Россия вбрасывает «дезу», а Трамп и его помощники ее распространяют

Путин помогает Трампу, а Трамп – Путину

Вмешательство Москвы в президентские выборы в США стало настолько масштабным и бесцеремонным, что эксперты называют противодействие российским хакерским атакам задачей номер один для будущей вашингтонской администрации. Сбылись предупреждения директора ЦРУ Джона Бреннана: он говорил на слушаниях в Конгрессе, что Россия располагает «исключительно эффективными и сложными» инструментами для компьютерного хакерства.

Путин помогает Трампу, а Трамп – Путину

В официальном заявлении Министерства внутренней безопасности США и Офиса директора национальной разведки (координационный центр всех американских спецслужб – Ю.В.) сказано, что анализ украденных хакерами и-мейлов, которые были выставлены на сайтах типа DCLeaks.com и WikiLeaks.com, показывает причастность к этим действиям России. В свете этого американское правительство формально обвинило Москву в кибератаках на компьютерные системы Демократической партии США, и стало ясно, что вмешательство Кремля в американскую политику не останется безнаказанным.

Кремль получит ответ Вашингтона. Вопрос – как

Как именно администрация Обамы отреагирует на недружественные действия Москвы – открытый вопрос. В интервью NBC News (откуда пришло первое сообщение о готовящихся против России контрмерах США) вице-президент Джо Байден заявил, что Вашингтон собирается «послать месседж» Владимиру Путину. Это произойдет, добавил он, «когда мы посчитаем нужным и при обстоятельствах, которые обеспечат максимальный эффект». Туманно, но грозно.

По данным NBC, вашингтонская администрация попросила спецслужбы представить на рассмотрение Белого дома свои идеи относительно секретной операции, цель которой – поставить Кремль «в неловкое положение». У Америки есть для этого все необходимые инструменты – просто до сих пор не было политического решения, чтобы их применить на практике, сообщил журналистам NBC бывший офицер ЦРУ. Сейчас, похоже, такое политическое решение вот-вот будет принято.

Есть такое предположение, что в ответ на компромат, который выплескивают на всеобщее обозрение кремлевские хакеры и прикормленные Москвой антиамериканские фигуры типа Джулиана Ассанжа (WikiLeaks) и Эдварда Сноудена, американцы выложат во Всемирную сеть что-то очень нелицеприятное о российском руководстве, включая лично ВВП. До сих пор они миндальничали с Путиным, облагая санкциями и компроматом его окружение, но не его самого. Настал момент, когда ВВП по совокупности заслуг созрел для получения своей порции – того самого «неловкого положения», которое может окончательно завершить процесс превращения российского президента в «нерукопожатного» международного парию.

Вопрос только в том, как чисто конкретно будет происходить «кибервозмездие» Вашингтона в отношении Москвы. Как пишет научный сотрудник Совета по международным отношениям Адам Сигал, для легитимности силовых контрмер против России Америка должна, по логике вещей, разоблачить в деталях российскую киберагрессию. Но раскрыть детали – значит показать противнику, какими (контр)разведывательными возможностями располагают США. Что позволит Москве усовершенствовать свое хакерство, сделав его неуязвимым для американских спецслужб. Так что, возможно, придется обойтись без подробностей – пусть даже в ущерб своему имиджу.

«Идеальный агент хаоса»

Вмешательство России в американскую предвыборную кампанию беспрецедентно – по крайней мере, в столь неприкрыто агрессивной форме. Но еще более беспрецедентно использование Москвой в качестве орудия своей пропаганды одного из двух кандидатов на пост президента. Дональду Трампу, по мнению экспертов, отведена именно такая роль, и он ее – вольно или невольно – выполняет.

Как указывает Совет по международным отношениям, пока нет доказательств того, что Трамп – «российский агент», но есть информация о том, что он (а не только люди из его аппарата) имел бизнес-связи с Россией, пытался получить кредиты от российских финансовых институтов и т.п. Разложить это конкретно по полочкам не представляется возможным, так как Трамп упорно отказывается обнародовать свою налоговую декларацию.

Для Москвы неистовый Дональд хорош не только потому, что он хотел бы поиметь свой кусок русского пирога, но и ввиду его отрицательного отношения к НАТО и прочим союзническим обязательствам США. А также, несомненно, с учетом отсутствия у этой фигуры какого-либо опыта в международных делах, такого обвести вокруг пальца гораздо легче, чем многоопытную Хиллари. Тем более с поправкой на его импульсивность, непредсказуемость, нарциссизм и прочие качества, которые должны были бы отпугнуть от него республиканцев задолго до партийного съезда, где они номинировали его в качестве кандидата.

Бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров сказал в интервью CNN, что Трамп для Путина – «идеальный агент хаоса», имея в виду, что его руками Путин надеется ввергнуть Америку в состояние хаоса. «Самое то, что надо для диктатора», – добавил Каспаров.

Свои качества, радующие Москву, Трамп в полной мере проявляет в ходе предвыборной кампании. Вся антиклинтоновская «деза», которую вбрасывает во Всемирную сеть Кремль, тут же подхватывается трамповскими подручными, а они вкладывают эту «дезу» в рот кандидату. Который, ничтоже сумняшеся, ее озвучивает.

А изготовляется «деза», очевидно, таким образом:

Хакеры, получившие кремлевский госзаказ, взламывают базы данных, связанные с Хиллари Клинтон, с целью выискивания там компромата на нее или чего-то, хотя бы отдаленно похожего на компромат.

·      Российские спецслужбисты препарируют похищенную информацию и превращают ее в законченный компромат.

·      Затем компромат передают WikiLeaks или другому дружественному «подрядчику» для последующего дезинформационного вброса.

·      В указанный кремлевскими заказчиками момент времени WikiLeaks или другой подручный Москвы производит вброс «дезы» во Всемирную сеть.

«Я – не Сидни Блументол»

Образчиком этой технологии является «деза» в отношении советника Хиллари – Сидни Блументола. Выступая на телеканале CNN, журналист еженедельника Newsweek Курт Айкенуолд рассказал о том, как российская пропаганда приписала ЕГО слова Сидни Блументолу. Когда-то Айкенуолд писал о трагических событиях в Бенгази (Ливия), что их можно было предотвратить и что если республиканцы будут нападать на Хиллари (которая тогда была госсекретарем), то это будет вполне закономерно. Действуя через рупор кремлевской пропаганды – агентство «Спутник», московские друзья Дональда Трампа приписали слова Айкенуолда – цитату из журнала Newsweek – Сидни Блументолу. (Тот якобы говорил о вине Хиллари в переписке с Джоном Подестой – бывшим главой администрации Билла Клинтона, ныне председателем предвыборного штаба Хиллари Клинтон.) И раструбили: вот, мол, даже ближайшие советники Хиллари Клинтон признавали ее вину в трагедии Бенгази.

Эту «дезу» подхватили помощники Трампа, и вот уже он сам, потрясая листками бумаги и эффектно бросая их на пол, говорит перед телекамерами: «Мы только что получили вот это...». И озвучивает российский вброс.

«Я – не Сидни Блументол, – написал журналист Айкенуолд на страницах Newsweek. – Даже если Владимир Путин (а вместе с ним, как ни странно, и Дональд Трамп) считают, что я – это он. И это должно вызывать тревогу не только по поводу попыток Москвы повлиять на исход наших выборов, но и в отношении того, что Трамп продвигает российскую дезинформацию американским избирателям».

Ложка меда в бочке дегтя

В общем, картина вырисовывается достаточно мрачная: новая «холодная война» между Россией и Америкой набирает обороты. Но всегда находятся оптимисты, которые видят стакан не наполовину пустым, а наполовину полным. Газета The Christian Science Monitor (CSM) отмечает, что «у России и США есть взаимная заинтересованность в том, чтобы установить некие стандарты поведения в киберпространстве. Обеим странам надо не допустить того, чтобы негосударственные образования типа так называемого «Исламского государства» или страны-изгои типа Северной Кореи могли разрушить электронную инфраструктуру. Диапазон угроз очень велик – от нарушения работы энергосистем и систем компьютерного управления гидроэлектростанциями до вывода из строя систем подсчета голосов на выборах. Помимо этого, Россия и США не могут позволить себе такую роскошь, как обмен кибератаками, ведущий к взаимно гарантированному нарушению нормального функционирования страны».

Газета напоминает, что первый договор, регулирующий поведение в киберпространстве, был подписан в 2001 году – пакт Совета Европы о трансграничном режиме борьбы с киберпреступлениями. Этот пакт подписали почти 50 стран. Затем в 2015 году межправительственная группа экспертов подготовила рекомендации для ООН с тем, чтобы был подготовлен и подписан глобальный договор, касающийся киберпространства. Применить существующие нормы международного права к киберпространству пытались НАТО, Международный комитет Красного Креста и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Выработка международных соглашений о киберпространстве – чрезвычайно сложное дело, так как отношение стран к Всемирной сети, мягко говоря, неодинаково. Россия явно рассматривает Интернет как орудие своих великодержавных амбиций, США – как инструмент свободного общения людей, Китай – как некоторое послабление своим гражданам, но в усеченном объеме, чтобы ничего вредного к ним в головы не залетело из этого самого Интернета.

Оптимисты из CSM надеются, что страны мира перестанут использовать Интернет для атак друг на друга и что вместо этого они начнут совместно пользоваться по максимуму его благами. Так, как это происходит в сфере гражданской авиации: «нации не используют гражданские самолеты для причинения вреда друг другу; вместо этого они коллективно обеспечивают управление воздушным движением, чтобы сделать его безопасным».

К этому, правда, надо было бы добавить оговорку: «в мирное время миролюбивые нации...» – далее по тексту. В условиях войны гражданская авиация – равно как и железные дороги, морской и речной флот и прочие виды транспорта – моментально превращается в военизированный придаток вооруженных сил. И для террористов транспорт (и связь, включая Интернет) – незаменимое орудие ведения войны, как это было в Нью-Йорке 11 сентября, как это было в Лондоне и Мадриде, в метро Токио и т.д.

Интернет, как и транспорт, может служить нуждам обороны. Жаль, что Россия решила использовать его для вмешательства в чужую государственную политику.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости