В США опасаются русских фальсификаций

Американский избиратель Владимир Путин

В одной из будущих серий мультсериала «Симпсоны» его главный герой Гомер Симпсон идет голосовать. Четыре года назад он отдал свой голос Митту Ромни, а на этот раз выбрал Хиллари. В очереди на участке разговорились с другим избирателем. И, конечно, поспорили, потому что тот другой собирается проголосовать за Трампа.

Американский избиратель Владимир Путин
Кадр из мультсериала «Симпсоны»

Гомер сомневается: Трамп обанкротился шесть раз – «это на два раза больше, чем я!». Но поклонник Трампа отвечает: «Послушай, оранжевый, парень построит стену, чтобы не пускать в страну королев красоты, которые едят слишком много. И у него есть план, как сделать Россию великой снова!».  

Услышав оговорку, Гомер замечает, что у спорщика странный акцент – и срывает с него, как с Фантомаса, резиновую маску. Оказывается, это Путин! И он есть в списке избирателей. А Гомера нет. «Вы должны дать мне проголосовать! – требует Гомер. – Это свинг-штат! Мой голос весит больше, чем голоса миллиона калифорнийцев!». Тут из кабинки для голосования появляется Путин с обнаженным торсом и верхом на коне. Он сообщает, что Трамп выигрывает – за него проголосовали 102 процента избирателей.

В следующем кадре чугунная баба рушит собор Василия Блаженного. На стройке висит объявление: здесь будет казино «Трамп-Кремль». И другое: «Жирным телкам вход воспрещен».

В этом эпизоде продолжительностью 1 минута 37 секунд сконцентрировано практически все, что надо знать о президентских выборах. Свинг-штат – колеблющийся штат, который с равной вероятностью может проголосовать и за республиканца, и за демократа, и случается, что результат зависит от крайне малого числа голосов, как это было во Флориде в 2000 году. Удельный вес голоса избирателя в густонаселенных и малонаселенных штатах разный, потому что у них разная норма представительства в коллегии выборщиков. Один выборщик от Калифорнии представляет более 700 тысяч человек, от Вайоминга – 195 тысяч.

Но главный гвоздь и этой серии, и этих выборов – фигура Владимира Путина. Это имя кандидаты сегодня произносят едва ли не чаще, чем имя своего соперника. «Русские хакеры», действующие по приказу Кремля, стали навязчивой идеей этой президентской кампании. Все ждут «октябрьского сюрприза» - публикации убийственного компромата на Хиллари, обещанного разоблачителем ее «маленьких грязных секретов» Джулианом Ассанжем. Но не меньшие опасения внушает другой сценарий – фальсификация «русскими хакерами» самих итогов выборов.

В марте 2007 года профессор информатики Принстонского университета Эдвард Фелтен на слушаниях в нижней палате Конгресса наглядно продемонстрировал законодателям один из способов подделки. Перед ним на столе стояла машина для голосования фирмы Diebold Election Systems – одна из самых распространенных в США. Профессор со своими коллегами создал вирус, которым заразил машину. На «выборах», которые устроил Фелтен, соперничали Джордж Вашингтон и Бенедикт Арнольд – переметнувшийся к англичанам генерал, чье имя стало в Америке синонимом слова «предатель». Фелтен на глазах у конгрессменов трижды проголосовал за Вашингтона, но «выборы» выиграл Арнольд со счетом 2:1.

Вирус, объяснил профессор, может заражать другие машины через сеть, которой все они связаны с терминалом для подсчета голосов, а также сам терминал. Иными словами, достаточно подсадить вирус в одну машину, чтобы фальсифицировать итоги голосования на всем участке, а может быть, и во всем избирательном округе.

Стоит добавить, что впоследствии производитель этой машины, сменивший название на Premier Election Solutions, стал частью другой компании - Election Systems & Software. После этого слияния выяснилось, что одна и та же машина используется в 33 штатах, где живут 28 миллионов избирателей. Такое единообразие не понравилось Министерству юстиции, поскольку оно облегчает масштабную фальсификацию. Минюст вчинил компании иск за нарушение антимонопольного законодательства, и Election Systems & Software пришлось продать это производство.

Вирус для взлома машины нынче стоит 15 долларов и не требует особого умения в обращении. Но заражение вирусом – лишь один из способов исказить результаты выборов. Можно устроить DDoS-атаку серверов избирательных комиссий, и сеть просто выйдет из строя. Наконец, можно повредить базу данных этих комиссий. Это гораздо проще, чем добывать и публиковать компромат на кандидата.

Именно это произошло в августе в Иллинойсе: злоумышленники взломали серверы, на которых хранятся списки избирателей, и запутали их. Для этого достаточно внести ошибку в регистрационные данные – ошибку в номере телефона или адресе. И зарегистрированный избиратель проголосовать не сможет. Штат был вынужден на 10 дней прервать регистрацию, чтобы найти причину сбоя и восстановить утраченные данные. В июле попытка аналогичного взлома имела место в Аризоне, но не удалась.

ФБР провело расследование этих случаев, но виновных так и не нашли. 7 октября появилось совместное заявление Министерства внутренней безопасности и Управления директора национальной разведки США, в котором сказано, что утечки информации из национального комитета Демократической партии и из штаба Клинтон организованы правительством России. А про взломы в Аризоне и Иллинойсе имеется оговорка: «В настоящее время мы не можем приписать эти действия российскому правительству». Вот так и вышло, что Владимир Путин проголосовал вместо Гомера Симпсона.

Новости региона

Все новости