Как спасти американские школы?

Затраты растут, но проку мало

Более пятидесяти миллионов учеников начали учебный год в американских школах. Белые ученики уже не большинство, их примерно 47%. В 100 тысячах публичных и частных школ работают 3,5 миллиона учителей. Затраты на обучение близки к военному бюджету - более $600 млрд. Насколько эффективно расходуются эти громадные средства?

Затраты растут, но проку мало
Надя Лопес в своем кабинете

Деньги - не панацея

Более 90% учеников обучается в общественных школах, где затраты на ученика в среднем составляют около 12 тысяч долларов в год. В религиозных школах примерно такие же условия финансирования. Но в частной школе оплата в 3-4 раза выше, в классах учеников в 2-3 раза меньше, учителя более квалифицированые. В общественных школах оканчивают программу обучения 80% учеников, в частных - почти 100.

Но не элитарные школы определяют общую картину народного образования. Только четыре страны (Австрия, Люксембург, Норвегия, Швейцария) тратят на ученика больше, чем США, но среди 40 экономически развитых стран США на 17-м месте по общему уровню образования, по грамотности - на 24-м.

Более двух третей выпускников поступают в колледж после школы. Но часто колледж лишь восполняет пробелы школьного обучения и не дает профессиональной подготовки. В осеннем семестре около 20 миллионов студентов будут учиться в американских колледжах и университетах, на 5,2 миллиона больше, чем в 2000 году. Высшее образование в США все более феминизируется – в вузах учатся 11,7 млн женщин и 7,9 млн мужчин. Особенно заметно увеличение числа афроамериканцев, “латинос”, азиатов и иностранных студентов. По сравнению с 2000 годом число афроамериканцев выросло с 11,7% до 14,5%, “латинос” - с 9,9% до 16,5%. Впереди всех по успехам в учебе азиаты.

Оплата за обучение в коммьюнити колледже в среднем 16,2 тысячи долларов в год, в частных вузах около 42 тысяч долларов. Есть прямая связь между обучением в элитном университете и возможностью трудоустройства и уровнем оплаты труда. Коммьюнити колледж не дает очевидных финансовых преимуществ. И в том причина, почему выпускник школы, которому недоступна “Лига плюща”, мало заинтересован в продолжении обучения.

Дефицит хорошо подготовленных специалистов порождает острые проблемы: как заполнить рабочие места в соответствии с требованиями технологической революции и мировой конкуренции. Америка знает универсальный ответ на все вызовы времени - больше денег. Но мировой опыт показывает, что увеличение расходов не панацея. Взять, к примеру, Францию, которая веками была цитаделью образованности и общей культуры. Расходы на обучение там не ниже стандартов развитых стран, но образование в последние годы в кризисном состоянии. Почему? Есть обстоятельства, которые в политкорректных педагогических дискуссиях не рассматриваются. Рождаемость среди этнических французов ниже уровня простого воспроизводства, а у иммигрантов много детей. Самое популярное имя школьника во Франции - Мохаммед.

Зона повышенной опасности

Обыденная история из школьной жизни: двенадцатилетняя чернокожая девочка говорила по телефону во время урока. Учительница попросила выключить телефон. Никакой реакции. Пришел директор школы, девочка обругала взрослых матом, вела себя истерично, пришлось вызвать полицию. Девочка не унималась, когда на нее надели наручники, а ее подруга набросилась на полицейского. Как местные власти и пресса отреагировали? Осудили школу и полицию. Оказывается, нужно использовать педагогические методы, увещевать, делать уроки более интересными, укрепять самооценку учеников. Кто бы спорил...

В США либерализм не только идеология, но и нынешняя правительственная практика. Партплатформа демократов требует “покончить с прямой дорогой из школы в тюрьму, которой непропорционально карают афроамериканцев и латинос”. Но 86% республиканцев и даже 61% демократов против расового подхода к дисциплине. Даже большинство черных и «латинос» согласны, что наказывать нужно независимо от цвета кожи. (Данные Education Next). Но исключить из школы - это всегда скандал, плохая отчетность. Безнаказанность неминуемо ведет к более серьезным нарушениям.

Более 5% учителей испытали физическое нападение, 10% - угрозы расправы. Оскорбление педагогов учениками дело обычное, так сказать, издержки профессии. Причем в общественных школах нападения на учителей происходят в 15 раз чаще, чем в частных.

Ученики страдают от насилия еще больше, чем школьные работники. Ежегодно более 20 миллионов учеников в возрасте 12-18 лет становятся жертвами преступлений, около 200 тысяч из них серьезных, таких как изнасилование, грабеж, избиение. Четверть учеников сообщили при опросах, что им предлагали наркотики, треть - что в школах орудуют городские банды.

Слабое утешение, что преступность в школах растет повсеместно. В европейских странах с высоким уровнем иммиграции криминальное поведение в школах тоже стало национальной проблемой.

В ответ на эскалацию преступлений в школах устанавливают детекторы, несет дежурство полиция. Ежегодно с полицией имеют дело 250-300 тысяч учеников, около ста тысяч подвергаются аресту. Федеральное правительство приняло законы “Нулевая терпимость к насилию”, “Свобода от оружия в школах”. Затраты на безопасность в школах растут по экспоненте. Но школа - это всегда и во всем отражение состояния общества. И детекторы, камеры, секьюрити на каждом этаже, учительские проповеди мало помогут, если семейная обстановка, улица, городские банды, культура наркотиков, рэпа и хип-хопа определяют состояние душ и умов с детских лет. Свой вклад вносят кино, телевидение, реклама, культивирующие образы суперменов и супервумен, пистолетом и кулаком решающих все проблемы. Подсчитано, что на ТВ каждые несколько секунд показывают убийства или сцены насилия. Принято винить энтертеймент, но если бы предпочтения публики были иными, продюсеры и сценаристы переключились бы на экранизацию классики и семейных идиллий.

Спасительные меры

Американцы убеждены в достоинствах общественной системы, преимуществах их морали и способа бытия, но положение в школах - самый надежный индикатор состояния общества, которое все дружно осуждают. Журнал “Атлантик” опубликовал данные “Организации экономической кооперации и развития” и пришел к выводу: “Школы дорогие, неравные, плохие по математике”. (По грамотности и гуманитарным дисциплинам еще хуже). Порой дискуссия обретает панический тон. Китай, Индия, Корея, Япония не оставляют нам шансов. Даже Россия, оппонент в прошлой и новой холодной войне, впереди нас. Согласно опросу центра PEW, 66% американцев считают, что система образования должнa быть радикально перестроена. За последние 20 лет федеральные и местные власти предприняли десятки реформ. Тесты, универсальные расписания занятий, разукрупнение школ, закрытие плохих школ, оплатa учителей по результатам, чартерные школы, педагогические инновации...

Радикальная перестройка методов обучения произошла не от правительственных решений и стимулов. Техноиндустрия нуждалась в широком рынке сбыта, и образование стало ее надежным и стабильным потребителем. Компьютеры и Интернет позволили активизировать обучение, учитывать индивидуальные особенности учеников. Сегодня три четверти американцев старше трех лет имеют доступ к Интернету, среди учащихся - более 90%.

Согласно PBS Learning Media, 70% учителей считают, что технология “позволяет делать много больше, чем раньше”, и 74% - что она “усиливает мотивацию учеников к обучению”. Более 90% учителей имеют доступ к информационной технологии, две трети хотят больше технологии, а в школах с низким бюджетом - 75%. Практически 100% учеников и родителей приветствуют технологическое обновление.

В школьную технологию вкладываются огромные средства и государством, и благотворителями. К примеру, Марк Цукерберг пожертвовал сто миллионов долларов на современные компьютеры и программное обеспечение школам Ньюарка. Фонд Билла Гейтса поставил задачу обеспечить компьютерами и Интернетом каждого школьника.

Однако прогресс явно не адекватен затратам и ожиданиям. Это касается не только академической успеваемости. Ученые, думающие учителя, психологи и врачи все больше говорят о снижении внимания, памяти, примитивизации речи и мышления, ослаблении социальных связей, понимания эмоционального состояния других. Повседневной проблемой стали “кибербуллинг“, “троллинг“ - оскорбления и издевательства в социальных сетях.

Школьные проблемы занимают важное место в политической борьбе. Хиллари Клинтон постоянно обещает деньги, почет и уважение учителям, больше школ, хороших и разных. Трамп менее разговорчив на школьные темы, но только что в Детройте и он много обещал, и даже не оскорбил при этом ни учеников, ни родителей, ни учителей. В демплатформе сказано, что партия “признает и уважает всех профессионалов, работающих в школах”. В платформе республиканцев такие же лозунги и пустые декларации, трудные вопросы, похоже, обойдены.

Более объективную картину настроений дает анализ, проведенный Гарвардским университетом и Институтом Гувера на основе опроса “Education Next”. Респонденты (демократы и республиканцы) согласны - 80%! - что ученики должны ежегодно тестироваться по математике и грамотности. Большинство считает, что оплата учителей должна быть связана с успеваемостью учеников. Но школьные профсоюзы против этой практики, родители и ученики считают, что тесты замучили. Новый президент может начать или окончить войну, горячую или холодную, повлиять так или иначе на экономику и медобслуживание, но в делах школьных от властей мало что зависит. Нос вытащат - хвост увязнет.

В начале нового учебного года хочется сказать что-то приятное. Героиней прессы и соцсетей стала чернокожая учительница, директор школы Надя Лопес. Почти все ее ученики - черные и “латинос”, из бедных семей без отцов, районов с высокой преступностью, каждый третий с психологическим диагнозом. Она против обилия тестов и учительского рейтинга, мало следит за рекомендациями властей, но сумела сделать школу безопасной и успешной. Надя теперь телезвезда, любимица прессы, автор бестселлера. Обама пригласил ее на встречу в Белый дом, на школу обрушился золотой дождь пожертвований.

Так американская мечта стала явью в школе Нади Лопес – Мотт-Холл-Бриджес-Академи в Бруклине. А вот когда луч надежды осветит тысячи других школ – никто не знает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру