Как поступить в элитную школу

Большие заботы «маленьких гениев»

Совет по политике в области образования в Нью-Йорке одобрил некоторые изменения в формате тестов, которые должны проходить школьники при поступлении в Stuyvesant, Brooklyn Tech и еще шесть других специальных школ, относящихся к категории элитных.

Большие заботы «маленьких гениев»

Официальное название этого теста – Specialized High School Admissions Test (SHSAT). В Управлении образования пояснили, что корректировка делается во имя справедливости. Мол, годами сохраняется диспропорция: в городских школах две трети контингента – афроамериканцы и «латинос», а в элитных учебных заведениях эти категории составляют всего 10%.

«Внося изменения, мы открываем возможности для подачи заявлений хорошо успевающим ученикам во всех районах, даже там, где нет специальных подготовительных классов», – сказал один из членов совета Айзик Карминьяни.

Что же меняется? Прежде всего, логическая часть теста, а если еще более конкректно – тот раздел, в котором поступающим предлагаются так называемые «scrambled paragraphs», то есть тексты, в которых намеренно нарушен порядок расположения абзацев (или предложений). Задача учащегося – восстановить правильную очередность абзацев (или предложений). Так проверяется сообразительность, способность к логическому мышлению. В обычных школах такие упражнения не даются.

Были ли упразднены «scrambled paragraphs» исключительно по соображениям политической корректности? Возможно, не только.

Лора Зингмонд, которая представляет в Совете по политике в области образования Манхэттен, считает, что все равно следовало бы что-то делать с разделом, который не пересматривался на протяжении 30 лет. Эти «scrambled paragraphs», дескать, вообще как бы стоят особняком. Они не находятся ни в каком соответствии со стандартами, принятыми в штате. Что же теперь будет вместо них? Более привычные для многих ответы на вопросы по прочитанным текстам по принципу multiple choice, то есть надо выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

Таким образом, изменения в SHSAT вовсе не так уж значительны. Они, например, совсем никак не затрагивают математику. Да и войдут в силу все новшества лишь через год – в октябре 2017 года. Так что будет еще время разобраться и обсудить.

Ларри Кэри, президент Brooklyn Tech Alumni Foundation, считает, что в изменениях есть смысл: «В общественных школах неправильно проверять знания, которые им там не дают», – подчеркнул он. Однако он приветствует то, что в целом строгий подход к кандидатам в элитные школы останется таким же, как и раньше, и это подстегнет детей заниматься более усердно.

Я побеседовал с директором бруклинской школы Little Genius Prep Артуром Регулусом (Артур Луцкер) и попросил его прокомментировать новшества. Название школы недвусмысленно дает понять, что там готовят «маленьких гениев».

«Да, это непосредственно нас коснется, и нам тоже нужно будет учесть эти изменения, - сказал Артур Луцкер. - Не все пока ясно. Сказано, что отменяются «scrambled paragraphs». Но что именно будет взамен, на какого рода вопросы придется отвечать по принципу  multiple choice?

Поступление в элитные школы связано с очень высокой конкуренцией, и нужно каким-то образом отсеивать большое количество желающих, чтобы отобрать наиболее способных. Мне не совсем ясно, почему изменения коснулись только этих «scrambled paragraphs». Я математик, и мне, конечно, ближе то, что касается моего предмета. Тесты SHSAT проводятся в октябре. Возникает несоответствие: ученикам восьмого класса дают вопросы, которые предполагают знание не только того, чему учат в начале года, но и всего курса. Более того: часть вопросов подразумевает знание тех разделов алгебры, что проходят в 9-м классе, а по геометрии – в 10-м. Так почему не обратить на это внимание тоже?

Кстати, многие родители задают мне вопросы на эту тему: как так - от детей требуют то, чему их не учили? Я пытаюсь как-то оправдать это: мол, ищут наиболее продвинутых учеников. Однако на самом деле логичнее было бы включать в тесты вопросы по пройденному материалу, но формулировать их, так сказать, «с подковыркой», усложняя настолько, чтобы ответить могли наиболее знающие и сообразительные».

«Модифицируются тесты не только для «специальных» школ, - продолжал Артур Луцкер. - С марта этого года внесены существенные изменения в SAT – тест, который необходимо пройти для поступления в колледж. Раньше для ответов на вопросы по всем разделам математики можно было пользоваться калькулятором. Теперь нельзя. Прежде формат SAT предполагал глубокое знание предмета вплоть до 8-го класса, ну, может быть, 9-го, но не выше. Теперь включены более серьезные вопросы по материалу, который проходят в 11 классе. Я считаю, что это разумно».      

«Золотой ключик» к двери в будущее

Давно ушли в прошлое времена, когда судьба человека от рождения определялась его происхождением. Вместо аристократии сегодня в Америке меритократия – это когда воздается по личным заслугам. По крайней мере в теории. Однако в реалиях системы образования не все выглядит так просто. Важно не только как ты учишься, но и где. Иногда строчка в резюме о школе, которую ты окончил, не менее важна для будущей карьеры, чем, скажем, диплом Йеля или Гарварда. Элитными могут быть школы любого типа – государственные, чартерные, частные. У некоторых давнее прошлое. К примеру, Roxbury Latin School в Вест Роксбери, штат Массачусетс, основана в 1645 году, во времена правления короля Карла Первого. St. Paul’s School в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир, хоть и «помоложе» (1856 год), но тоже поражает своими импозантными историческими зданиями из красного кирпича, зелеными лужайками, теннисными кортами и бассейнами. Но большинство выглядят вполне современно, и если и выделяются чем-то, так это отличающим их высоким уровнем образования и успехами выпускников. Во всем остальном они очень разные – и по внешнему облику, и по размеру, и по статусу, и по правилам поступления. 

BASIS Scottsdale в городе Скоттсдейл, штат Аризона, – чартерная школа, которую создали Ольга и Майкл Блок. Несколько лет держится в десятке лучших в Америке. Она стала такой популярной, что собирает очень сильных детей с показателями по тестам SAT и ACT, значительно превосходящими все нормативы.

Biotechnology High School (Фрихолд, штат Нью-Джерси) выращивает будущих ученых. Два огромных помещения для исследовательской работы, четыре лаборатории, оборудованные по последнему слову техники.

International Community School в Керклэнд, штат Вашингтон, – общественная школа, в которой детей готовят к деятельности на международном поприще. Отбор происходит с помощью лотереи. 

Знаменитая Hunter College High School в Нью-Йорке – тоже общественная школа, имеет программу для 7-12 классов. Но учеба там может начаться в более ранние годы в Hunter College Elementary School. Спрос огромный: в последние годы конкурс там был 36 детей на одно место.

Но если попал и доучился до третьего класса (а «вылетают» немногие), тогда светлая дорога в будущее открыта. Прием в Hunter College High School обеспечен. Дальше тоже все будет в порядке. Вот что говорит статистика. С 2002 года 25% выпускников школы Hunter College поступали в колледжи Ivy League. А в отдельные годы даже до 40%. Аналогичные данные по другим популярным школам – Horace Mann, Trinity School, Dalton. В среднем треть окончивших оказываются в Ivy League со всеми вытекающими приятными последствиями.

Значит, стоит проходить через все эти терзания с вступительными тестами, когда дети подвергаются сильнейшему стрессу? Конечно, каждая семья должна решать сама.

Для мам и пап их дитя всегда умнее и талантливее всех на свете. Поэтому и стремятся отдать в школы для продвинутых и одаренных и делают все возможное, чтобы их чада туда попали. Но как объективно оценить способности ребенка? Долгое время единственным мерилом был так называемый IQ (коэффициент интеллекта). Этот показатель действительно говорит о многом.

Кореец Ким Унг Йонг в четыре года поступил в университет, в пять решил сложное дифференциальное уравнение, в десять получил приглашение на работу в NASA. Он обладатель самого высокого в мире IQ – 210.

Американец Грегори Смит научился читать в два года, поступил в университет в десять, к 12 годам четырежды номинировался на Нобелевскую премию, хотя и не получил ее.

В 2010 году эксперты Центра одаренных детей в английском городе Солихалле признали самым умным ребенком в мире двухлетнего Оскара Ригли из США. Его IQ – 160, как у Альберта Эйнштейна. У него был удивительный словарный запас - уже в том возрасте он мог прекрасно строить предложения.

В мире более полутора тысяч подростков, которые занимаются научными исследованиями на уровне взрослых.

Наверное, многие родители мечтают, чтобы и их дети достигли такого уровня.

Но высокий IQ – вовсе не ответ на все вопросы.

«Обыкновенное чудо»

Что значит вырастить умного ребенка с развитым интеллектом? Что должны для этого делать родители в первые годы жизни сына или дочери?

На эти вопросы вы найдете ответы в интересной книге доктора Дэвида Перлмуттера “Raise a Smarter Child by Kindergarten”.

Автор – известный невропатолог, специализирующийся на отклонениях в деятельности мозга и нервной системы. В своей клинике в городе Нейплс, штат Флорида, он в течение более чем 20 лет работает с детьми и взрослыми. У него самого двое детей-тинэйджеров. Так что была возможность проверить медицинские концепции на собственном родительском опыте.

«Хорошая новость – это то, что вырастить умственно развитого ребенка легче, чем вы думаете, – утверждает доктор Перлмуттер. – Не нужно никаких инвестиций в дорогостоящее оборудование, не нужно нанимать высокооплачиваемых репетиторов. Требуется только следовать действенной стратегии, которая должна существенно улучшить возможности детского мозга. Это просто: играть с ребенком в правильные игры, ставить перед ним на стол правильную пищу, поддерживать в доме обстановку, способствующую тренировке мозга ребенка. И при этом очень важно, чтобы он чувствовал, что вы его очень любите».

А как же генетика? Разве она не определяет способности? Разве у умных родителей не появляются умные дети? И если это правда, то как можно повлиять на гены?

Многие эксперты все-таки считают, что с хорошими мозгами не рождаются. Их нужно создавать. От рождения до трехлетнего возраста IQ может быть повышен на 30 пунктов. Гений – это, конечно, из ряда вон выходящее явление. Но в данном случае речь об «обыкновенном чуде» – просто об умных и развитых детях. Поэтому пусть никого не пугают трудности поступления в специальные школы и заковыристые тесты. Путь долгий и тернистый, но результаты стоят того, чтобы попытаться его пройти. 

Новости региона

Все новости