Путь женщины в большой политике

Хиллари Клинтон: икона и иконоборцы

Хиллари Родэм Клинтон приближается к своему дню рождения, 26 октября, уже достигнув мировой известности. Ей исполнится 69 лет. Она уже была первой леди, сенатором, госсекретарем. Чем черт не шутит: станет еще и президентом Америки. Кроме того: автор бестселлеров, яркий оратор, полемист, проводник глобальных инициатив.

Хиллари Клинтон: икона и иконоборцы
Обложка книги «Фальшивый выбор»

Как закалялась сталь

Сегодня Клинтон - кандидат в президенты США. Для многих сторонников она в первую очередь политик высочайшего класса. Для других - идеал высокообразованной, много работавшей, волевой женщины, свидетельство возможностей, открытых свободой и демократией. Но у нее в достатке оппонентов и непримиримых врагов, у которых в глазах темно, когда они слышат имя Хиллари. Можно объяснить отношение к Хиллари, как и к ее супругу Биллу, жестким политическим противоборством, конспирологическими теориями. Да, оба они, говоря словами Аристотеля, "политические животные". Впрочем, античный философ полагал, что таковы все люди по своей природе, и в этом смысле все равны, но Клинтоны крупнее и "равнее" других, что признано и друзьями, и врагами.

Напомним о вехах большого пути. Хиллари родилась в Чикаго в семье протестантов-методистов, выходцев из Британской империи, по американским понятиям чистые ВАСП - белые англосаксонские протестанты с консервативными ценностями и взглядами. Способности и амбиции Хиллари проявились рано. Училась очень хорошо, всерьез занималась спортом, была активной общественницей. Пыталась попасть в школу астронавтов, но женщин в ту пору не принимали. В колледже изучала политологию и поначалу участвовала в республиканском молодежном движении. Такое случается нечасто, обычно молодые годы связаны с либеральными представлениями, консерватизм формируется в зрелости.

На мировоззрение Клинтон во многом повлиял Мартин Лютер Кинг. Она слушала его выступления и даже встретилась с ним, когда ей было 15 лет. Хиллари включилась в борьбу за гражданские права афроамериканцев и в антивоенное движение, была организатором массовых студенческих забастовок. Следующая ступень - элитный Йельский университет. Хиллари смогла сочетать напряженную академическую программу с широкой политической активностью в штате и стране, работала в газетах, журналах, на телевидении.

Когда она получила в Йeле докторский диплом по юриспруденции, Билл Клинтон сделал ей предложение. Брак состоялся в 1975 г. Молодые супруги стремительно строили карьеру. В 1978 году Клинтон был избран губернатором Арканзаса, и Хиллари стала на 12 лет первой леди штата. Она не оставила юридическую практику и зарабатывала больше мужа. Даже поучаствовала в инвестициях, некоторых удачных и некоторых скандальных.

Через тернии

Хиллари вошла в Белый дом в 1993 г. в качестве первой леди, но не ограничила себя протокольными обязательствами. Избирательная кампания Клинтона обещала "два по цене одного". Хиллари повторила обещание в своей борьбе за президентство. Она стала не менее влиятельной супругой, чем Элеонора Рузвельт и Нэнси Рейган. Особенно памятна ее роль в попытке медицинской реформы – “Хилларикэр”. Этот план породил политическую бурю, даже не все демократы его поддерживали. По требованию Секретной службы, охраняющей президентов и их семьи, Клинтон во время ралли в поддержку реформы носила бронежилет. План провалился, но через несколько лет помог реализовать "Обамакэр". Хиллари участвовала в реформе вэлфера и даже оппонировала супругу, пытаясь смягчить ситуацию для тех, кто, потеряв пособие, не нашел работы.

Первая леди активно участвовала в международной политике, посетив 79 стран, серьезно занималась улучшением отношений с Китаем, Индией, Пакистаном. В 1997 г. посетила американские войска в Боснии, где, по ее словам, подверглась обстрелу. (Как выяснилось, она несколько преувеличила опасность.)

Серьезные проблемы возникли с "Травелгейтом", где прокуроры обнаружили много финансовых нарушений, к которым, по их утверждениям, была причастна Хиллари. Потом был "Файлгейт" - обвинение, что она пыталась скрыть документацию. Страсти накалились еще более, когда видный юрист Белого дома Винс Фостер, близкий к Хиллари, совершил самоубийство. Были еще обвинения во взятках в виде подарков, супругам пришлось их вернуть.

Мировую известность, совершенно скандальную, обрел "Моникагейт", который привел к процедуре импичмента президента. Хиллари утверждала, что все это "огромный правый заговор". Когда все стало ясно, она осталась с супругом. В мемуарах Клинтон писала, как была зла на Билла. Непонятно почему - за прегрешения или за то, что попался? Ведь со времен Йеля и Арканзаса у Билла была общеизвестная репутация гулены - на зависть Дон Жуану и Казанове. Если Хиллари была так доверчива, что ничего не знала, можно посочувствовать, но политику сия наивность непростительна. А если знала и не видела проблемы, не много ли цинизма даже для морали на вершинах власти? Дилемма остается открытой для истории и психологии.

В 2000 г. Хиллари начала кампанию за избрание сенатором от штата Нью-Йорк. Она сумела завоевать поддержку и своего электората, и коллег из обеих партий. После трагедии 11 сентября она стала адвокатом пострадавших и их семей, добилась 21 миллиарда федеральных субсидий на восстановление Мирового торгового центра. Клинтон поддерживала военное участие США в Афганистане и Ираке, голосовала за увеличение числа американских войск в этих странах.

