Некоторые впечатления от пира кино в Торонто

Как переболеть TIFFом

Торонто не просто лучший кинофестиваль в Северной Америке. Это еще и важнейшая стартовая площадка оскаровского сезона. Настолько важная, что голливудские студии-мэйджоры именно сюда отдают свои лучшие ленты года, а не в Венецию, которая стартует чуть раньше.

Как переболеть TIFFом
"Отрицание

Директор торонтского фестиваля Пирс Хэндлинг на словах утверждает, что никакого соревнования с Венецией нет. Но, тем не менее, в последние годы определяет сроки TIFF так, что они нахлестывают на сроки венецианской Мостры. Так что людям кинобизнеса и журналистам приходится, чертыхаясь, выбирать, куда ехать.

Американцы все чаще выбирают Торонто – ближе, дешевле, рабочий язык - английский, инфраструктура понятней. И большинство лучших фильмов Венеции почти всегда показывают в Торонто.

Так произошло и на этот раз. TIFF показал «Ночных животных» (Nocturnal Animals) до того, как венецианское жюри наградило его призом. Кстати, в Торонто жюри и призов нет. То есть, есть, но это неофициальная награда почтенной публики, которая голосует за понравившийся фильм, опуская билеты в картонные коробки, которые на выходе из залов держат в руках неизменно дружелюбные волонтеры в оранжевых майках. А так – куча мала из нескольких сот фильмов, включая призеров Берлина, Канн, Венеции, Локарно и десятки мировых премьер.  

Наследник Дэвида Линча

«Ночные животные» (в России его переименовали в «Под покровом ночи») достойны того, чтобы поговорить о них отдельно. Это второй фильм дизайнера одежды Тома Форда после «Одинокого мужчины» с Колином Фертом. Да, стильный модельер оказался талантливым режиссером. Что-то я не припомню такого случая в прошлом.

Это поразительный, необычный, изысканно красивый фильм, в котором переплелись жизнь и литература. Светская дама, куратор арт-галереи, пересматривает свое отношение к мужу, холодному красавцу, который почти не скрывает от нее свои хождения налево. На мой взгляд, лучшая роль Эми Адамс, которая прекрасно передает здесь отчаяние и растерянность умной женщины, сделавшей роковую ошибку. И вот тут в жизненный нарратив вторгается литература. Бывший муж дамы, ее первая любовь и по совместительству неудачливый писатель, присылает ей для ознакомления свой роман. Она начинает его читать, и мы, зрители, тоже становимся читателями книги, которая начинает визуализироваться на наших глазах.

Если в жизни разыгрывается мелодрама, то в книге – мрачный, жестокий и завораживающий триллер, в котором ощущается влияние Дэвида Линча (кто-то уже назвал Форда преемником и наследником творца «Синего бархата») и отчасти Тарантино и братьев Коэн. Тут хорош сам писатель, его играет Джейк Джилленхол, актер с мощной харизмой, который умеет воплощаться в добрые и злые натуры с одинаковой убедительностью. Джейк - хороший парень, влипший в страшную историю, похожую на дурной сон. Его жену и дочь зверски насилует и убивает компания подонков в техасском захолустье. Подонки словно вышли из «Соломенных псов» Пекинпа, настолько они омерзительны и реалистичны. Хорош и сочен, хотя и несколько карикатурен, противостоящий им детектив-южанин в исполнении Майкла Шэннона.

«Ночные животные» - кино о труднодостижимости истины и об относительности красоты. Можно много говорить о блестящем визуальном инструментарии Тома Форда, об изумительной музыке, об умном монтаже. Ну и само начало фильма бьет по мозгам – концептуальный перформанс в арт-галерее, а по сути, небывалый танец-стриптиз, только позируют камере и жеманно кривляются абсолютно голые жирные пожилые тетки. Такое вот шоковое софт-порно, задающее тон всему фильму.

Как считают многие критики, фильм Форда попадает в топ-листы кандидатов на оскаровские номинации.

Как и еще один торонтский фаворит, фильм «Отрицание» (Denial) режиссера Мика Джексона, снятый по добротному сценарию Дэвида Хейра.

