Генералы и офицеры уже не тяготеют к Республиканской партии

За кого проголосуют военные?

Для начала – немного статистики. Численность американских Вооруженных сил сегодня составляет около 1,4 миллиона военнослужащих и более 680 тысяч гражданского персонала. Еще 350 тысяч — в Национальной гвардии.

За кого проголосуют военные?
Кадеты Вест-Пойнта

Даже убрав примерно 200 тысяч неграждан, не имеющих права голоса, согласимся: военный электорат США колоссален. И конечно же - их выбор окажет существенное влияние на результаты голосования.

Если речь идет о выборах федерального масштаба — президента, вице-президента, членов Палаты представителей или Сената, военнослужащие пользуются такими же избирательными правами, как и прочие граждане Америки. Те из них, кто не может в день выборов опустить бюллетень на избирательном участке, голосуют по почте. Сюда же относятся и все находящиеся за рубежом или на кораблях в открытом море.

Предвыборная гонка в погонах

Предвыборная кампания не обходит стороной гарнизоны, авиабазы и военные гавани. Но традиционно считается, что для поддержания высокого уровня дисциплины и боевой готовности Вооруженных сил необходимо определенное ограничение гражданских прав военнослужащих. И действительно, это создает обстановку, благоприятствующую выполнению войсками своих функций и ограждающую людей в погонах от политической борьбы и закулисных интриг партийных боссов. Однако самим военнослужащим запрещается вести политическую агитацию среди однополчан.

Более того, военные законы ограничивают в этом и американских политиков, посещающих гарнизоны для встреч со своими избирателями. Прибыв в часть, они могут беседовать с солдатами и офицерами лишь на глобально-стратегические или политические темы. Обязаны избегать личных, так сказать, тактических соображений, впрямую влияющих на выбор военного электората. Символично, однако, что в наше время  именно это требование соблюдается на практике далеко не всегда. И в том числе, верховным главнокомандующим - президентом США.

Консерваторы или либералы?

Как и все граждане, американские военные имеют право выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность. Но такое возможно лишь в том случае, если избирательная кампания не будет мешать кандидату в исполнении его служебных обязанностей. В случае избрания на любой федеральный, штатный или местный пост военнослужащий обязан уйти в отставку. Он, кстати, имеет и полное право состоять в любой политической партии. С одной лишь весьма существенной оговоркой: в партийной жизни солдат, офицер или генерал участвуют исключительно как рядовые граждане, а не как представители вооруженных сил. Чтобы подчеркнуть это требование, существует правило: на политических собраниях, демонстрациях им можно присутствовать только в свободное от службы время и в гражданском платье.

Более того, государство требует от военных вообще воздерживаться от громогласных политических высказываний. Это относится и к самым высокопоставленным лицам Пентагона, и к рядовым солдатам.

Личный состав американских Вооруженных сил в недалеком прошлом заведомо придерживался консервативных взглядов. И весьма важно знать, сохранилось ли это направление сегодня, накануне президентских выборов.

Для определения этой важнейшей константы особое значение имеет работа, проводимая Институтом стратегических исследований при Гарвардском университете, который каждые 4 года опрашивает  командный состав американской армии (от полковника включительно), чтобы выявить динамику изменений в умонастроениях верхушки офицерского корпуса.

Если верить этим данным, в рядах американского офицерства влияние Республиканской партии сокращается. Лишь треть старших офицеров на вопрос об их политической ориентации назвали Республиканскую партию. Еще около 25 процентов – демократы. Примечательно, что в такой же примерно пропорциональности уменьшилось число тех, кто не причисляет себя ни к одной из партий. Если 4 года назад о том, что находится вне политики, сообщал каждый третий офицер, то ныне их стало меньше. Таким образом, можно говорить о подрыве одной из фундаментальных традиций американских старших офицеров - их неучастии в политических кампаниях.

Естественно, в данном случае речь идет о позиции офицеров в чине не ниже полковника, попавших в это исследование, однако они же весьма влиятельная часть офицерского корпуса. По данным авторитетного исследователя Томаса Рикса, консервативные умонастроения в не меньшей мере сократились и среди лейтенантов и капитанов.

