На кого опирается Дональд Трамп?

Молчаливое большинство заговорило

Принято считать, что самые пассивные в избирательных кампаниях слои и группы - этнические меньшинства, молодые и бедные. Но в президентских выборах 2012 г. большинство неучастников были белые среднего возраста и дохода, а самыми активными - афроамериканцы. Среди малообразованных граждан чернокожие американцы голосовали в 1,7 раза активней, чем белые такого же образовательного уровня. Что ожидать в этом году?

Молчаливое большинство заговорило

Нам уже не все равно!

Ни одна страна мира не затрачивает столько средств и усилий на проведение выборов, как США. Помимо борьбы интересов, идеологий, выборы - это многомиллиардный бизнес, в котором принимает участие армия партаппаратчиков, советников, комментаторов, спин-докторов, грязекопателей, специалистов по рекламе и сбору пожертвований. В 2012 г. президентские выборы обошлись в $2 миллиарда, в нынешнем - более $5 миллиардов. Чтобы только вступить в борьбу, кандидату нужно минимум $10 миллионов. Но при всех затратах и усилиях более 40% американцев в выборах не участвуют.

Почему? Большинство считает, что кандидаты “нечестны и не заслуживают доверия”. О Клинтон так думают 63%, о Трампе – 60% (опрос “Нью-Йорк Таймс”/CBS). Более 50% ответили, что избрание нового президента ничего не изменит в их жизни. Получается, что после головокружительных ожиданий, связанных с избранием Обамы, Америка пойдет на выборы, зажимая нос и не питая иллюзий.

Как такое отношение повлияет на избирательскую активность? Оставаться дома, поскольку никто не мил ни сердцу, ни разуму? Или все-таки пойти и выбрать меньшее из зол? Судя по всему, отношение все больше определяется не логикой и здравым смыслом, а иррациональными импульсами и предубеждениями.

В этой атмосфере проявляется активизация деклассированной, озлобленной части общества, которая на слэнге получила нелицеприятное название «уайт трэш» - “белый мусор”. Есть много других близких по смыслу выражений: лузеры, отбросы, рэднеки, хиллбиллис. Это о них, в редкую минуту забыв о политкорректности, сказал Обама: “Не удивляет, что они становятся ожесточенными, цепляются за оружие и религию, проявляют антипатию к людям, не таким, как они, таким образом  выражая свою фрустрацию”. Это суждение вызвало массу протестов и замешательство в рядах либералов. Не принято говорить уничижительно о пристрастии к Богу и оружию, о тех, кто считает себя солью земли, обычными гражданами, у которых только надежда на Всевышнего и ружье «ремингтон». Религия очень важна - так думают более 70% американцев. А оружие еще важней - на руках у богобоязненных американцев более 280 миллионов стволов, почти 90 на 100 жителей. Как говорится, на Бога надейся...

Если же говорить о демократии, «уайт трэш» тоже нужно дать слово. Их больше, чем черных и “латинос”, но у них нет своих парадов, как у меньшинств, нет своих лидеров и адвокатов. Трамп занял пустующую нишу. Бывший глава ку-клукс-клана Дэвид Дюк, выступая на общественном радио Нью-Йорка, заявил: «Трамп не расист... В этой стране, если ты защищаешь наследие европейцев, ты автоматически расист, есть дискриминация против европейцев-американцев, и это реальность».

Это не уникальное мнение: более половины белых теперь считают, что их дискриминируют. Многие осведомленные в закулисных интригах утверждают, что идею бороться за президентство подсказал Трампу коварный Билл Клинтон, заведомо понимая, что Хиллари будет нетрудно справиться с таким противником. Но более важно принять в расчет высказывание Обамы - Трамп уловил идею, сообразил, что речь идет о его потенциальной опоре, и в этом не ошибся.

Кто ниже плинтуса

Люмпены, быдло, лимитчики, ватники - эти характеристики и нам знакомы, они есть в любом обществе. Америка выглядит лучше других, “Бог создал всех людей равными” здесь говорится всерьез, но и в сияющем граде на холме есть свои изгои. Однако «уайт трэш» в низах по уровню дохода и образования, но не по самооценке. В своих правах и суждениях эти люди не сомневаются. До недавнего времени на них не обращали внимание ни демократы, ни республиканцы. При декоративных различиях по существу у партий есть сценические роли. Белые, отчужденные от мэйнстрима, не вписываются в декорации. Безработица, распад семей, безотцовщина, алкоголизм, наркомания, ранняя смертность, самоубийства - по этим показателям «уайт трэш» сравнялись или даже опередили афроамериканцев.

В 1994 году 32% демократов и 30% республиканцев считали, что иммигранты укрепляют страну. Сегодня так считают 78% демократов, но 65% республиканцев имеют противоположное мнение (опрос Центра Пью). Элита осознает, что без дешевого труда иммигрантов экономика не сможет функционировать, но для обойденного прогрессом американца они оккупанты, забирающие рабочие места, не платящие налоги иждивенцы, нарушители законов и традиций. И эти настроения определили выборную риторику Трампа. Произошел невиданный в политической истории переворот: партия банков, корпораций, хэджфондов оказалась заложницей озлобленных и обездоленных, лидером которых стал миллиардер-демагог с попсового ТВ.