Когда Хиллари впервые вступила в борьбу за президентское кресло, поначалу она была фаворитом. Причинами ее проигрыша Обаме была ее поддержка войны в Ираке (Обама был против), "скелеты в шкафу", но главным фактором была созвучная времени идея избрания молодого чернокожего президента, от которого ждали радикальных перемен.

Хиллари стала госсекретарем в новом правительстве. Ее приоритеты - поддержка развития демократии и гражданских прав во всем мире, улучшение положения женщин и сексуальных меньшинств, меры по охране окружающей среды. Когда президентом России стал Медведев, Клинтон пыталась улучшить отношения между странами, но возвращение Путина положило конец этим усилиям. Клинтон активно поддержала "арабскую весну". Ближний Восток запылал, глобальный террор усилился. Среди обвинений Клинтон центральное место занимает кровавый хаос в Ливии, где 11 сентября 2012 г. в Бенгази погибли американские дипломаты.

В новой президентской кампании серьезной проблемой для Хиллари стал "имейлгейт", массированное использование ею частного сервера для конфиденциальной служебной переписки. Это не мелкая ошибка, за такое легко выгонят и рядового работника. Много пищи для противников дал "Фонд Клинтона" и сказочные гонорары за выступления. Ее обвиняют в том, что зарубежные доноры Фонда имели привилегии в доступе к Госдепу, что банки и корпорации оплачивали ее речи в расчете на ответные услуги.

Согласно опросу “Нью-Йорк Таймс”/CBS, только 33% респондентов считают Клинтон честной и заслуживающей доверия, и только 40% считают, что она разделяет их ценности. Половина опрошенных не считают ее кандидатуру лучшим выбором в вопросах терроризма и национальной безопасности, только 43% надеются, что она справится с проблемами экономики и обеспечения работой. По широко распространенному мнению, большинство тех, кто проголосуют за нее 8 ноября, проголосуют не за Клинтон, а против Трампа. Так сказать, на безрыбье.

Отметим: Клинтон сражается героически, в дебатах демонстрирует великолепную подготовку и самообладание. Но в случае избрания ее ждут серьезные испытания. Национальный долг приближается к $20 триллионам, экономика - пузырь, раздутый спекуляцией, классовая и расовая напряженность достигли критического уровня, мировые кризисы требуют радикальных шагов - терроризм, беженцы, национализм, религиозный фанатизм, ослабление НАТО, агрессивный курс России, новая холодная война… И личные проблемы не уйдут, противники не успокоятся с ее избранием.

Клинтон - лжефеминистка?

Логика политкорректности предписывала избрание в качестве президента афроамериканца как представителя меньшинств, в данном случае расового. Клинтон блистательно вписалась в этот ряд, доказывая всем своим поведением и речами, что теперь настало время дать дорогу женщине. Она сгодилась на роль еще и потому, что имела имидж страдалицы, жертвы и правых реакционеров, и собственного мужа, неспособного удержать штаны на положенном месте.

Первая реакция женщин на выдвижение Клинтон была восторженной: "Хиллари - триумф феминизма... Революция одной женщины". (“Атлантик”); “Женщины за Клинтон!” (“Тайм”). Но вскоре возникли скепсис и сомнения. Афроамериканцы были поначалу полны ожиданий от избрания Обамы, но пришли к убеждению, что его руками обслуживается белая элита, а для "своих" он ничего не сделал. По этой логике, говорят скептики, и Клинтон будет агентом банков и корпораций в шкуре либерала и ничего не сделает для простых женщин. Для радикальных феминисток она истэблишмент, охранитель статус-кво, Билл в юбке, его продолжение, муж и жена одна сатана. Морин Дауд, колумнист "Нью-Йорк Таймс", автор бестселлера "Нужны ли мужчины" (вывод - не нужны), озаглавила расстрельную статью "Когда Хиллари Клинтон убила феминизм". Авторы "Солидарити", профеминистского издания, считают Клинтон проводником войны и милитаризма, прислужницей банков и корпораций. Эрик Драйзер в статье "Хиллари Клинтон - антиженская феминистка" пишет: “Клинтон самый антиженский кандидат во многих поколениях". Лиза Фезерстоун пишет в книге "Фальшивый выбор": “Она - плохая новость для женщин". Аминда Эриксон ("Вашингтон Пост”) считает, что дело не в феминизме, а в том, что Хиллари представляет идеологию Демократической партии, которая "не смогла противостоять темной стороне капитализма и неолиберализма".

Американские еврейки-либералки горячо поддерживают Клинтон, несмотря на ее безуспешное миротворчество и его печальные результаты для Израиля, религиозные еврейки ее отвергают, а женщины из “рашен комьюнити” к ней относятся еще хуже, чем мужчины.

Феномен Хиллари Клинтон логикой не понять. Чудо, да и только! Как при таком скандальном семейном и личном багаже, в постпенсионном возрасте, с антихаризмой, эмоциями робота, с кричаще фальшивым имиджем (чего стоят ее ухмылки во время дебатов), без доверия и больших симпатий даже со стороны сторонников она сумела успешно пройти все этапы сложнейшего испытания местом и временем?

Полагаю, Клинтон победит, но дорогой ценой, завидовать ей будут немногие. Трудно сказать, вдохновит ли ее пример молодых женщин или оттолкнет от амбиций в политике, где стыд и совесть - явная помеха успеху.

Остается заметить, что кандидат и его риторика в избирательной кампании и президент, вступивший во власть, - это фактически разные люди.

Кто вы, мадам Хиллари Родэм Клинтон? На этот вопрос ответит только история.

Новости региона

Все новости