Аналогичная ситуация в учебных заведениях, готовящих младших офицеров. По данным исследования, проведенного среди кадетов старейшей и престижнейшей военной академии Вест-Пойнт, ранее понятия «офицер» и «республиканец» были равнозначны. Две трети кадетов безоговорочно числили себя консерваторами. Однако ныне опрос кадетов Вест-Пойнт и офицеров в командно-штабном колледже корпуса морской пехоты выяснил, что консервативных взглядов придерживается менее 50 процентов из них.

Что же касается рядовых и сержантов Вооруженных сил и Национальной гвардии, то опросы, проведенные различными информационными агентствами, дали далеко не идентичные результаты. Однако единым является мнение, что консервативные взгляды по сравнению с осенью 2012 года среди основного массива военного электората сократились почти на треть. Причиной эксперты считают расово-этнические перемены, за это время происшедшие.

Белых офицеров все меньше

Демографическая структура современной армии США неоднородна, представлена многочисленными этническими группами: большинство составляют белые американцы – 60%, афроамериканцы – 23%, латиносы– 10%, азиаты – 4%. Остальные – расовый микс.

Иные показатели у офицерского корпуса. При общей численности около 200 тыс. менее 70 процентов  - белые американцы, свыше 10 процентов − черные, почти столько же – латиносы. Остальные – индейцы, китайцы, корейцы и другие азиаты. Такого соотношения в офицерском корпусе американских Вооруженных сил не бывало за все время их существования. За последние 15 лет число белых офицеров уменьшилось на 10 процентов. Связано это с увеличением доли этнических меньшинств в стране. И  такие перемены в расово-национальном составе Вооруженных сил не могут не вызывать озабоченность у серьезных военных аналитиков.

Ведь год от года армия США пополняется все больше не только представителями национальных меньшинств, но и выходцами из бедных семей.  Происходит такое ввиду падения престижности армейской службы, из-за ее тяжести и сравнительно низкой оплаты.

Есть и еще один, весьма важный, аспект изменений, произошедших в демографическом составе американских Вооруженных сил за четыре последних года. Это увеличение числа военнослужащих-женщин.  Их доля в общей численности – 16 процентов. Среди офицеров и того больше – около 20%.  В том числе –  40 генералов и адмиралов, занимающих отнюдь не второстепенные должности. Так, Объединенное командование аэрокосмической обороны (НОРАД) и Северное командование ВС США недавно возглавила женщина - генерал ВВС США (четырехзездный!) Лори Робинсон. А заместителем начальника военно-морских операций  служит адмирал (четырехзвездный!) Мишель Хауорд.  Афроамериканка, кстати.

Несложный подсчет выявляет впечатляющую цифру: сегодня почти половину численности американских Вооруженных сил составляют женщины, афроамериканцы, латинос и представители других нацменьшинств США.

Есть, однако, еще один аспект. Согласно существующим оценкам, на действительной службе в американских Вооруженных силах сейчас находятся более 65 тысяч геев и лесбиянок. Они и раньше служили там. Но, в отличие от прежних времен, могут сегодня не скрывать свои сексуальные предпочтения. Специальная директива Пентагона еще пять лет назад разрешила им это. Что, естественно, послужило причиной немалого притока сексуальных извращенцев в американскую армию. Как понимаете, все они вполне полноценные члены электората, которому предстоит избрать американского президента. Думается, не составляет большого труда сообразить, на чьей стороне будут предпочтения геев и лесбиянок в военной форме.

Как аукнутся перемены

Если суммировать вышеизложенное, становится вполне очевидным, что американские Вооруженные силы за последние 8 лет кардинально изменили свой этнодемографический и социальный облик. И такая метаморфоза не замедлила сказаться на  предпочтениях армейского электората в ходе  президентских выборов.

Если в 2008 году вотировали избрание президентом Барака Обамы не более 20 процентов армейских избирателей, то через четыре года их число удвоилось. Наиболее веской причиной этого военные эксперты считают существенное изменение демографического, этнического и конфессионального состава американских Вооруженных сил. Эти изменения тем более значимы, что коснулись важнейшей их составляющей — офицерского корпуса.

Прошло еще 4 года. Поскольку этно-конфессиональная ситуация в Вооруженных силах США лишь усугубилась, большинство экспертов считают, что среди тех, из-за кого это произошло,  сторонников Трампа будет немного. Однако же остается почти миллион белых мужчин, готовых сделать это. Но похоже, что республиканцы этому военному сектору предвыборной гонки уделяют слишком мало внимания. Как бы не пожалели потом.

Новости региона

Все новости