Кого слушать в ближайшее время

Конкурс и успех

Согласно статистике, за первые 9 месяцев 2016 года в мире состоялось 149 международных фортепианных конкурсов, организованных в 36 странах мира.

Конкурс и успех
Дирижер Нозеда

Это значит, что даже если на каждом вручили всего по три премии, то в лауреаты только в эти месяцы попало 447 молодых музыкантов! Самой активной устроительницей конкурсов является Италия - 36, на втором месте США – 19, в Германии – 15, Франции – 11, Испании – девять. В Польше и России – по шесть, в Великобритании два. 

Понятно, что чем больше пианистов, которые гордо носят имя «лауреат международных конкурсов», тем меньше процент тех, кто не только появляется, но и остается на международной эстраде и завоевывает себе имя и преданных слушателей. Память сразу подсказывает имена Даниила Трифонова, Бехзода Абдураимова и Юджи Ванг. Никому из них нет еще и тридцати, все – лауреаты международных конкурсов, где, между прочим, не всегда выходили победителями: вспомним третье место Трифонова на Конкурсе им. Шопена 2010 года, после Авдеевой и Генюшаса; Юджа Ванг не участвовала ни в одном из главных конкурсов, а там, где участвовала – правда, в юном возрасте, - занимала третье место; Абдураимов одержал громкую победу, но не на самом известном Лондонском конкурсе.

Сегодня, шесть-семь-восемь лет спустя, даже странно о конкурсах вспоминать, так стремительно все три пианиста вырвались вперед. Они уже не «лауреаты», а музыканты с яркими, разными, но интригующими индивидуальностями, и у каждого в этом сезоне много выступлений в Америке, которые заслуживают внимания.

Бехзод Абдураимов, которого уже несколько раз слышали и отмечали в Нью-Йорке, готовится представить свой сольный концерт-дебют в «главном» Карнеги-холле 17 ноября, с необыкновенно богатой и сложной программой, в которой «пройдется» по всем главным стилям музыки, при этом «замахнувшись» на многие популярные шедевры: Бах, Бетховен (Апассионата!), Шуберт (Музыкальные моменты), Прокофьев (6-я соната) и «на закуску» - «Исламей» Балакирева. Впрочем, слово «пройдется» к Бехзоду не подходит: он один из самых вдумчивых, серьезных музыкантов, каких я встречала, а его феноменальная техническая оснащенность согрета такой же феноменальной теплотой и красотой звука.  Риск, как известно, благородное дело, и зная вкус и воображение молодого пианиста, не сомневаюсь, что он предложит что-то равно интересное и убедительное. 

Даниила Трифонова мы услышим в зале Дэвида Геффена (Линкольн-центр) с 6 по 11 ноября с Оркестром Нью-Йоркской филармонии под управлением Владимира Юровского в Концерте Моцарта №25. А ставший уже традиционным ежегодный сольный концерт в Карнеги-холле состоится 7 декабря (Шуман, Шостакович, Стравинский). Но до этого электризующую энергию и тончайшую чувствительность Трифонова, его уникальное слышание звуковых красок и видение музыкальной формы смогут ощутить слушатели Канзаса, Принстона, Хьюстона, Кливленда, Лос-Анджелеса. У пианиста огромное турне и повсюду разные программы.

Родившаяся в Пекине, в семье танцовщицы и исполнителя на ударных инструментах, Юджа Ванг при всей своей популярности, в большой степени обязанной не только фантастической, ошеломляющей технике, но и внешнему облику (хрупкая фигурка, облаченная в мини-платьице и супервысокие шпильки), не очень вяжущемуся ни с классической музыкой, ни с чисто физической мощью ее игры, вызывает своими интерпретациями не только восторги, но и упреки в поверхностности. Но она из тех, кто хочет и умеет учиться. Она «набирает» репертуар и опыт, работая с лучшими дирижерами мира. Вот почему я с большим интересом жду ее ближайшего появления с Америке с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Джанандреа Нозеды. Соль-мажорный концерт Равеля, колористически эффектный, с джазовыми ритмами (он сочинялся в 1929-1930 годы, когда в мире царило повальное увлечение джазом), да еще с таким виртуозным оркестром и под управлением такого прекрасного дирижера, как Нозеда, - сочетание для пианистки идеальное.

Вся программа лондонцев (они исполнят ее в Линкольн-центре 28 октября, а 29 октября в Ньюарке, в Центре исполнительских искусств NJPAC) очень интересна. Нозеда, который провел немало лет в Петербурге, дирижируя в Мариинском театре, и поэтому прекрасно знает и чувствует и русский язык, и русскую культуру, включил в программу Пятую симфонию Шостаковича – возможно, самую яркую из его пятнадцати, мелодически богатую, структурно идеально выстроенную, воспринимаемую на едином дыхании. Она станет кульминацией программы, а  откроет ее другой шедевр оркестровой музыки: увертюра Вагнера к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Кстати, первый успех пришел к Джанандреа именно благодаря конкурсу: выиграв в 1994 году международный дирижерский конкурс в Испании, недавний выпускник Миланской консерватории возглавил свой первый в жизни оркестр и был замечен.  

Новости региона

Все новости