Почему наша Земля не доросла до Контакта

Образ жизни или образ смерти?

Кажется, у нашего прошлого большое будущее, как говорит Шендерович. Это я к тому, что появилось довольно неожиданное объяснение знаменитого парадокса Ферми.

Образ жизни или образ смерти?
Первые кондиционеры воздуха. 30-40-е годы.

Он посвящен великому молчанию звезд ‑ почему мы не видим и не слышим следов и сигналов инопланетных цивилизаций? Ведь за 14 млрд лет бытия Вселенной они давно должны были появиться и проявить себя.

Ученые из Гарварда и Оксфорда (научный руководитель Ави Лоэб, Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики) предположили, что жизнь на Земле появилась преждевременно, цивилизация возникла слишком рано и потому не имеет пока братьев по разуму. Из молодых мы, значит, да ранних.

Кондиционны ли мы?

Но вот какой вопрос возникает в этой связи: а развита ли наша цивилизация? Доросла ли до Контакта? И что может сказать в диалоге разумов?

Вопрос не столь прост, как кажется. В принципе, рыба воды не разумеет и большинство из нас плывет по течению, считая, что человечество чрезвычайно продвинуто. Ничего удивительного, в этот стереотип верили еще неандертальцы и кроманьонцы. Они тоже, вероятно, думали, что шалаш и серп со вставными кремневыми резцами есть вершина технического прогресса, а оружие массового поражения ‑ лук – сделало войны бессмысленными…

И даже если ученые правы, если мы появились первыми, то недалеко ушли по пути прогресса. Чтобы показать это, подойдем к вопросу с обыденной, житейской стороны. Возьмем хотя бы температуру окружающей среды. Она чрезвычайно важна для организма гомо сапиенсов, и при 19 градусах по Цельсию им уже прохладно в их обиталище, а при 25 градусах жарковато ‑ вот и весь комфортный температурный диапазон, причем с возрастом он сдвигается вверх и сужается.

И если для согрева мы можем что-нибудь накинуть на себя, козью шкуру или же велюровый халат, то с теплом бороться труднее и нудизма будет недостаточно, не говоря уже о том, что не всегда он возможен даже в моей довольно свободной стране. Кстати, как раз пора перейти к ней.

Я живу в США, а эта великая держава не только в лидерах прогресса, но еще и южная, солнечная, жаркая. Поэтому пик потребления энергии приходится на лето, когда по городам и весям от Атлантики до Тихого, от Канады до Мексики шумят кондиционеры. Их здесь больше, чем даже автомобилей, число которых приближается к 250 млн, ибо те также оснащены ими. В Нью-Йорке, откуда я не так давно уехал в поисках покоя, они видны едва ли не в каждом окне, что и понятно: город расположен на широте Стамбула и в безветрие его августовскую духоту можно резать на куски, как студень.

Таковы издержки энергозатратной цивилизации, в которой на обеспечение комфорта уходит львиная доля потребления бытовой электроэнергии. Впрочем, Нью-Йорк еще не показатель, по местным меркам он город северный, там даже снег бывает. Во Флориде же, куда я переехал в надежде встретить безмятежную старость, ситуация с потреблением еще острее. Особняки и апартаменты здесь просторнее, солнце ярче, климат жарче, оконными кондиционерами не обойдешься, да и шумят они сильно, поэтому рядом с домом ставят мощные стационарные сплит-системы, которым электричества требуется намного больше.

Дуализм эволюции

Однако об энергетике мы поговорим позже, а пока обратим внимание на тот странный факт, что человечество развивается быстро, но медленно. И раз уж начали с базиса, на котором зиждется современный мир, с кондиционеров, то на их примере и продемонстрируем верность данного дуального, диалектического даже, тезиса. Бытие действительно определяет сознание, и обычная бытовая техника возносит нас к вопросам высоким, когнитивным, к философии познания.

А все потому, что не так уж и обычна привычная бытовая техника, без которой трудно представить сносное существование. Представьте себе, первый действительно массовый комнатный аппарат для охлаждения воздуха был выпущен в Америке, что приятно, компанией General Electric, что естественно, но лишь в 1929 году, что довольно странно. Потому что это очевидно поздно для такой развитой технологической цивилизации, которой мы себя самонадеянно считаем.

Конечно, как-то и раньше выкручивались, когда припекало, изобретали южную архитектуру типа испано-мавританской, с затененными галереями, террасами и патио, в домах снаружи маркизы, а внутри шторы и жалюзи вешали, фонтаны, опахала и вентиляторы применяли, в общем, старались как могли. Увы, по большому счету все это был паллиатив, архаическое прозябание, длившееся довольно долго.

Тут одно из двух: мы либо напрасно гордимся своей технической мощью, не столь уж она, получается, и велика, либо тратим силы не на то, что нужно, и развитие наше однобоко. Ибо появились кондиционеры намного позже куда менее полезных танков и лишь несколькими годами раньше начала регулярного телевещания, что просто удивительно. Но еще удивительнее и даже поразительнее то, что их самих лишь слегка опередили бытовые стиральные машины и холодильники. А ведь стирка - это один из самых древних и трудоемких жизненных процессов – и самых массовых. Длительное же хранение продуктов - это вообще вопрос экзистенциальный, вопрос жизненной необходимости.

Проще говоря, все самые необходимые для мирной жизни изобретения были внедрены в широкие массы гораздо позже куда менее продуктивных инвенций, таких как броненосцы и подводные лодки, авиабомбы и пулеметы, танки и боевые отравляющие вещества, всего широкого набора инструментов, связанных с войной. То бишь наш образ жизни с большим основанием можно считать образом смерти. Да и то, какой смысл слишком долго коротать век в духоте, обливаясь потом и обоняя амбре соседей по планете? Поневоле станешь агрессивным и неуживчивым…

Мало, однако, того, что истинный, гуманитарный прогресс изрядно запаздывает, так еще и сама промышленная революция, сделавшая в конце концов возможным создание полезных домашних машин, также началась удивительно поздно, лишь в конце XVIII века, а до этого тысячи лет – с конца каменного века и примерно до середины XV столетия – на земле царил чрезвычайно медленно эволюционирующий традиционный уклад.

И еще пара фактов о специфике нашей цивилизации: первая стиральная машина-автомат пошла в серию в 1947 г. – через два года после атомной бомбы. В 1961 г. Toshiba начала массовый выпуск сплит-систем – и тогда же Гагарин полетел в космос. Резюмируем: цивилизация мы молодая и для большого Контакта незрелая.

Солнечные перспективы

После чего вернемся к нашим кондиционерам и зададим резонный вопрос: раз Америка страна южная, то почему бы не спасаться от солнца с помощью самого Солнца? Ведь еще Козьма Прутков обратил внимание, что светило дает максимум энергии именно летом и именно днем, когда особенно жарко. Вот пусть оно и крутит наши кондиционеры! Сколько можно жечь углеводороды? Массовое использование возобновляемых источников энергии - это также важный признак цивилизованности.

Мысль очевидная, но к ее реализации мы, строящие Большие адронные коллайдеры и улавливающие бозоны Хиггса, приступили всего лет двадцать назад, а на более или менее серьезный уровень вышли лишь в последние три-четыре года. Каковы же достижения на этом поприще?

В 2015 г. доля солнечной энергии в «зеленой» генерации в США достигла пяти процентов. Это немного. Это меньше, чем приходится на энергию, получаемую от сжигания древесных отходов, и далеко от показателей Германии или Чили. Но для столь огромной и обильной углеводородами страны неплохо. Правда, альтернативная генерация в целом составляет всего 13% от общей, в которой главную роль играют традиционные уголь и газ (по 33%), а также атомная энергия (20%). То есть от солнца мы получаем всего лишь чуть более полупроцента общей выработки электроэнергии. Так не рано ли кукарекает автор?

Нет, не рано. Не стоит недооценивать новые альтернативные источники. Потому что они стремительно развиваются (солнечные мощности почти утроились за последние три года) и за ними будущее. Гляньте на карту в июльском отчете Energy Information Administration – да, введенные к маю 2017 г. самые крупные новые станции будут газовыми, таково влияние сланцевой революции. Заработают три или четыре новых гидростанции и пара атомных. Но впечатляет гораздо большее количество голубых кружков – это мощные ветроэлектростанции, они протянулись по меридиану от Техаса до канадской границы, вдоль «дороги торнадо».

Более же всего на карте солнечных станций ‑ золотая россыпь золотых крапинок усеяла не только юг (за исключением консервативных Луизианы, Канзаса, Арканзаса, Миссури и Кентукки), но и север (Нью-Йорк, Массачусетс, Миннесота и даже Айдахо). Выводятся из эксплуатации угольные и устаревшие газовые станции, и баланс смещается в сторону новой энергии. Еще в 2014 г. ее суммарная выработка превзошла гидроэнергетическую генерацию, а это уже не шутки. Если так пойдет, то лет через сто-двести мы действительно сможем претендовать на статус цивилизации!

P.S. Данный текст я набирал на клавиатуре с питанием от фотоэлементов.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях