Встреча с Максимом Венгеровым

В присутствии принца Кентского

Нью-йоркский Метрополитен-клуб, видевший немало «богатых и знаменитых», недавно оккупировала особенно впечатляющая группа во главе с членами британской королевской семьи – двоюродным братом королевы Елизаветы II и внуком Георга V принцем Майклом Кентским и его супругой. Присутствовали «наследный принц Югославии», Дэйзи Сорос, Фредерик Кок, Сюзан Роз и еще полторы сотни гостей. 

В присутствии принца Кентского
Максим Венгеров и Мариос Папанопулос в Метрополитен-клубе

Собрались они не ради перспективы поужинать в «королевсклй компании», заплатив от $1000 за место. Вечер был организован по случаю основания Общества американских друзей Оксфордского филармонического оркестра – с прицелом на первое американское турне этого практически неизвестного здесь, но популярного в Англии коллектива в 2018 году. А поскольку прославленный скрипач Максим Венгеров стал первым артистом-резидентом оркестра и значился солистом в музыкальной части программы, то для меня это была лишняя возможность услышать его в Нью-Йорке, где он в последнее время появляется редко.

Оксфордский филармонический оркестр был создан в 1998 году, а в 2002-м стал «резидентом» Оксфордского университета. Все эти годы им руководит его основатель Мариос Папанопулос, киприот по рождению, давно обосновавшийся в Англии и получивший здесь блестящее образование. Мое знакомство с ним состоялось 25 лет назад, в первые мои дни в Америке: он выступал здесь как пианист. Он и сейчас время от времени появляется в этой ипостаси, и в Метрополитен-клубе был партнером Максима Венгерова в Сонате Брамса №3.

Не думаю, что у них было много времени на репетиции, но единство ансамбля было полным, а игра Венгерова поразила сочетанием технического совершенства с абсолютной свободой, утонченности со страстью. Это был Брамс, полный драмы и контрастов, и это захватывало.

Вторым в программе был Октет Мендельсона в исполнении ведущих оркестрантов Оксфордского филармонического. Стоит напомить, что календарь занятости оркестров и зарплата оркестрантов в Англии таковы, что, играя в одном оркестре, не выживешь. Но суровые условия закаляют, учат собранности, быстроте, умению приспосабливаться. И это было заметно во вдохновенном и слаженном исполнении огромного и сложного Октета, где первую скрипку опять играл Венгеров, на сей раз – всего лишь первый среди равных.

Кроме Венгерова, еще трое участников октета оказались питомцами русской скрипичной школы и к тому же наследниками славных музыкальных династий. Концертмейстер оркестра – Наталья Ломейко, дочь бывших музыкантов Новосибирского симфонического оркестра, ныне работающих в Новой Зеландии. Муж Натальи, «со-концертмейстер» оркестра, а также руководитель группы «Оксфордские струнные» Юрий Жислин – сын и ученик знаменитого скрипача Григория Жислина. И Наталья, и Юрий  преподают в Лондонском королевском музыкальном колледже, играют как солисты, записываются. Анна-Лиза Безродная – внучка Семена Безродного и дочь Игоря и эстонской скрипачки Мари Темпере. Она тоже преподает и много выступает как солистка. 

Все дружно хвалят Венгерова за «незвездность» и то, как серьезно он отнесся к выступлению в Октете. Сам Максим сказал мне, что в камерных ансамблях играет редко. Жаль – он в великолепной форме и как виртуоз, и как музыкант. Почему он так редко бывает в Нью-Йорке? Ведь после почти четырехлетнего перерыва он уже интенсивно выступает в Европе. Но занят он и другим: серьезно занявшись дирижированием и даже получив дирижерский диплом Московской академии им. Ипполитова-Иванова, он все больше времени уделяет этому: возглавляет Гштадский фестивальный оркестр, регулярно дирижирует другими, изучает оперное дирижирование: впереди — «Евгений Онегин» в Москве в конце 2017 г. А недавно пришлось заменить внезапно умершего Невилла Марринера, причем в программе со Скрипичным концертом Бруха, где солировал Вадим Репин. Хотела бы я послушать эту комбинацию двух бывших соучеников по новосибирскому и ганноверскому классам Захара Брона!

Добавьте к этому собственный фестиваль в Токио (в 2017-м пройдет пятый), регулярные мастер-классы в Академии Менухина в Швейцарии и в Королевском музыкальном колледже в Лондоне (в обеих школах он приглашенный профессор), двоих маленьких дочерей, записи и еще одну страсть – конкурсы! Он убежден в их необходимости: это лучший способ дать знать о себе и оценить свои возможности – хотя сам был знаменит еще до своей победы на конкурсе им.Флеша. Он огорчен отсутствием по-настоящему ярких скрипачей в последнем Конкурсе Чайковского, где был членом жюри, но доволен, что жюри устояло и не присудило золотой медали. Опираясь на свой большой опыт музыкального «судейства», он уверен, что одна из проблем конкурсов – предварительный отбор по записям. В 2011 году, как глава жюри конкурса Венявского, он сам прослушал 200 претендентов, объехав для этого девять стран и проведя с каждым около 15 минут. Результат – высочайший уровень финалистов и беспрецедентное приглашение возглавить жюри во второй раз, уже в этом году.

Остается надеяться, что Венгеров по крайней мере найдет время для участия в турне Оксфордского филармонического по Америке в 2018-м. Этот уникальный, высокого класса коллектив сейчас дает по три программы каждый месяц – с октября по август, выступая на разных площадках города и кампуса, но главным образом – в старинном Sheldonian Theatre, построенном между 1664-м и 1669-м и служившем одно время как анатомический театр. Оркестр также гастролирует по Англии, и в списке солистов только нынешнего сезона, кроме Венгерова, еще и Марта Аргерих, Питер Донахью, Джанин Дженсен, Виктория Муллова, Андраш Шифф, Ланг Ланг, а среди дирижеров – Владимир Ашкенази (он давно патронирует оркестр) и Валерий Гергиев.  

Новости региона

Все новости