Искусство судебного спора

Американский профессор-историк (Рейчел Вайз) вступает в горячий спор с британским публицистом, антисемитом и ярым отрицателем Холокоста (Тимоти Сполл, недавний художник Тернер в байопике Майка Ли). Спор неожиданно переходит в судебную плоскость. Отрицатель, редкий, конечно, негодяй, подает в британский суд на американку за клевету: она его публично обвинила во лжи и переписывании истории Второй мировой войны. Но, оказывается, то, что ты «не верблюд», должен доказывать не истец, а ответчик. Таковы причуды британской Фемиды, и изумленной американке приходится играть по этим диковинным правилам.

Американка приезжает в Лондон, чтобы готовиться к судебному ристалищу в компании с блистательными адвокатами, которых виртуозно играют Том Уилкинсон и Эндрю Скотт. Наблюдать за их спорами и обсуждением домашних заготовок чрезвычайно увлекательно. Тоже триллер, но другого замеса, более интеллектуального и рафинированного. Здесь саспенс создает постепенное, трудное, кропотливое восхождение к истине. Какой истине, скажете вы недоуменно. Что сложного в доказательстве того, что Холокост был?! Да, сложно, потому что Фемида – дама крайне недоверчивая и капризная. Нужны факты, бесспорные, железные факты, особенно когда имеешь дело с подлецами, которые глумятся над трагедией, передергивают все и вся.

Больше всего «Отрицание» похоже на прошлогоднего триумфатора «Оскаров» - «В центре внимания» (Spotlight) – историю журналистского расследования педофильского скандала в католических приходах Бостона. Похоже трепетным уважением к Истине, высоким аскетизмом подлинной драмы, в которой нет никаких ответвлений, никакого оживляжа, никаких киношных фенечек. Старомодный реализм, которому сносу нет и не будет.    

Ла-ла-ла и оле-оле-оле

Фестивальный марафон для кинокритика – дело хотя и любимое, но довольно изнурительное. В день надо отсмотреть четыре-пять фильмов, да еще пресс-конференции и интервью.

Многие фестивальные ленты в скором времени выходят в американские кинотеатры, так что моим рекомендациям довольно легко следовать. С оговоркой: я многое и, наверное, интересное пропустил, так что не обессудьте.

А рекомендую я, помимо, естественно, «Ночных животных» и «Отрицания», вот какие ленты.

«Лев» (Lion) режиссера Гарта Дэвиса – отличная мелодрама про индийского мальчика, усыновленного австралийской четой и через много лет нашедшего родную мать с помощью технологии Google Earth. Приемную мать играет Николь Кидман.

«Ла-ла лэнд» (La La Land) режиссера Дэмиена Шазелла. Роскошный мюзикл с Эммой Стоун и Райаном Гослингом, в котором соединены пышность голливудских шоу и тонкий лиризм во французском стиле.

«Джеки» (Jackie) режиссера Пабло Лорреина. Драма о Жаклин Кеннеди (Натали Портман), рассказывающая о самых драматичных моментах ее жизни – от трагедии в Далласе до отъезда из Белого дома.

«Барри» (Barry) режиссера Викрама Ганди. До того, как стать президентом США, Барак Обама был обычным студентом Колумбийского университета, которого все окружающие звали Барри. Несколько страниц из ранней жизни Обамы – без глянца и приседаний.

«Патерсон» (Paterson) режиссера Джима Джармуша. Наверное, лучший фильм Джармуша после «Мертвеца». Тонкая, теплая, пропитанная любовью к «простым людям» история водителя автобуса, по совместительству поэта, живущего в городе Патерсон, штат Нью-Джерси.

«Франц» (Franz) режиссера Франсуа Озона. Время -сразу после Первой мировой войны. В немецкий городок приезжает недавний «враг» - молодой француз, бывший солдат, чтобы поклониться могиле своего боевого противника. Невероятно закрученный сценарий, воплощенный с присущей Озону элегантностью.

«Роллинг Стоунз. Оле! Оле! Оле!: турне по Латинской Америке» (The Rolling Stones Ole! Ole! Ole!: A Trip Across Latin America) режиссера Пола Дагдейла. Обязательное смотриво для всех фэнов. Концертные номера нестареющих ветеранов рок-музыки и масса закулисных подробностей.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях