Хэллоуин приходит в полночь

Седая леди, граф Влад и армия кошек

О чем говорить и писать в канун Хэллоуина, как не о вампирах, оборотнях, ведьмах, леших? Тема нечистой силы необъятна, и я решил – с небольшим сибирским отступлением – ограничиться рамками моего штата и только привидениями. Естественная среда обитания уважающих себя призраков – старинные поместья и здания, которых на кентуккийской земле сохранилось немало.

Седая леди, граф Влад и армия кошек

В столице штата Франкфорте музей Liberty Hall известен еще как дом Седой леди. Построен он в 1796 году и принадлежал одному из первых сенаторов Джону Брауну. Персонал музея единодушен - Седая леди не выдумка, и даже знают, как ее зовут, – Маргарет. Разногласия лишь в том, какая из двух Маргарет? Хозяйку дома Маргарет постигла страшная трагедия – в течение месяца умерли трое ее детей. Прибывшая с утешительным визитом тетка Маргарет внезапно заболела пневмонией и через три дня тоже скончалась. Не исключено, что в доме живут призраки двух Маргарет.

Первые воспоминания о встречах с Седой леди относятся к середине прошлого века. Гости дома просыпались среди ночи и явственно ощущали чье-то присутствие. Некоторые замечали скользящую над полом женскую фигуру в платье старинного фасона. Иногда Леди останавливалась у изголовья, и внезапно проснувшийся гость мог видеть перед собой пепельное лицо немолодой женщины. Седая леди дает о себе знать по сей день. Многолетний экскурсовод музея Шёрли Таппер свидетельствует: «Я встречалась с ней много раз. Иногда, подымаясь по лестнице, я чувствую спиной, что она сзади».

Директор музея Картер Лавли: «У человека призраки ассоциируются с чем-то ужасным, леденящим кровь. Я не могу сказать о всех привидениях (а сейчас я в них стопроцентно верю), но обитающие в нашем доме призраки вполне безобидны, а Седая леди даже добрая. Но если ей что-то не по нраву, она просто кладет мне руку на плечо. Например, накануне сделали перестановку мебели, и хозяйка осталась недовольна». В музее есть уникальная фотография 1965 года, сделанная посетителем. На лестнице, как в дымке, просматривается силуэт женщины в длинном платье. Экспертизы, включая судебную, подтвердили абсолютную аутентичность снимка.

Седая леди – главное, но не единственное привидение в бывшей усадьбе. Многочисленные свидетели в разные годы видели одну и ту же картину – силуэт молодого человека в мундире конфедерата. В 1862 году в городе стоял полк южан, и между одним солдатом и девушкой из семейства Браунов вспыхнула любовь, закончившаяся трагически. Юноша вскоре погиб в битве; узнав об этом, девушка сошла с ума. С той поры влюбленные безуспешно пытаются встретиться, хотя находятся в одном поместье – солдат ходит из комнаты в комнату, а безумная девушка бегает по аллеям старого парка.

В доме постоянно происходят необъяснимые вещи. Без видимой причины хлопают двери, музыкальная шкатулка произвольно начинает играть мелодию, падают на пол канделябры, отрываются странички старинного календаря, за ночь передвигается мебель. И все это под круглосуточным электронным наблюдением.

Один из жителей Франкфорта рассказывает, как он в молодости развозил по домам свежее молоко. Работа предутренняя, и, проезжая мимо Liberty Hall, он нередко в верхних окнах здания видел силуэт Седой леди. Когда о своих «видениях» он рассказал знакомому учителю естествознания, тот посмеялся. И чтобы доказать превосходство науки над мистикой, преподаватель договорился с администрацией здания об эксперименте, желательно в полнолуние. Ничего особенного не происходило. В последнее дежурство учитель вздремнул на диване, проснулся от прикосновения ледяной руки – над ним стояла немолодая женщина в длинном старинном платье. Лунный свет придавал ее серому лицу голубоватый оттенок. Педагог вернулся домой совершенно седым.

Фантом театра «Палас»

Одна из архитектурных достопримечательностей Луисвилла – построенный в 1928 году кинотеатр Palace. С давних тридцатых и по сию пору зрители отмечают один феномен – нередко там можно увидеть скользящий силуэт молодого красавца в щегольской шляпе полузабытого фасона «дерби» и галстуке-банте. С чьей-то легкой руки фантом театра получил имя Бернард, или попросту Берни.

Берни неплохой малый и шалит безобидно. Отключит электроэнергию, сдвинет проекционные камеры, сотрет с пленки целые сцены. Он не любит реконструкций и ремонтов. Рассказывает электрик: «Вырываю я на чердаке старую проводку, вдруг чувствую, как сзади меня обдает пронизывающим холодом. Оборачиваюсь – надо мной молодой человек в шляпе и галстуке бантом. От неожиданности я онемел, а Берни растворился в чердачном сумраке».

