Почему "концерн царя" не оправдывает ожиданий

Блеск и нищета «Газпрома»

Известно, что с помощью экспорта нефти и газа российские власти хотели финансировать и развивать свою политическую и территориальную экспансию. Однако резкое падение цен на углеводороды бьет по экономике России даже сильнее, чем санкции. Нашла коса на камень: главным инструментом энергетического шантажа был «Газпром», российская компания №1, но Америка нашла на него управу.

Блеск и нищета «Газпрома»
Танкер JS Ineos Insight

Что подкосило гигант?

Не секрет, что одной из причин обвала нефтяных цен стала американская сланцевая революция. Этого феномена Путин не любит, будь то революция демократическая или «цветная», национально-освободительная, как в Украине, или сланцевая. Мы уже писали о форменной истерике, в которую впадают представители «Газпрома» при упоминании сланцевого газа, особенно американского. Даже в 2015 году, когда всем уже было ясно, что она окончательно победила, Алексей Миллер, газпромовский босс, кричал вослед ушедшему поезду: «Сланцевая революция ушла в глухое подполье!».

В ответ на его заклинания начались поставки сжиженного сланцевого газа в Европу, которую Россия в первую очередь хотела прибрать к рукам, и в апреле этого года США поставили в Португалию первые 100 тысяч тонн сжиженного природного газа (СПГ). А в конце сентября новенький датский газовоз JS Ineos Insight, один из восьми танкеров, что будут работать на данной линии, доставил СПГ на шотландский завод швейцарской компании Ineos. Это первая поставка в Великобританию, вообще же экспорт пенсильванского этана на европейские заводы этой компании начался еще в марте.

Ирония судьбы заключается не только в крахе пророчеств Миллера, но и в том, что газовая дубинка Кремля сдулась, «Газпром» быстро теряет позиции и уже не на первом месте среди российских компаний. В апреле сначала «Роснефть» обогнала его по рыночной капитализации, а в августе еще и Сбербанк стал дороже и вышел на второе место. По данным на 3 октября капитализация «концерна царя», где уборщицы носят сумочки, которые не всякая голливудская дива может себе позволить, компании, еще недавно называвшейся национальным достоянием, составила 3,2 трлн рублей, всего лишь $52 млрд по текущему курсу. А ведь в 2007 г. рыночная стоимость «Газпрома» составляла более $290 млрд, там работало 400 тысяч человек, а громко возвещенной целью Миллера был выход на капитализацию в триллион долларов! Концерн хотел первым в мире достичь этого рубежа.

Что же подкосило газовый гигант? Ведь даже огромные непроизводительные расходы, вызванные внеэкономическими причинами и безобразным менеджментом, не могли существенно повлиять на позиции монополиста. Все дело в революциях, и Путин не зря их не любит. Именно они нанесли главный удар по газовой империи, а по большому счету, и по имперским устремлениям России. Две революции положили им конец. Украинская не только разрушила планы Путина (как известно, Россия может существовать только в виде империи, а без Украины это невозможно), но также лишила «Газпром» крупнейшего покупателя и заставила Европу принять меры по уменьшению энергозависимости от России. И большой плюс в том, что ей предшествовала революция сланцевая, результаты которой позволили резко уменьшить финансово-экономический потенциал агрессора. О ее успешности свидетельствует тот факт, что термин стал привычным, ходовым, хотя широко распространился лишь с 2012 года.

Слова и дела

В 2005 году США добыли 32 млрд кубометров сланцевого газа, что соответствовало потреблению Франции, но на это мало кто обратил внимание. В 2010 году добыча выросла до 155 млрд, больше, чем тогда потреблял Китай, но разбирающийся в деликатесах гурман Миллер острил - мол, это «фуа-гра для рынка», и отказывал американцам в перспективах: «условий для того, чтобы по итогам года сланцевый газ показал новые рекорды, уже не существует».

США не вняли и в 2011 году вышли на рубеж 228 млрд (это около половины добычи «Газпрома»), однако Миллер не унимался: «Сланцевый газ – хорошо спланированная мировая пиар-компания, таких пиар-компаний много: глобальное похолодание, биотопливо». Над биотопливом он тоже зря смеялся, сегодня в Дании, к примеру, уже не хватает мусора и отходов для соответствующих заводов, а что касается глобального похолодания, то это классическая оговорка по Фрейду – как раз в те годы российские ученые, аффилированные с «Газпромом», стремясь стимулировать экспорт газа, пугали мир скорым началом нового ледникового периода.

И в 2012 году Миллер продолжал веселиться: «Объем добычи на Бованенковском месторождении (115 млрд кубов) сопоставим с совокупной добычей сланцевого газа в США». Тут он, правда, либо был не в курсе, либо порядком привирал в обличительном запале, поскольку США быстро наращивали добычу (287 млрд в том году) и не собирались останавливаться на достигнутом.

2013 год. Миллер не сдается: «Сланцевый газ – это вообще пузырь, который все равно в ближайшее время лопнет». Однако столь нервирующий его пузырь продолжал неумолимо надуваться, и добыча в США составила 325 млрд, то есть около 75% газпромовской. Для сравнения: российский экспорт газа в том году составил 230 млрд кубов.

2014-й – в этом знаменательном году Россия от газовых войн перешла к настоящим и вторглась в Украину. При этом в апреле, аннексировав Крым, Путин на камеру с умным видом рассуждал, что нефть ниже $85-$90 никак не может опуститься, ибо мировая экономика этого не перенесет. Ему вторил столь же проницательный Миллер: «Добыча сланцевого газа – это выдавливание воды из камня». Тем временем США добыли 377 млрд кубов сланцевого газа.

2015 год. Слова, сказанные Миллером в том году, мы уже цитировали, и под занавес нашего маленького представления осталось лишь сообщить, что в США добыча только сланцевого газа (430 млрд) превысила добычу «Газпрома» (418 млрд). Что таких низких показателей не было с момента основания компании – ее мощности рассчитаны на 500-550 млрд кубометров. И что больше господин Миллер заявлений по газу не делал и вряд ли сделает. Ибо его «Титаник» немножко тонет.

Впрочем, свято место пусто не бывает, и этим занялись подручные эксперты. Они развернули бурную кампанию по высмеиванию и дискредитации американских планов экспорта СПГ, чему способствовало весеннее падение цен на углеводороды и последовавшее вслед за этим сокращение инвестиций в сланцевую добычу и консервация части подготовленных скважин. Тем не менее экспорт начался и помаленьку набирал обороты, покупателям по всему миру были отправлены десятки танкеров с СПГ, а в августе, на фоне резкого роста нефтяных котировок, дошедших до психологической отметки в $50 за баррель, американские сланцевые нефтедобытчики стали возвращаться на мировой рынок. Впрочем, «психологически важная» - это всего лишь устоявшийся оборот, аналогичный мантре «запрещенный в РФ», тут важна иная сторона медали, экономическая: при такой цене добыча на большей части сланцевых скважин становится рентабельной.

Страдающая от падения экспортных доходов Россия ждет повышения нефтяных цен как манны небесной и даже обещала ОПЕК прекратить наращивание добычи, но от нее уже немногое зависит. Ибо тут же сработал механизм обратной связи, сделавший Америку главным регулятором цен на нефть: ее компании стали наращивать расходы в сланцы и намерены вернуть в строй законсервированные весной месторождения. По данным Министерства энергетики США, они уже нарастили производство в среднем на 20-30%. Это неминуемо приведет если не к новому витку снижения мировых цен на нефть, то к их стабилизации на комфортном для США уровне.

Эпитафия вместо постскриптума

Но мало «Газпрому» экспортных проблем, в самой России снижается спрос на его газ и с 307 млрд кубов в 2005 году он упал до 217 млрд. Миллер и его концерн вышли из фавора, а в России это означает очень многое. Платежеспособный промышленный сектор уходит к «Новатэк» и сечинской «Роснефти», оставляя Миллеру снабжение быстро беднеющего населения. Кроме того, конкуренты оказывают и политическое давление на концерн. Они хотят нарушить его монополию в сфере экспорта и даже предлагают разделить гигант на несколько компаний. О том, что его дела плохи, свидетельствует и немыслимый ранее шаг минфина РФ, который в конце сентября подтвердил план взыскания с него дополнительно 170 млрд рублей в 2017 году. Кажется, «концерн царя» не оправдал верховных ожиданий, не сумел стать орудием взлома мировой цивилизации и доживает последние дни. Потому-то Миллеру не до веселья, а Путину не от хорошей жизни пришлось газовый шантаж сменить на плутониевый.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру