Обамакэр резко подорожает к выборам

Для республиканцев будет «хороша ложка к обеду»

Когда до выборов 8 ноября осталось совсем ничего, в американских СМИ неожиданно появилась актуальная тема: с 1 ноября произойдет резкое удорожание страховок Обамакэр. Эту тему, вообще-то, давно надо было ожидать и обсуждать, но как-то было не до нее: вся страна, затаив дыхание, следила за тем, как кандидаты в президенты закидывают друг друга грязью.

Для республиканцев будет «хороша ложка к обеду»

Обамакэр – или, если пользоваться официальным названием, Закон 2010 года о доступном здравоохранении – не выпал полностью из предвыборной кампании, хотя и не вышел на первый план (не исключено, что это еще впереди). Республиканцы давно говорили о его тотальной непригодности и неоднократно пытались его аннулировать законодательным путем, что пока не дало никаких результатов. Дональд Трамп возвел критику Обамакэра на более высокий уровень, начав громогласно провозглашать, что он отправит эту штуку на свалку, как только въедет в Белый дом. Но со свойственным ему шапкозакидательством он ограничился общими заявлениями: мол, никакого доступного здравоохранения Обамакэр не дает – напротив, он делает медицину недоступной; с организационной точки зрения Обамакэр – это полный бардак, и т.п.

Страховки подорожают с опережением

За Трампа над деталями поработали журналисты – те самые, которых он клянет на чем свет стоит, обвиняя их в предвзятом отношении к нему. Управляющий редактор еженедельника The Washington Examiner Филип Кляйн еще в феврале этого года писал о проблемах Обамакэра, которые поблекнут на фоне того, что грядет ближе к выборам. А грядет довольно значительное удорожание медицинских страховок, которые предлагают страховые пулы Обамакэра. Причем запись в эти страховые планы открывается в этом году прямо впритык к выборам – 1 ноября. То-то радости избирателям! То-то они скажут спасибо Обаме и демократам!

Газета USA Today сообщает в этой связи, что по всей стране идет волна утверждений директивными органами новых ставок страховых взносов Обамакэра. И они – что очень странно – утверждают повышение страховых взносов даже в более крупных размерах, чем просили частные страховые компании! Происходит это несмотря на резко критическое отношение большинства населения к дороговизне медицинских страховок. Тут уже впору проникнуться подозрениями в отношении возможного заговора с целью дискредитировать демократов...

Отводя от себя такие подозрения, регуляторы медико-страховой сферы поясняют, что их задача – обеспечить жизнеспособность страховых компаний, чтобы они и дальше могли обеспечивать население страховками. С этой благородной целью регуляторы повысили страховые взносы больше, чем просили опекаемые ими компании, в восьми штатах: Аризона, Колорадо, Пенсильвания, Флорида, Миннесота, Джорджия, Канзас и Юта. В отдельных районах страны ценовые скачки Обамакэра уже составили 50% и больше. Там, где нет больших ценовых скачков, есть уход из пулов Обамакэра страховых компаний: они не хотят работать себе в убыток. Среди прочих ушла из большинства страховых пулов Обамакэра крупнейшая страховая компания UnitedHealth Group: в этом году она, как ожидается, потеряет на Обамакэре $650 млн. Что-то тут не так. Если верить Трампу и многим другим республиканцам – всё не так.

Демократы, со своей стороны, говорят – особенно активно потрудилась в этом плане Хиллари Клинтон, – что Обамакэр, вообще-то, являет собой большое достижение. Худо-бедно порядка 20 млн человек, не имевших вообще никакой страховки, получили возможность застраховаться, и их число будет дальше расти. Медстраховку получили многие хронические больные, которых до принятия закона 2010 года страховые компании отвергали из-за «preexisting conditions». Обамакэр запретил страховым компаниям устанавливать лимиты страховых расходов – будь то на один год или на всю жизнь пациента. Благодаря Обамакэру дети могут оставаться на родительской страховке до 26-летнего возраста.

Как всегда, страдает средний класс

Но в последнюю неделю перед выборами, когда начнется кампания записи в Обамакэр и народ испытает ценовой шок, демократам придется отдуваться за несовершенство Закона о доступном здравоохранении. Несовершенство, объясняемое тем, что в 2010 году Обаме и демократам в Конгрессе пришлось пойти на огромные уступки, чтобы вообще был принят хоть какой-то закон, позволяющий хоть как-то застраховать незастрахованных.

Обамакэр, как и вся остальная страховая медицина Америки, с точки зрения мировой практики – абсурд. Нигде в мире медицинское страхование граждан не привязано к работе, нигде участие в нем государства не ограничено только детьми и инвалидами. Оно является социальной обязанностью ГОСУДАРСТВА по отношению ко ВСЕМ, всем без исключения, гражданам и постоянным жителям страны – бедным и богатым, молодым и старым, здоровым и больным. Для осуществления этой важнейшей функции государство должно иметь необходимые финансовые средства. В Америке оно их не имеет, политики не хотят их изыскивать, народ на них не давит, и в результате идет латание тришкиного кафтана – это касается не только Обамакэра, но и медицинского обеспечения ветеранов войн, Медикэра и Медикейда. Когда речь идет о социальной сфере, у американского государства нет денег ни на что. (На что у него есть деньги – отдельная тема, не будем в этот раз ее касаться.)

В США почти две трети населения имеют медицинскую страховку через свою работу. Те, чьи работодатели страховки не дают, предоставлены самим себе: хочешь – покупай страховку в частном порядке сам по себе, хочешь – обращайся в страховой пул Обамакэра. Одиночная страховка стоит жутких денег (например, $800 в месяц на одного человека или $1200 на супружескую пару). Люди надеялись, что Обамакэр оправдает свое название – Закон о доступном здравоохранении – и что через его страховые пулы можно будет покупать страховку по каким-то разумным ценам, что-нибудь типа $100 на одного или $300 на семью из трех человек. Но не тут-то было. Государственные субсидии на страховки (они рассчитываются в зависимости от дохода) полагаются тем, кто имеет доход в размере 400% федерального уровня бедности, т.е. $47 080 в год на одного человека, $63 720 на двоих или $80 360 на троих. Те, у кого доход выше, не имеют права ни на какую, даже самую маленькую субсидию.

Правда, федеральное Министерство здравоохранения и соцобеспечения недавно заявило, что 2,5 млн человек из числа тех, кто не получает субсидию, имеют на нее право. Но это опять-таки касается в основном малоимущих, для которых Обамакэр работает в целом очень неплохо. А люди, которые относятся к среднему классу, в своем большинстве пролетают мимо Обамакэра. Так, для семьи из четырех человек потолок субсидий установлен при доходе в $97 000, а если эта семья зарабатывает в общей сложности $100 000, то ей уже ничего не полагается – плати из своего кармана. Это что – богатые люди? Могут ли эти люди платить из своего семейного бюджета, скажем, по $2000 в месяц за медицинскую страховку?

Избиратели будут в ярости

Итак, уважаемые американские соотечественники, пристегните ремни: грядет удорожание Обамакэра по-взрослому. В некоторых штатах – более чем на 50%: это Миннесота, Теннесси, Оклахома, Аризона. В других – более чем на 40%: Иллинойс, Монтана, Западная Вирджиния. Более чем на 30% поднимутся цены на медстраховку в Пенсильвании, Техасе, Джорджии, Алабаме, Канзасе, Небраске, Юте, Делавэре, Южной Дакоте. Более чем на 20% – в Орегоне, Айдахо, Колорадо, Нью-Мексико, Луизиане, Кентукки, Северной Каролине, Мэне, Айове, Миссури, Коннектикуте, Мэриленде... Остальные отделаются меньшим шоком – в диапазоне от нуля (что маловероятно для кого бы то ни было) до 20%. Эти данные приводит газета USA Today. Важная оговорка: в некоторых штатах приводимые проценты повышения цен еще не окончательно утверждены государственными регулирующими инстанциями.

Журнал Time, описывая эту невеселую ситуацию, начинает с предложения: «Закон о доступном здравоохранении становится значительно менее доступным для многих американцев». В связи с этим немалому количеству переизбирающихся депутатов Конгресса, которые в 2010 году голосовали за Обамакэр, приходится сталкиваться с волной общественного возмущения, которую вдобавок нагнетают разные «комитеты политических действий» и тому подобные организации. Не избежит яростной критики и Хиллари Клинтон, которая еще во время кампании праймериз 2008 года выступала за принятие закона, впоследствии получившего прозвище «Обамакэр».

Противники Хиллари и Обамы максимально используют аргумент, что Обама «нарушил обещание» о сохранении для всех, у кого есть удовлетворяющая их страховка, этой страховки в процессе внедрения Обамакэра. Действительно, некоторое количество людей потеряли свои старые страховки – это произошло из-за того, что страховые компании ликвидировали часть страховых планов как не соответствующих новому закону. Большинству этих людей были предложены сопоставимые новые планы. Не было этого лишь тогда, когда страховая компания после внедрения Обамакэра вообще уходила с того или иного рынка. (Всё вышесказанное не значит, что Обамакэр – хорошая система. Можно почти согласиться с неожиданным заявлением Билла Клинтона, который назвал Обамакэр «самой безумной вещью на свете». Но, повторюсь, безумна вся медико-страховая система США.)

...В далекие советские времена в одной из бесчисленных баек про чукчей аборигены жалуются заезжему начальству с Большой земли: «Скажи там, в Кремле, чтобы нам почаще спирт завозили. А то – хороший напиток «Красная Москва», но дорогой, собака, шибко, однако». Вот и Обамакэр – хорошая вроде страховка (за неимением лучшего – общенационального государственного страхования), но дорогая, собака, шибко, однако...

Новости региона

Все новости