Во время последней реконструкции, уже в 1990-е годы, к менеджеру театра пришел молодой человек и сказал, что он в Луисвилле проездом и ему бы хотелось посмотреть здание, в котором много лет тому назад работал техником его дед. Он рассказывал внуку много мистических историй о театре и, в частности, об одном осветителе. Несмотря на скромную должность, он всегда одевался франтом, особенно любил носить гастук-бант и шляпу стиля «дерби». У осветителя было больное сердце, и он умер во время спектакля. Тело выносили рабочие театра и на лестнице нечаянно уронили, труп упал на швейцара. Вскоре в театре одна за другой стали случаться травмы со смертельным исходом. Выяснилась зловещая закономерность: погибали те, кто выносил и уронил умершего щеголя.

На прощание менеджер спросил посетителя:

– А ваш дед случайно не называл имя этого несчастного?

Молодой человек уверенно ответил:

– Бернард… Берни.

Призрак купеческого дома

Лауреат Нобелевской премии, писатель и любитель парадоксов Джон Стейнбек сказал: «Я не верю в привидения, но я их видел». После кончины матери в 1934 году Стейнбек пишет другу: «Дом в Салинасе сейчас полон привидений. Ночами я вижу в доме то, что лучше бы никогда не видеть».

Теперь сошлюсь на собственный опыт. В подростковом возрасте у меня была целая ватага двоюродных братьев. Так получилось, что мы больше дружили между собой, чем с окрестными сверстниками. У двух моих кузенов Юрки и Гарьки был дед, живший в старом дореволюционном доме. С бывшей конюшней-сеновалом во дворе. Лошадей в центре города давным-давно в помине не было, и бесхозный сарай мы использовали как «штаб-квартиру» для своих подростковых сборищ и далеко не всегда чистых делишек. Из темной общей кухни-прихожей дома несколько дверей вели в «апартаменты» трех или четырех квартиросъемщиков.

Если б не сеновал, мы бы к деду не ходили. Он был суров и строг, а его интеллигентная жена заставляла нас, шантрапу, пользоваться за столом ненавистными салфетками, ножами и вилками. И вдруг еще не старая бабка умерла. Дед горевал недолго и буквально через месяц привел другую женщину.

С этого момента в вечно сумрачном доме стали происходить странные вещи. Мы с братьями были их свидетелями. Вдруг на припечке сам по себе начинал прыгать спичечный коробок, двигаться посуда, хлопать двери. Однажды медленно стал подниматься угол скатерти и, поднявшись над уровнем стола, застыл. От страха у нас застучали зубы, и мы пулей вылетели из дедовского дома.

Летом мы частенько ночевали на сеновале. Однажды просыпаемся с Гарькой на рассвете, спустились по нужде во двор, а там видимо-невидимо кошек, и все смотрят на нас в упор. Сколько может быть вместе кошек? За всю жизнь я видел максимум три-пять. В том дворе их были сотни! Мы снова забрались на сеновал и проспали до утра. Ночная кошачья армада исчезла, осталась одна незнакомая нам кошка. Целый день она, как собака, ходила за нами по пятам. Не помогали ни камни, ни палки. Кошка умело увертывалась, но продолжала держать нас в поле зрения.

С той поры прошло много лет. Судьба раскидала нас по всем частям света, но когда удается встретиться, то обязательно вспоминаем загадочный дедовский дом, сеновал и кошачий двор.

В театрах моего города Луисвилла есть две "вечных" постановки – рождественский "Щелкунчик" и хэллоуинский "Дракула". За всю свою профессиональную жизнь я никогда не общался с представителями "того" мира. Но вдруг появился шанс взять интервью у самого графа Влада.

Мы встретились с актером-исполнителем роли Дракулы в одном из викторианских зданий в даунтауне города. Дракула в обычной майке и джинсах усаживается напротив меня. Чувствую себя не совсем комфортно под его тяжелым взглядом. Отмечаю крестик на шее "вампира".

  – Не жмет, граф?

  – Так я же христианин.

Включаю магнитофон. Что за чертовщина? Пуск, стоп, перемотка работают, запись – нет. Жму на все кнопки, тот же результат. Достаю спасительный блокнот. Ручка оставляет на бумаге бесцветные царапины. Одолжить другую не у кого, мы одни в помещении.

Дракула с легкой издевкой следит за моими потугами, закидывает ногу на ногу.

– Может, просто побеседуем? Без этих формальностей.

Я специально не планировал, но так случилось, что из десяти самых известных домов с привидениями в Кентукки мне довелось побывать в нескольких. Пожалуй, самый веселый на West Liberty в Луисвилле – бывшем портовом районе «красных фонарей». Славные традиции не забыты, и на месте одного из борделей ныне ночной клуб. Его завсегдатаи утверждают: в доме полно призраков погибших проституток и их клиентов.

Подытожим основное. Привидения, похоже, все-таки существуют, притом на всех континентах. Далее: призраки не так страшны, как их малюют, и с ними можно ладить.

Веселого всем Хэллоуина и интересных встреч с представителями потустороннего мира!

Новости региона

Все новости