Нетребко и Хворостовский, какими мы их не знали

Вечная музыка, новые записи

В первые недели августа из Зальцбурга потоком шли новости и снимки Анны Нетребко.

Вечная музыка, новые записи

Три концертных исполнения «Манон Леско» Пуччини на Зальцбургском фестивале, где Нетребко пела партию Манон, стали сенсацией («Манон с небес», по словам одного из критиков), как и ее концертное платье, усыпанное тысячами кристаллов австрийской фирмы «Сваровски».  Сейчас певица набирается сил перед началом нового сезона: после нескольких концертов в Германии и России у нее 16 октября премьера «Манон Леско» в Большом театре, в постановке Адольфа Шапиро, в ноябре – та же роль в Метрополитен-опера, а 30 октября - традиционное гала Фонда Такера.

Между тем пресса и публика уже начали обсуждать ее новый компакт-диск «Verismo», первый за три года, прошедших после диска «Верди», представившего певицу в тогда новом для нее драматическом репертуаре. Официальная дата выхода «Verismo» – 2 сентября. Но на фестивале в Зальцбурге прошла его презентация и диск уже продавался, к радости любителей автографов, ловивших Нетребко на улицах.

Выпущенный Deutsche Grammophon – с этой фирмой у Нетребко давний эксклюзивный контракт — диск записывался с оркестром Академии Санта-Чечилия под управлением Антонио Паппано. Итальянец, с тринадцати лет живущий в Америке и начинавший свою карьеру как пианист-репетитор в Нью-Йоркской Сити-опере, Паппано с 2002 года «рулит» Лондонской королевской оперой и с 2005-го — оркестром Санта-Чечилии. Перфекционистка Нетребко сделала все возможное, чтобы окончательный вариант записи осуществить именно с ним и его римским оркестром.  Кто лучше этой команды чувствует каждый нюанс итальянской музыки и слова?

Она сама выбрала для диска 16 арий и сцен из опер Пуччини («Мадам Баттерфляй», «Турандот» и  4-й акт из «Манон Леско»), а также «Андре Шенье» Джордано, «Адриана Лекуврер» Чилеа и «Паяцы» Леонкавалло. В сценах из «Турандот» и «Манон Леско» участвует  ее муж, тенор Юсиф Эйвазов. Это репертуар таких великих певиц, как Каллас и Тебальди. И  великих дирижеров, получивших эту музыку «из первых рук». Ответственность огромная.

Если до выхода «Verismo» осталось несколько дней, то новый диск Дмитрия Хворостовского уже всюду продается и получил первые отзывы («...он в потрясающей форме», «звучит лучше, чем когда бы то ни было», пишет критик Associated Press). Название у диска длинное и красноречивое: Dmitry Hvorostovsky sings of War, Peace, Love and Sorrow. Но это квинтэссенция содержания диска. Запись сделана в октябре 2015 года фирмой «Делос», с Константином Орбеляном  за пультом Госоркестра России. 

Хворостовский хотел записать не просто очередной диск русской оперной музыки, но то, что публика – особенно западная - либо не слышала, либо плохо знает, а если знает, то не в его исполнении, потому что по разным причинам возможностей сыграть эти роли на сцене до недавнего времени не было. Кто, например,  не помнит его Елецкого («Пиковая дама») – благородного, любящего, со скрытой горечью в сдержанных фразах знаменитой арии? Но певцу всегда был интересен и другой персонаж оперы – циничный интриган Томский. Вот и вошли в новый диск Баллада Томского из первой картины и Песенка из последней.

В других номерах Хворостовский с такой же легкостью перевоплощается то в престарелого гетмана Мазепу, то во влюбленного рыцаря Роберта («Иоланта»). Особенно интересны две большие оперные сцены: первая картина из оперы Прокофьева «Война и мир» (ночная сцена с Наташей и Соней в поместье Ростовых; Хворостовский исполнял партию Андрея Болконского в спектаклях Метрополитен-опера и вернулся к ней в одной из своих недавних концертных программ) и последняя картина из оперы Рубинштейна «Демон», исполненной в Москве в прошлом году и показанной по российскому телевидению. В обеих сценах участвует (в партиях Наташи Ростовой и принцессы Тамары) сопрано Асмик Григорян, названная жюри международной премии  «Опера» лучшей  молодой певицей прошлого сезона.    

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях