Как бороться в наступающем году с грабительским здравоохранением

Новогодние секреты «медицинского выживания»

Новый год – новые проблемы с медициной. В Америке их больше, чем в любой другой развитой стране. По той простой причине, что медицина здесь построена не просто. Не понятно и доступно, как в Западной Европе или Канаде, где люди имеют дело только с государственным медицинским страхованием – всеобщим и бесплатным, – а сложно и запутанно, чтобы медико-фармацевтическому лобби было легче нас грабить.

Новогодние секреты  «медицинского выживания»

Дональд Трамп и республиканцы обещают максимально быстро упразднить Обамакэр – Закон 2010 года о доступном здравоохранении. Отмена этого закона должна стать чуть ли не первым пунктом повестки дня Конгресса нового созыва, а из Капитолия убитый законодателями Обамакэр должен тут же попасть в Белый дом, на стол нового, дружественного консерваторам президента, который с радостью подпишет «свидетельство о смерти» ненавистного детища Обамы.

Но быстро и легко не получится. Как говорят эксперты, в том числе люди из аппарата республиканской фракции в Конгрессе, законодательная аннуляция Обамакэра займет месяцы, а его замена чем-то другим (о чем Трамп пока говорил лишь крайне туманно) – годы.

Что год грядущий нам готовит

Республиканцы в Конгрессе уже ведут консультации с командой Трампа о том, стоит ли поспешно отменять Обамакэр. Может быть, считают некоторые республиканские стратеги, закон об отмене можно принять срочно, но при этом записать в нем, что он вступает в силу через два, три или четыре года. За это время можно подготовить замену Обамакэру – какую-то новую систему, которая позволит не выбрасывать на улицу 20 млн человек, получивших медстраховку благодаря Обамакэру, а предложить им что-то другое. В противном случае республиканцы через два года, когда будут промежуточные выборы, ощутят на себе недовольство избирателей – эффект может быть очень неприятным.

Но даже в случае отсрочки вступления нового закона в действие республиканцам придется столкнуться с ожесточенным сопротивлением демократов в Конгрессе. «Демократы используют все мыслимые процедурные механизмы, чтобы воспрепятствовать отмене Обамакэра», – говорит Теви Трой, директор Американского института политики в сфере здравоохранения. Главным из этих механизмов будет, без сомнения, так называемый филибастер в Сенате (когда оппозиция ведет прения до бесконечности, не соглашаясь их прекратить): для преодоления филибастера требуется 60 голосов из 100, а такого количества у республиканцев нет.

Но даже если через месяц-другой-третий удастся принять закон об отмене Обамакэра, заменить его чем-то другим будет трудно, и процесс будет долгим, подчеркивает Джо Антос, эксперт по вопросам медицинской политики из Американского института предпринимательства – консервативного «мозгового центра».

Скорее всего, Обамакэр так или иначе какое-то время еще будет существовать – с расширенным Медикейдом, со страховыми пулами в штатах и на федеральном уровне, с возможностью держать детей на родительской страховке до 26 лет, с невозможностью для страховых компаний отказывать в страховке из-за хронических болезней. Но, как уже писала наша газета, в новом году «доступное здравоохранение», которое призван обеспечить Обамакэр, станет гораздо менее доступным: страховки подорожают в среднем на 20–25 процентов.

Станет дороже и Медикэр. Медикэровский вычет из пенсии Social Security становится на пару долларов больше, на те же пару долларов вам увеличат социальную пенсию (ее скорректировали «с учетом стоимости жизни» на +0,3%), и в итоге будет примерно то же, что и в уходящем году. Зато страховые взносы Medicare Part D (лекарственная часть Медикэра) увеличатся в 2017 году в среднем на 9%.

Хотим также напомнить нашим читателям, имеющим страховку Медикэр, что 15 января истекает Medicare Open Enrollment Period – трехмесячный период, в течение которого можно поменять свое страховое покрытие, переключиться с Original Medicare на другую систему – Medicare Advantage (другое название – Medicare Part C) или, если у вас уже есть Medicare Advantage, поменять страховой план внутри этой системы. Можно, конечно, и остаться при своем прежнем страховом покрытии, если оно вас устраивает.

Проявляйте интерес к альтернативам

Рост дороговизны – такова главная ретроспектива уходящего года и главная перспектива года наступающего. Это констатирует самый большой авторитет в данной области – Институт стоимости услуг здравоохранения (есть и такой!). Согласно его данным, в 2015 году на частном медико-страховом рынке расходы пациентов, пользующихся им, выросли на 4,6%. Это – явное ускорение: в 2014 году «медицинская инфляция» составила 2,6%, в 2013-м – 3%. Институт отмечает рост цен на всё – амбулаторное лечение, стационар, лекарства, все виды обследований и процедур. Самое, пожалуй, неприятное в этой общей тенденции подорожания – увеличение платежей из собственного кармана (out-of-pocket expenses), всех этих copay, deductible, coinsurance, не покрываемого страховкой лечения и прочих форм узаконенного грабежа. В 2015 году среднестатистический расход «из кармана» на душу населения составил $813. При этом расходы тех, кому за сорок, зашкаливали за $1000.

Причина номер один роста дороговизны медицины – повышение цен провайдерами медицинского страхования и сокращение ими своего участия в оплате счетов пациентов. Изучив бухгалтерскую отчетность крупнейших медстраховских компаний – Humana, Aetna, Kaiser Permanente и UnitedHealthcare – за последние четыре года, институт пришел к выводу, что цены на услуги здравоохранения растут чрезмерно быстрыми темпами. А государство, отметим, как и прежде, не принимает никаких эффективных мер для обуздания этой корпоративной жадности – будем называть вещи своими именами. Когда вовремя не дают по рукам, они становятся беспредельно загребущими.

Что же делать в этой трудной ситуации нашему брату – рядовому пациенту? Если коротко – надо проявлять любознательность. Надо сравнивать страховые планы, врачей и больницы. Надо искать тех медицинских провайдеров, кто применяет упрощенный биллинг (каюсь – в целях краткости приходится засорять наш великий и могучий английскими словами). По-английски такой биллинг называется «bundled payment model»: он подразумевает предъявление вам единого счета за оказанные единовременно услуги. Провайдер выставляет вам счет, который базируется на среднестатистической стоимости оказанных вам услуг за последний год, два или три. Никакого многострочного расщепления счета на подпункты, никакого многомесячного биллинга (у меня однажды получение счетов «по кусочкам» за одну и ту же процедуру продолжалось полтора года!). Прислушайтесь к авторитету – это я не о себе, а о бывшем начальнике Центра услуг Медикэра и Медикейда (Centers for Medicare and Medicaid Services – CMS) Дональде Бервике, который говорит: «Хорошо всё, что отдаляет нас от расщепленного на кусочки выставления счетов за оказанные услуги».

Эффективно снижают стоимость медицинских услуг также Accountable Care Organizations (ACO) – объединения врачебных офисов, больниц, лабораторий и т.д., которые совместными усилиями понижают стоимость лечения, не снижая его качества. ACO работают с государством (с тем же CMS) и получают от него премии в виде части сэкономленных ими денег. В результате все довольны – и медики, и пациент, и государство в лице CMS, которое платит за пациента.

Не плывите по течению

«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам», как говорил Гамлет. Это в полной мере относится к разным способам снижения ваших медицинских затрат. Есть простые вещи, которые лежат на поверхности, – например, покупка лекарств-дженериков (generic drugs) вместо фирменных препаратов (brand-name medications). Не покупайтесь на рекламу тайленола, который представляет из себя обыкновенный ацетоминафен (он же парацетамол). Не верьте, что Theraflu якобы лучше, чем дешевое противопростудное средство аптечной сети Rite Aid или Walgreens: если вы посмотрите состав, вы увидите ровно те же самые компоненты. А стоимость различается, как сейчас говорят, «в разы»...

Не думайте, что вам откажут в экстренном лечении, если вы попали в больницу «по скорой» и у вас нет ни страховки, ни денег: будут лечить, оперировать и выхаживать, даже если это стоит шестизначную сумму, а потом спишут всё в убыток, или оформят вам Emergency Medicaid (его оформляют в госпиталях даже на нелегалов). Помните и о том, что практически везде, в каждом округе (каунти) есть центры оказания экстренной амбулаторной помощи неимущим и обездоленным.

Пользуйтесь интернетом для удовлетворения своих медицинских нужд. Лекарства, которые стоят безумно дорого в США, часто можно выписать по гораздо более низкой цене из Канады. Очки, которые стоят сотни долларов, можно купить на два порядка дешевле на таких вебсайтах, как Zenni Optical, EyeBuyDirect или Warby Parker. Правда, если у вас очень сложная ситуация со зрением (к примеру, вам нужны прогрессивные линзы, да еще разные для одного и другого глаза), Интернет может оказаться бесполезным. Но в простых случаях – начинайте с Интернета.

Не полагайтесь слепо на рекомендации врача – особенно если это не ваш многолетний доктор, которому вы имеете все основания доверять. Американская медицина, в отличие от здравоохранения других развитых стран, построена на коммерческой основе, поэтому врачи имеют тенденцию прописывать лишние тесты, процедуры и ненужные операции. Если речь идет о чем-то серьезном, обязательно получите второе мнение. (Когда врач для вас – «темная лошадка», проверьте его на одном из специализированных сайтов, например, certificationmatters.org). И не поленитесь почитать в Интернете об интересующей вас медицинской проблеме – в Интернете всё есть.

В общем, друзья, «враг хитер и коварен», но и мы не лыком шиты – будем исходить из этого бодрого постулата. В новом году нас будут по-новому обдирать, а мы будем по-новому сопротивляться. Желаю удачи всем бойцам медицинского фронта! С наступающим!

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях