Обладатель премии «Букер» 1972 года (за роман «G») и автор эссе, которые изучаются в английских университетах, он был известен интересом к марксизму и одну из книг посвятил Эрнсту Неизвестному (увы, только что ушедшему от нас): «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР» (1969).
31 августа в Нью-Йорке в кинотеатре «Фильм Форум» начинается показ фильма «The seasons in Quincy: Four Portraits of John Berger», созданного по инициативе Тильды Свинтон, которая считает Берджера своим духовным учителем и видит некий знак в их общей дате и месте рождения.
Основа фильма проста. В 1973 году Берджер переехал из родного Лондона в альпийскую деревушку Квайнси (в одном из эпизодов он объясняет почему), и теперь его друзья и поклонники (в их числе художник и режиссер Кристофер Рот, критик Колин Маккэби и, конечно, Тильда Свинтон, ставшие, вместе с польским режиссером Бартеком Джадошем, авторами фильма) рассказывают о нем, но главным образом беседуют с ним. Происходит это либо в его собственном доме, либо в телестудии, куда его пригласили для разговора о сегодняшнем мире и политике, то на пустынной дороге... Фон - меняющиеся времена года и альпийский пейзаж. Использованы также фрагменты из старых интервью Берджера и фильмов с его участием.
Каждая из четырех частей фильма делалась, судя по всему, для самостоятельного показа и имеет вполне завершенную форму, даже свои финальные титры. Каждая связана с какой-то темой в судьбе и творчестве Берджера и с определенным временем года: «Способы слушать» - зимний разговор с Тильдой Свинтон, который представляет Берджера публике, с ним незнакомой, «Весна» связана с темой животных в его творчестве, «Песня для политики» - вышеупомянутый политический разговор, а осенний «Урожай» - это уже Берджер и совсем молодое поколение.
Посмотреть фильм – это провести полтора очень неторопливых часа в компании умных людей, любуясь природой и размышляя о жизни.
Тем, однако, кто предпочитает кино «беллетристическое», недокументальное, сюжетное, можно порекомендовать израильский фильм «Это ты?» (Is That You?), который выходит на американский экран 26 августа. Один из самых известных в мире израильских актеров Алон Абутбул, много снимающийся и живущий в Голливуде (среди недавних его работ – роли в «London Has Fallen» и «Dark Knight Rises»), на сей раз играет 60-летнего киномеханика Ронни, тихого и обаятельного, в чем-то наивного, в чем-то мудрого.
Ронни теряет работу (не очень понятно: то ли на пенсию провожают, то ли сокращение штатов) и в качестве «выходного пособия» получает... авиабилет в Америку. Там у него живет брат, у брата бизнес, семья, неплохой английский. А у Ронни – мечта: встретить в Америке свою давнюю и непроходящую любовь, Рашель. В поисках ее он встречает разных людей, переживает некоторые приключения и, в частности, встречает девушку, снимающую документальный фильм о... сожалениях, о дорогах, которые мы не выбрали, по которым не пошли. Фрагменты из кино, которое снимает девушка Майла, как островки, «всплывают» в неспешном повествовании, персонажи из них и их слова запоминаются («Нам надо было выжить. У нас нет сожалений» или «Я всегда хотел другого: другую работу, другую жену, другую страну... И ничего не сделал»).
И хотя некоторые ситуации фильма кажутся слегка надуманными (ни один уважающий себя вор не позволит себе НЕ украсть деньги и кинокамеру; что же еще красть?), он трогает своим теплом и человечностью, юмором, верой в жизнь.
Интересно, что автор фильма, израильтянин Дэнни Менкин, в первую очередь известен как документалист. Его «39 фунтов любви» получили израильского «Оскара» как лучший документальный фильм. Фильм «На карте» только что впервые был показан на фестивале еврейского кино в Сан-Франциско и пойдет в американском прокате в ноябре. «Это ты?» тоже прошел по многим фестивалям - от Хайфы до Монреаля - и назван Израильской академией кино и телевидения лучшим независимым фильмом года.