Music@Menlo растит и публику, и музыкантов

На русскую тему

Дэвид Финкель и Ву Хан познакомились, когда юная тайваньская пианистка приехала учиться в США и оказалась в том же колледже, где прославленный Эмерсон-квартет (Финкель был его виолончелистом) пребывал в качестве ансамбля-резидента.

На русскую тему
На концерте фестиваля. Квинтет с участием Ву Хан (ф-но) и Дэвида Финкеля, руководителей фестиваля

Педагог посоветовал Ву Хан поработать с ними (в камерной музыке у нее не было никакого опыта). После нескольких занятий и выступлений с «Эмерсоном»  трое его участников пригласили ее подготовить с каждым из них дуэтную программу. Она выбрала Финкеля. 

Теперь у них уже взрослая дочь, гигантский репертуар и длинный список совместных концертов, проектов и обязанностей. Главные: Общество камерной музыки Линкольн-центра, которое они возглавляют с 2004 года, и Music@Menlo – фестиваль камерной музыки, созданный ими годом раньше.

Наездившись к тому времени по музыкальным фестивалям мира, они точно знали, что в них хорошо и что плохо и каким хотели бы видеть собственный фестиваль. Но где найти подходящую площадку – недорогую, с хорошей акустикой для камерной музыки, с потенциально заинтересованной аудиторией, среди которой найдутся такие нужные искусству спонсоры? Они начали искать повсюду, куда их забрасывала концертная жизнь. И нашли: в  Калифорнии, в городке Менло-парк, давно слившемся с соседним Атертоном, рядом со Стэнфордским университетом.

В особняке, построенном в начале 20-го века одним из первых калифорнийских магнатов, а позже принадлежавшем изобретателю Леону Дугласу и с 1945 года отданном под школу, оказался бальный зал: красивый и с прекрасной акустикой, на 160 мест.  Тогдашний директор школы даже не попросил за него арендной платы.  

Теперь Music@Menlo имеет бюджет в два с лишним миллиона, трехнедельную программу ежедневных концертов камерной музыки, лекций, мастер-классов (в этом году - больше шестидесяти, две трети – бесплатные) и постоянно растущую аудиторию, заполняющую до предела уже не только маленький «бальный зал», но и новый, открытый в 2012 году Центр исполнительских искусств на почти пятьсот мест и лекционный зал на двести.

Возводилось это все не в один день. Но у них была миссия: распространять камерную музыку, воспитывая любовь к ней и подлинное понимание этого совсем особого жанра  и у публики, и у исполнителей.

Публика в Менло оказалась идеальная: пытливая, образованная (профессора, ученые, изобретатели, Нобелевские лауреаты, менеджеры крупных компаний), но классической музыкой до появления фестиваля «неохваченная».

А для воспитания исполнителей при фестивале создан Институт камерной музыки. У него два уровня – младший (с 8 до 18 лет, причем некоторые никогда не играли в камерных ансамблях) и старший (молодые профессионалы, недавние выпускники или еще студенты музыкальных отделений – от 18 до 29 лет). Попасть в институт непросто: в этом году из 111 соискателей в младшую группу взяли 30, в старшую из 94 отобрали 11.

И никаких поблажек: с утра до вечера занятия, репетиции, концерты (каждый становится то слушателем, то участником). Едва остается время на пинг-понг. Но лучшую подготовку к профессиональной жизни трудно себе представить. И всегда рядом артисты «со стажем», готовые делиться, учить, направлять – в том числе и собственными выступлениями. В платных концертах играют выдающиеся музыканты, но фестиваль не ищет звезд, даже избегает их. «Звезда» на фестивале одна: камерная музыка. Ее суть – сотрудничество, беседа единомышлеников.

Каждый фестиваль имеет тему: в прошлом году был Шуберт, в позапрошлом – Дворжак, в этом – «Русские отражения». Собрали прекрасную программу: от Глинки до Леонида Десятникова и Леры Ауэрбах с Чайковским, Мусоргским, Бородиным, Аренским, Скрябиным, Шостаковичем и другими классиками «между». В некоторых программах соединили русскую музыку с западной того же времени, в других – сконцентрировались на жанре (например, «Русский квартет» или «Русская виолончель»), издали  красивый и подробный буклет-каталог, с аннотациями, и добавили, по обыкновению, несколько больших иллюстрированных лекций.  Лекции здесь не «предконцертные» - каждой отдается целый вечер, как концерту, в двух отделениях и с недешевыми билетами. За это – бездна уникальной информации и неограниченная возможность задавать вопросы, на которые сами темы лекций провоцируют: «В поисках музыкальной души России», «Шостакович – хроника русского века», «Американский спутник: победа Клиберна в Москве времен холодной войны».

Среди зрителей слышалась русская речь. На сцене «русских» было немного: сопрано Дина Кузнецова замечательно пела «Семь стихотворений Александра Блока» Шостаковича, баритон Николай Борчев – «Песни и пляски смерти» Мусоргского, скрипач Александр Ситковецкий солировал в концерте «Русская скрипка», виолончелист Дмитрий Атапин – один из постоянных педагогов института и участник программ. Впрочем, русская музыка давно стала универсальным явлением, и монополии на нее у исполнителей «русской школы» уже нет. Качество интерпретаций во всех концертах, включая и молодежные, поражало. Многие программы шли «вживую» на Интернет, и на их основе фестиваль, как и в прошлые годы, подготовит серию компакт-дисков.

Не меньше поражали энтузиазм и внимание слушателей. Приступов кашля или даже застенчивых покашливаний не наблюдалось. Вдохновленные услышанным, некоторые собираются осенью в Санкт-Петербург. Программу следующего фестиваля объявят в марте. Информацию обо всех фестивалях и работе института, а также видео- и аудиозаписи фестиваля – на сайте musicatmenlo.org.   

Новости региона

Все новости