Полагаю, что Трамп на большой сцене ненадолго, но расистские, экстремистские настроения не уйдут после выборов. В 2050 году большинство американцев не будут белыми. Не все воспринимают перспективу с восторгом, страсти накаляются. «Черные жизни тоже значимы», «Нас 99%!», «Вернем нашу страну», «Партия чаепития» – и это еще не вечер.

Медиагруппа “Политико” провела дискуссию о снижении продолжительности жизни и жизненного уровня белых, породившую бурю в социальных сетях. Аргументы одной стороны – «белые - озлобленные расисты». Оппоненты кивают на организаторов дискуссии: мол, все зло в них, еврейских супрематистах, претендующих представлять всех белых. Типичны названия монографий: Н. Айзенберг, «Белый мусор - 400 лет нерассказанной истории классов Америки», Р. Джонс, «Конец белой христианской Америки», Дж. Ванс, «Элегия деревенщины - семья и культура в кризисе».

Профессор университета Беркли Арли Хоксчайлд приводит в монографии “Гнев и траур американских правых” свидетельства настроений в глубинке: “Правительство забирает деньги у работающих и отдает их бездельникам... Платит незамужним многодетным матерям, проводит аффирмативные акции. И кто во главе правительства? Полукровка, сын бедной матери-одиночкиѕ Нас предалиѕ Либеральные медиа унижают нас как расистов и гомофобов”. Автор приходит к выводу: классовая озлобленность сильна сегодня как никогда. “Нью-Йоркер” пишет: “Обама по существу дал бедным работающим белым людям вектор понимания, чтобы думать о себе как об аутсайдерах. Будучи человеком во власти, этот афроамериканец утверждает, что будущее принадлежит таким людям, как он. Журнал “Атлантик” пишет с состраданием о “согражданах, которые стали иностранцами в своей стране”.

Странный альянс экстравагантного миллиардера и миллионов отщепенцев-лузеров объясним еще и тем, что сам Трамп не чувствует себя частью элиты и демонстративно отстраняется от истэблишмента. Для многих и он «уайт трэш», только жутко везучий, хитрый и пронырливый. Стивен Хэсс, высокопоставленный чиновник в нескольких республиканских администрациях, говорит: “Он глубоко невежественный и не пытается учиться”. Тем не менее даже среди американских интеллектуалов у Трампа есть сторонники. Некоторые видят в нем выразителя настроений обездоленных, другие ценят его за динамику, энергию, уникальность на политической сцене. Эти стороны феномена Трампа отмечали “Уолл-стрит джорнал”, “Нейшнл ревью”, бывший спикер Ньют Гингрич. “Джорнэл оф американ грейтнесс” видит в Трампе «силу, способную разрушить консервативную ортодоксию». Авторы журнала считают, что «американская политическая система не может быть оздоровлена» и что «дегенерация страны дошла до уровня, когда она готова отдать власть цезарю». Интересно, что авторы этого журнала пишут под псевдонимами. Кто знает, кто под ними скрывается.

Разброд и шатания

Наша община, пожалуй, единственная среди иммигрантских со столь сильными протрамповскими настроениями. Впрочем, иллюзий по поводу личных достоинств кандидата наши люди не питают, но им импонируют прокламируемые им “закон и порядок” и резко отрицательное отношение к нелегалам. По обыденным понятиям, многие, живущие на соцпособия, «на кэш», с плохим английским – тоже «уайт трэш». Обидно: мы самая образованная иммигрантская община, но не понимаем, что общественный статус личности в большей степени зависит от уровня культуры, чем от уровня доходов. Но у нас свято правило «дружить инкомами» и считать высшим классом богатых и знаменитых. Скажем, «новые русские», скупающие дорогое жилье в Манхэттане и во Флориде, по нашим понятиям безоговорочная элита.

Наша общественная репутация претерпела немало перемен. Во время холодной войны тех, кто вырывался на волю, считали героями. Когда развернулась массовая иммиграция, репутацию подпортила “русская мафия”. Но нуворишей приняли охотно, мало интересуясь источниками капиталов. А протрамповские симпатии породили представления о “рашенс” как о реакционерах. “Тайм” поместил на обложке портрет Путина с призывом: “Россия хочет подорвать веру в американские выборы. Не поддавайтесь этому”. Журнал утверждает, что “Путин нашел в Трампе почти идеального союзника для операции влияния”. Такая политология ставит наших трамповских сторонников в деликатное положение.

Обобщать трудно. В последние десятилетия состав постсоветских иммигрантов радикально изменился. Это уже не врачи, бухгалтеры, преподаватели, люди искусства первых постсоветских времен, ожидавшие молочные реки с кисельными берегами. Сегодня это и   профессионалы с рабочими визами, и те, у кого “все в шоколаде”, и те, кто ничего не имеет и не получает пособий. Интересы и взгляды разные, порой полярные, посмотрите хотя бы публикуемые «ВНС» подборки читательских писем. Но объединяет всех нас недоумение и скепсис по отношению к нынешним президентским кандидатам.

Обычно русскоговорящая община принимает активное участие в выборах. Многие годы постсоветские иммигранты, несмотря на призывы влиятельных прореспубликанских русских газет, поддерживали демократов. Массовое предпочтение Трампа по мере приближения к дню выборов 8 ноября несколько ослабевает, постепенно приходит понимание, что это негожий кандидат, но любви и доверия к Клинтон это не добавляет. Серьезных опросов общественного мнениях среди “рашенз” давно не проводилось, но, судя по читательской почте «ВНС», голоса “наших” разделятся примерно поровну.

Новости региона

Все новости