодня iPhone 7 с памятью 32GB продается в США за $649: умножаем на два - итого $1298. (Для справки: себестоимость этого смартфона, собранного в Китае, составляет $225).

Но даже если компании начнут возвращать в США рабочие места, которые они вывезли в страны с дешевой рабсилой, это не остановит потерю рабочих мест в Америке. Совсем недавно Совет экономических консультантов при президенте США опубликовал доклад, в котором предупреждает: новые технологии - роботизация и искусственный интеллект - отнимают у людей работу. В аналогичном докладе Оксфордского университета (Великобритания) говорится, что 47% всех рабочих мест (заметьте: всех, а не только индустриальных или низкоквалифицированных) могут исчезнуть с рынка труда, потому что эту работу будут выполнять роботы. А оставшиеся рабочие места, заявляет исследователь Джастин Райх из Гарвардского университета, будут сдвинуты вниз по шкале оплаты труда.

Приспособиться к этой новой ситуации поможет старый рецепт: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Не будем шарахаться от этой цитаты только потому, что она - из Ленина. Это говорили (если не дословно, то по смыслу) задолго до него, и сегодня эта мысль более актуальна, чем когда-либо. Учитесь делать то, чего не может делать робот. И будьте оптимистами: еще какие-то 25-30 лет назад миллионы людей работали в машбюро, а потом профессия машинистки исчезла - но это же не стало концом света!

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях