Глобальное благополучие или глобальная катастрофа?

Пейзаж после битвы

Хотя 84% aмериканцев признают Трампа как легитимного президента (опрос службы Gallup), страна расколота, и призывы к замирению никто не хочет слышать. Оппоненты не пытаются искать компромиссы; есть и такие, кто зовет на баррикады, и это не метафора. Изменятся ли настроения в новом году?

Пейзаж после битвы

Ничего не поняли, ничему не научились

Есть много способов, как реагировать на поражение. Можно признать ошибки и смириться с реальностью, можно собраться с силами и продолжить борьбу. Можно плохую ситуацию сделать еще хуже, все сведя к личным разборкам и демонизации противника. Доминирует третий вариант - вместо признания недальновидности, приверженности несбыточным идеям, сосредоточиться на обличении победителя, сохранять убежденность в своей правоте и моральных преимуществах.

Но, перефразируя поговорку, если ты такой умный и бог на твоей стороне, почему ты проиграл? Достоверность знания и компетенция проверяются точностью прогноза. Но накануне выборов наш президент-интеллектуал заявил: “Американцы никогда не уступят апелляции Трампа к их страхам". Не читающий книг Трамп доказал, что лучше понимает страну, чем его оппоненты.

Мейнстрим медиа, либеральная профессура говорят о победе Трампа как о трагедии, но что к тому привело, в это мало кто углубляется. "Четвертая власть" и мозговые центры отказались от аналитического подхода и стали центрами пропаганды и агитации. За несколько дней до выборов «Нью-Йоркер» в передовой статье, подписанной «Редакторы», провозгласил победу Клинтон, а на обложке поместил портрет Трампа, принимающего присягу на библии, которую держит Путин. «Экономист» ужасается: «Страшный сон сбывается».

В Городском университете Нью-Йорка (CUNY) три обозревателя из ведущих либеральных изданий объясняли тысячной аудитории, что произошло и как жить дальше. Кто виноват, сомнений не возникало: «Этот ужасный Трамп». Что делать? «Мы, люди доброй воли, не позволим...». В фойе группа энтузиастов раздавала листовки, призывающие к сопротивлению фашизму. У меня на работе коллеги не отойдут от шока, по стенам фотошоп - Трамп с Муссолини в униформе штурмовиков. В реформистских синагогах «сидят шиву» - еврейский ритуал по покойнику. Раввин Хирш из «Фри синагог» в Манхэттене заявил: «Это общее чувство потери, тревоги, страха, глубокой печали». А ортодоксы видят «Руку Бога в выборах-2016».

Но и победители далеки от понимания сложности ситуации. На встречах Трампа с электоратом речь не идет об экономике и иммигрантах, толпа ревет: «Посади ее!». На встрече Сионистской организации Америки, когда ее президент поздравил Трампа, зал восторженно аплодировал. Алан Дершовиц, златоуст, самый известный в Америке юрист, попытался что-то сказать о согражданах, у которых другое мнение. Зал ответил негодованием. Ходили слухи, что Дершович был спарринг-партнером у Клинтон, играя Трампа. Алан этого не подтвердил, но сказал, что сыграл бы эту роль с удовольствием. Дершовица освистывают и тогда, когда он выступает в либеральных университетах, обвиняя в сионистском служении.

Бывший посол США в ООН Джон Болтон (ему прочат возврат в большую политику) и посол Израиля в ООН Дани Данон встретились в Нью-Йорке с «Друзьями Бэйт Эл» – воениризованной иешивы в Израиле. Здесь тоже праздновали победу, но Болтон предупредил, что в последние дни президентства Обама может принять недружественные Израилю решения. В разговоре с Болтоном я спросил, изменятся ли отношения с Россией. Посол ответил, что Путин может воспользоваться американскими трудностями в своих интересах. «А при Трампе положение не улучшится?» – «Может, улучшится, если Америка будет сильной, тогда можно договариваться». Обамовская внешняя политика, по мнению Болтона, цепь ошибок и катастроф. Посол напомнил, что ООН не приняла ни одной резолюции, осуждающей Сирию, по одной резолюции с осуждением Ирана и Северной Кореи, но 29 резолюций, осуждающих Израиль. В новом году он ожидает от правительства США большей поддержки.

Упомяну прощальную встречу генсека ООН Пан Ги Муна и посла США в ООН Саманты Пауэлл, у которых в этом году закончилась деятельность на этих постах, в Парк-Ист-синагоге. О Трампе, о нынешний ситуации здесь не сказали ни слова. Все прошло спокойно, но во время предыдущего визита Муна (он здесь бывал регулярно) был скандал – демонстранты обвинили генсека в антисемитизме.

В моем послевыборном опыте было и приятное событие: историк, автор многих биографий американских президентов Дорис Гудвин верит в здравый смысл страны, которой правят не персоны, а институты и Конституция, и кошмаров не предвидит. Аудитория в огромном зале Темпл-Эммануэл ее услышала.

Многие считают, что Трамп победил благодаря голосам необразованной глубинки. Но и немало интеллектуалов, изверившихся в истэблишменте и плутократии, увидели в Трампе возможность взорвать систему. Профессор Принстона Стивен Коэн, эксперт по России, считает, что прообамовские либералы подавили инакомыслие и надеется, что при Трампе положение изменится к лучшему. Не секрет, что «Рашенс», самая образованная община США, в большинстве за Трампа.

Кто доставит в новом году избранному президенту больше головной боли - враги или друзья? Его примирительная риторика уже порождает обвинения в предательстве. Майкл Сэвидж, пожалуй, единственный в больших медиа, кто активно поддержал Трампа, высказывает гипотезу о закулисной сделке с Клинтон - она не будет оспаривать результаты выборов, а Трамп не начнет против нее судебное разбирательство «имейлгейт».

“Welcome to reality”. В новом году либералам нужна серьезная рефлексия по поводу того, как они дошли до жизни такой, а их противникам придется осознать, что у них не хватит сил и средств навязать всем остальным их видение мира.

История болезни

В 1999 году Томас Фридман, золотой голос либерализма, опубликовал "Спасение человечества и Оливковое дерево. Понимание глобализации". Либеральные идеи принесли блага Китаю, банкам и геям, но для многих глобализация разрушила образ жизни и породила страх за будущее. По данным Института экономической политики, в результате соглашения между США, Канадой и Мексикой (НАФТА) США потеряли 700 тыс. рабочих мест. Миллионы рабочих мест ушли в Китай, Индию, Южную Корею. И когда Трамп сказал: "Мы не сдадим эту страну и ее народ фальшивой песне глобализма... Национальное государство остается подлинным фундаментом счастья и гармонии", многие его услышали. 49% американцев считают, что глобализация “плоха для страны”, 44% - что “хороша”. (опрос центра Реw). «Нью-Йорк таймс бук ревью» опубликовал обзор литературы "Апокалипсис близко": "Мир идет к катастрофе, и никто не в безопасности". 

Трамп обвинил Обаму в создании ИГИЛа, о чем можно спорить, но очевидно, что сам Трамп - порождение несбыточных надежд на Обаму.

К его победе привели рекордный дефицит бюджета, экономика, построенная на спекуляции и виртуальной реальности, блага которой достаются одному проценту, нулевой банковский интерес, обесценивающий сбережения, стоимость жилья, питания, транспорта, учебы, растущие много быстрее заработков. “Обамакэр” накануне краха. Война с террором обходится в триллионы долларов и конца ей не видно, мировая миграция ведет не к сближению, а к кровавым конфликтам, этнические и религиозные войны охватывают все новые регионы.

Сможет ли Трамп изменить положение? Пока это вопрос, повисший в воздухе.

Глобализацию называют американизацией, но чтобы жить, как в США, нужно потреблять, как в США, а для этого у Земли не хватит ресурсов. И нужно, чтобы кто-то где-то работал за 50 центов в час, не заботясь об охране труда и окружающей среде.

Закулисное "мировое правительство" - плод параноидального сознания. Но в мире достаточно людей во власти и с ресурсами, понимающих, что осчастливить все человечество невозможно, но если дать шанс стать миллиардером не только на Западе, но и в Китае, Индии, России, Мексике и даже в Нигерии, то интернационал по спискам «Форбса» обеспечит необходимый миропорядок. Для этого нужны в первую очередь границы, открытые для движения капиталов и людей. 

Гости званые и незваные

Америка на протяжении всей своей истории получала огромные преимущества от притока новых людей и идей. И нелегалы оказались здесь не по недомыслию властей - без них не обошлись бы производства, инфраструктура, обслуживание. Пусть и не получился плавильный котел, но пришедшие с других берегов принимали необходимость интеграции. Не всем это удавалось, но возненавидеть новую страну и стать террористами - такое было немыслимым.

Облик Америки радикально изменился за последние десятилетия. Я приехал в Нью-Йорк 22 года назад, менял квартиры, но всегда оставался на линии метро F. Поначалу я прислушивался к английской речи, теперь ее почти не слышно. Если бы только лингвистика! Поведение дичает год от года. Дело не только в утрате рабочих мест - крепнет убежденность, что иммигранты разрушают социальную и духовную атмосферу страны. Для президента Обамы это не проблема, он с удовлетворением констатирует: "Мы  больше не христианская страна". Цивилизация иудеев и христиан для либералов - анахронизм. Белых в мире менее 10%, по прогнозам, в Америке они будут меньшинством через 30 лет, а в Европе, если политика не изменится, мусульман и черных будет в 2050 г. намного больше, чем белых. Мирно перемены не произойдут. Марин Ле Пен во Франции, Фрауке Петри в Германии (ее называют фюрер Адольфина) и их полунацистские единомышленники проложат дорогу к нацизму без макияжа. После 11 сентября в Нью-Йорке, после трагедий в Лондоне, Париже, Брюсселе, Орландо, Ницце, Кельне, многих других по всему миру, либеральная мантра про миролюбивый ислам и несколько плохих яблок мало кого убеждает, усиление национализма нетрудно предвидеть. И Америка не застрахована, Трамп – это, будем считать, смягченная версия возможного развития событий. 

Президент Обама даже после выборов не тревожится: «Я не верю в Апокалипсис, пока Апокалипсис не случится. Я думаю, нет конца света, пока не наступит конец света». Но многие считают Апокалипсисом то, что сейчас происходит, и смиренно ждать конца света не намерены. Трудно сказать, на чем основана либеральная убежденность, что через четыре года все будет по-старому.

Новости региона

Все новости