Завершившийся турнир поставил целый ряд вопросов перед мировым теннисом

Новая эра на US OPEN?

Завершившийся очередной Открытый чемпионат США по теннису (US Open) дал такую пищу для разговоров, что вполне может стать вехой, с которой начнется новая страница мирового тенниса.

Новая эра на US OPEN?

Вот уже почти сорок лет, с 1978 года, “US Open” принимает турнир в Национальном теннисном центре имени знаменитой американской теннисистки Билли-Джин Кинг, который расположен в нью-йоркском районе “Флашинг Мидоуз”. И каждый год тысячи гостей турнира, а их каждый день “набегает” от сорока до шестидесяти тысяч, с удивлением обращают внимание на те изменения, которыми их порадовал чемпионат.

На этот раз организаторы постарались на славу: на главном корте центра имени еще одного знаменитого американского теннисиста Артура Эша была построена крыша, что дало возможность проводить матчи в любую погоду, и были окончательно переделаны все семнадцать кортов, и теперь даже на самом маленьком из них публика может удобно усаживаться и смотреть за своими любимыми игроками.

Спор про Акелу

Первая неделя на “US Open” неожиданно прошла без особых сенсаций – практически все ведущие игроки, как у мужчин, так и у женщин, уверенно играли свои матчи. Исключением оказалась третья ракетка мира испанка Гарбине Мугуруза, которая умудрилась проиграть уже во втором раунде латвийской теннисистке Анастасии Севастовой – 4:6, 5:7, которая стала главной неожиданностью женского турнира.

В 2013 году Севастова в 23 года решила из-за травм «завязать» с теннисом. Два года спортсменка не играла и получала образование в сфере организации досуга туристов. Но в какой-то момент она поняла, что готова вновь вернуться на корт, и начала потихоньку тренироваться. Возвращение произошло в 2015 году, и за два года Севастова добралась до 30-го места в рейтинге, а на «US Open-2016» и вовсе всех удивила, не только обыграв Мугурузу, но и дойдя до четвертьфинала.

Безусловно, как и год назад, главной фигурой женского турнира была Серена Уильямс. Но если в прошлом году сам турнир крутился вокруг американки и все, за исключением соперниц, мечтали о ее победе, то в этом году все было спокойнее. То давление, и прежде всего психологическое, которое обрушилось на Уильямс-младшую в прошлом году, сломало американку, и давило на нее еще долгие месяцы – уже в этом сезоне Серена проиграла финалы на двух турнирах “Большого шлема” (“Australian Open” и “Rolland Garros”) и пришла в себя только на своем любимом “Wimbledon”, который выиграла, наконец-то положив в свою коллекцию 22-й победный титул.

После чего в теннисных кругах пошли разговоры, что этот “US Open” в случае удачного выступления и вовсе может стать для американки последним – возраст (26 сентября Серене исполняется 35 лет), травмы и, наконец, соперницы, которые почувствовали, что “Акела начал промахиваться”, и готовы занять его, акелино, место. Интрига на этот раз закручивалась еще и потому, что две принципиальные соперницы Серены – россиянка Мария Шарапова и белоруска Виктория Азаренко - участие в турнире не принимали.

А вот среди тех, кому прочили место на пьдестале, выделялась немка Анжелик Кербер. Немка, которой уже 28 лет, за девять лет своей карьеры звезд с неба не хватала и всего пару раз добиралась до четвертьфиналов, как вдруг «выстрелила» в этом сезоне: победа на “Australian Open”, финал на “Wimbledon”, серебро на Олимпиаде в Рио и высочайшее второе место в рейтинге. Причем в обоих финалах “Большого шлема” Кербер играла против Серены. И теперь все мечтали, как говорится, о контрольной встрече теннисисток, которая могла бы поставить некую точку в споре про “Акелу”.

Кербер - №1!

Обе фаворитки довольно уверенно шли к финалу, пока на пути у американки в полуфинале не встала десятая ракетка мира чешка Каролина Плискова. Чешка попала в элиту без особо громких результатов – на турнирах “Большого шлема” она ни разу не добиралась даже до 4-го раунда и все свои победы одерживала на турнирах рангом пониже. Но на “US Open” она сумела добраться до полуфинала, по ходу обыграв Винус Уильямс. Конечно, Уильямс-младшей очень хотелось взять реванш за сестру, но чешка своей пушечной подачей буквально замучила Серену точными ударами навылет (эйсами) и одержала свою главную победу в карьере — 6:2, 7:6. С одной стороны, это была настоящая сенсация, а с другой и невооруженным глазом было видно, что чуть ли не впервые Серене не хватало физики!

В финале обе теннисистки – и Плискова, и Кербер - были достойны победы, но немка в концовке третьего сета перестала совершать ошибки и сумела довести матч до победы — 6:3, 4:6, 6:4.

“Всё, о чём я только могла мечтать, стало реальностью в этом году”, - призналась Анжелик на пресс-конференции. В понедельник Кербер стала первой ракеткой мира и, судя по всему, собирается находиться на этом месте не одну неделю.

Ох уж эти французы!

В мужском турнире вопрос о победителе тоже стоял ребром: лидера сезона серба Новака Джоковича мучают травмы, зато в великолепной форме находятся олимпийский чемпион британец Энди Мюррей и серебряный призер Игр аргентинец Хуан Мартин дель Потро. С точки зрения специалистов, могли “выстрелить” японец Кеи Нисикори и щвейцарец Станислав Вавринка, а также залечивший свои травмы великий испанец Рафаэль Надаль, опять готовый к восхождению на пьдестал.

Первую неожиданность турнира создали французы: сразу трое - Гаэль Монфис, Лукас Пуи и Жо-Вилфред Цонга - играли в четвертьфинале (впервые за сто с лишним лет!), причем самый юный из них, 22-летний Пуи, преподнес главную сенсацию турнира, “выбив” в четвертом раунде самого Надаля – 6:1, 2:6,6:4, 3:6, 7:6. Причем этот матч по праву считается лучшим матчем всего турнира. Далее французам немного не повезло: они начали встречаться друг с другом, и до полуфинала дошел долько один – Монфис, которому там попался сам Джокович. А вот сербу на “US Open-2016”, строго говоря, повезло – его путь до финала оказался чересчур легким: один из его пяти соперников вовсе не вышел на матч, двое снялись по ходу игр, а в полуфинале Гаэль Монфис играл не столько в теннис, сколько на публику.

В другой половине сетки рубка была серьезнее: олимпийские триумфаторы Мюррей и дель Потро вылетели уже в четвертьфинале, и в полуфинале сошлись японец Кеи Нисикори и щвейцарец Станислав Вавринка. Причем, если японец, который, кстати, в 2014 году играл в финале, свои победы одерживал спокойно и уверенно, то Вавринка чуть ли не в каждом раунде играл матчи по четыре-пять сетов, а в поединке 1/16 финала с британцем Дэниэлом Эвансом и вовсе был на пару миллиметров от поражения. Но при этом в каждом матче выглядел очень хорошо подготовленным физически и уверенным в эмоциональном плане. В итоге швейцарец, хоть и не без труда, “дожал” японца – 4:6, 7:5, 6:4, 6:2 - и вышел в свой первый американский финал.

Стэн, который “The Man”

В финале фаворитом был сербский теннисист, но, учитывая опыт предыдущих встреч между ними, было понятно, что легкой победы ни у кого не будет.

Так и произошло: проиграв первый сет, швейцарец, перехватив инициативу и продемонстрировав не только отменную физическую форму, но и потрясающую моральную устойчивость и волю к победе, одержал свою третью победу в финалах турниров “Большого шлема” – 6:7, 6:4, 7:5, 6:3. До этого были победы на “Australian Open” в 2014-м и “Ролан Гаррос” в 2015-м, причем в обоих случаях, как и в этом году на “US Open”, Станислав, которого в Нью-Йорке прозвали “Стэн, который “The Man”, не просто выигрывал, а обыгрывал во всех своих финалах первые ракетки мира. В итоге в свои 31 год и 5 месяцев Вавринка стал самым “пожилым” победителем “US Open” после Кена Розуолла, который выиграл этот турнир в 1970 году в возрасте 36 лет.

Что же привело Вавринку на мировую теннисную вершину? В детстве Станислав часто бывал на ферме своих родителей, где они занимаются реабилитацией инвалидов, и понял, что в жизни главное – не сдаваться. Поэтому он долгое время спокойно жил в тени своего великого земляка Роджера Федерера, вследствие чего своих главных успехов он добился уже в зрелости. Он точно знает, что количество вложенного в какое-то дело времени обязательно выльется в результат.

Описывая свою карьеру, Стэн сам прекрасно все сказал: “Я всегда иду пошагово. Сначала я хотел стать профессионалом, жить своей страстью, своим спортом. Потом хотел войти в Топ-100, потом в Топ-50. И так было всегда. Я всегда так решаю свои задачи. Я никогда не начинаю с того, что хочу стать первым в мире или выиграть “Большой шлем”. Нет. Я иду постепенно.

Единственное, чего я хочу, – это постоянно доводить себя до предела. И тогда у меня не будет сожалений, когда я закончу карьеру. Я не буду думать: “Почему я не тренировался больше? Почему не сделал то или это?” Нет, я просто хочу доводить себя до предела и смотреть, где окажусь”.

P.S. Материал о турнире был уже практически готов, когда в мире тенниса хорошенько рвануло: хакерская группа “Fancy Bear” взломала базы данных WADA (Всемирного антидопингового агентства) и опубликовала информацию о том, что WADA разрешало американским теннисисткам Серене и Винус Уильямс принимать запрещенные вещества в терапевтических целях.

Согласно опубликованной информации, Серене Уильямс в 2010-м, 2014-м и 2015 годах разрешили употреблять запрещенные вещества оксикодон, гидроморфон, преднизон, преднизолон и метилпреднизолон. Ее сестра Винус с 2010-го по 2013 год получила разрешение на прием преднизона, преднизолона, триамцинолона и формотерола.

На самом деле кричать о немедленной дисквалификации обеих сестер причин нет – и Серена, и Винус принимали эти препараты по медицинским показаниям, и теннисная федерация и WADA об этом хорошо знали. Никакого заговора тут нет, есть только четкое соблюдение правил (которые позволяют делать терапевтические исключения). Кстати, Мария Шарапова тоже могла бы точно так же поступить с мельдонием, если бы ее агент был чуть внимательнее, – и тогда истории, которая уже стоила ей целого сезона (а может стоить и двух), можно было избежать.

В общем, все будет находиться на своих местах, но, как говорят в таких случаях, осадок все-таки останется.

Новости региона

Все новости