Начался суд над "русским хакером" Романом Селезневым

Бали, Мальдивы, Сиэтл

В понедельник в федеральном суде Западного округа штата Вашингтон в Сиэтле начался отбор присяжных для слушания дела 32-летнего россиянина Романа Селезнева, которого обвиняют в компьютерном мошенничестве, хакерстве, взломе банковских счетов и похищении персональных данных владельцев кредитных карт.

Бали, Мальдивы, Сиэтл

Эти обвинения были заочно предъявлены Селезневу в марте 2011 года, и 5 июля 2014 года его задержали в аэропорту города Мале на Мальдивских островах, куда Роман Валериевич прилетел на отдых с подругой Анной Отиско и их ребенком. Как сказала Анна через три дня на пресс-конференции в Москве, они улетали на родину и уже прошли паспортный контроль, когда полицейские остановили их, «сказали, что у Романа проблемы с паспортом, попросили пройти в полицейскую комнату, и туда зашли два высоких светлых мужчины европейской внешности, там на него надели наручники и увели». Задержание провели местные полицейские по «красному флажку» Интерпола, в розыскной список которого Селезнев попал по запросу федеральной прокуратуры США, и при его аресте присутствовали агенты нашей Секретной службы. Помимо штата Вашингтон, в штате Невада Романа Селезнева обвиняют в принадлежности к организованной преступной группировке по федеральному закону RICO. 

Депутат российской Думы готов обменять сына "хоть на черта лысого"

Первое обвинение в 29 пунктах Роману Селезневу предъявили заочно в марте 2011 года. Через месяц его могли арестовать в Марокко, но, во-первых, у этой страны нет договора с Соединенными Штатами об экcтрадиции, а во-вторых, там Роман Селезнев стал жертвой теракта в городе Марракеш, где при взрыве в кафе погибли 18 человек, а он получил тяжелую черепно-мозговую травму. Он две недели пролежал в коме, а затем, уже в Москве, перенес несколько сложных нейрохирургических операций. На память об этом у него остался серповидный шрам на черепе. Состояние его здоровья активно использовалось отцом Романа в России и его защитой в Сиэтле, где, как отмечено в судебных документах, ему ежедневно требуются лекарства. Во втором обвинении после ареста на Мальдивах ему добавили 11 пунктов и назвали Романа "лидером на рынке номеров краденых кредитных карт". На этом рынке Роман Селезнев пользовался псевдонимом, или, как теперь это называют, ником "nCuX", который эксперты перевели как транслитерацию русского слова "псих", а также никами "Track2", "2Pac" и другими. Его адвокаты называли арест Селезнева "похищением" и на этом основании требовали прекратить дело, но судья Ричард Джонс отверг этот аргумент.

Отец Романа, депутат российской Думы от партии ЛДПР Валерий Селезнев, первым назвал арест сына похищением и обратился за поддержкой в МИД России, где его поддержали соответствующим заявлением. «Расцениваем случившееся как очередной недружественный шаг Вашингтона, - гласило это заявление два года назад. - Не в первый раз американская сторона, игнорируя двусторонний Договор 1999 г. о взаимной правовой помощи по уголовным делам, идет на фактическое похищение российского гражданина». Через три дня после ареста Селезнева-младшего его семья опубликовала заявление, в котором отмечалось, что "Роман вырос в другой семье, но Валерий Селезнев, как его отец, намерен предпринять все необходимые действия для защиты прав и законных интересов своего сына". У 52-летнего законодателя четверо детей от разных браков, и Роман – первенец. На пресс-конференции 11 июля 2014 года Валерий Селезнев, отвечая  на вопрос, не могут ли обменять Романа Селезнева на Эдварда Сноудена, сказал, что лично готов обменять сына «хоть на чёрта лысого».

Хакерский налет на пиццерии штата Вашингтон

С тех пор еще несколько российских хакеров были арестованы по американским ордерам в третьих странах с той же реакцией Москвы - всего их больше двадцати, и  11 апреля этого года МИД России предупредил своих выезжающих за границу граждан, что если, мягко говоря, их российское рыльце в американском пушку, их могут задержать или арестовать по запросам правоохранительных органов США. МИД пояснил, что речь идет о россиянах, у которых "есть основания предполагать наличие претензий к ним со стороны американских правоохранительных органов", и "в первую очередь это относится к выездам в страны, имеющие с США договоры о выдаче". 3 августа пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест, извинившись перед участниками брифинга за то, что сипит и кашляет, в ответе вероятнее всего российскому журналисту, так как назвал его Андреем, сообщил, что "с уверенностью может сказать, что правительство Соединенных Штатов не участвовало в похищении каких-либо российских граждан". Эрнест добавил, что не знает, "кто делал подобные заявления, которым нет подтверждений", а за подробностями посоветовал Андрею обратиться в министерство юстиции, добавив, что "это имеет смысл".

Дело Романа Селезнева в Сиэтле слушает судья Ричард Джонc, обвинение представляют помощники федерального прокурора Норман Барбоса и Сет Уилкинсон, а защиту - адвокаты Джон Генри Браун и Эмма Сканлан. Плохо владеющему английским языком подсудимому предоставлен русский переводчик. Ожидается, что слушания продлятся больше двух недель. За это время федеральная прокуратура представит присяжным доказательства того, как подсудимый вторгался в компьютеры американских бизнесов, в основном пиццерий штата Вашингтон, и воровал оттуда данные кредитных карт покупателей. Как утверждает обвинение, с ноября 2010-го по февраль 2011 года Роман Селезнев с сообщниками похитил таким образом номера более 200 тысяч карт на общую сумму около 27 млн долларов и продал 140 тысяч этих номеров на подпольных интернет-форумах, заработав на этом примерно два миллиона долларов. На предварительных слушаниях в январе Норман Барбоса заявил, что в изъятом у Селезнева компьютере-лаптопе обнаружили номера почти 2,1 млн похищенных карт, на которых обвиняемый с сообщниками могли заработать больше 17 млн долларов.

В 40 пунктах предъявленного ему обвинения отмечено, что хакерством Селезнев промышлял с 2008 года в Москве практически по день ареста на Мальдивах. Обвинение вызвало свидетелями 25 человек, включая двух детективов полиции Сиэтла, восьмерых агентов Секретной службы, двух работников банков, двенадцать владельцев Red Pepper Pizza, Mad Pizza, ZPizza, Village Pizza, Casa Mia, Grand Central Bakery и других пострадавших бизнесов, а также переводчика Андрея Медведева. Один из вызванных в суд свидетелей, Стив Бассинг, владелец закусочной Red Pepper Pizza в городке Дюваль к северо-востоку от Сиэтла, в интервью Associated Press 12 августа рассказал, что поставить новую систему защиты рабочего компьютера после налета хакеров обошлось ему с женой в 10 тыс. долларов. Бассинг назвал это "огромными расходами" для таких мелких бизнесов, уже не говоря о том, что на какое-то время им пришлось закрываться и модернизировать системы защиты ради безопасности посетителей.

Письмо в тюрьму от "коммунистического друга"

Адвокаты Селезнева намерены доказать присяжным, что прокуратуре не удалось убедительно связать их клиента с  перечисленными в обвинении атаками хакеров на компьютеры. Адвокаты также утверждают, что задержавшие Романа Селезнева на Мальдивах агенты Секретной службы излишне вольничали с изъятым у него лаптопом, что могло лишить защиту некоторых доказательств. Из Мале агенты переправили Селезнева частным самолетом на американский остров Гуам, где его первый раз доставили в суд, а оттуда в Сиэтл, где российский гражданин Роман Валериевич Селезнев стал полноправным американским федеральным з/к номер 04385-093. Сидит он без права освобождения под залог в федеральной тюрьме SeaTac (Seattle-Tacoma) в 12 милях от Сиэтла. По режиму тюрьма считается не строгой, но сначала Романа поместили в «помещение особого содержания» (Special Housing Unit или SHU), а проще говоря, в одиночку, разрешив ему свидания с адвокатом по интеркому через узкую прозрачную перегородку с прорезью для передачи документов. 18 и 20 августа прошлого года адвокатов Селезнева  подозревали в попытке дать ему возможность поговорить по мобильному телефону, что категорически запрещено.

 Первыми адвокатами Селезнева были прилетевшие в Сиэтл из Нью-Йорка Роберт Рэй и Эли Голдина, затем по их поручению остался местный адвокат Ларри Файнголд, но судья Джонс отстранил их из-за конфликта интересов, так как эти адвокаты в прошлом представляли компании, которые могли быть жертвами предполагаемого хакера Селезнева. Адвокатами Романа стали Стивен Фогг и его русскоязычная коллега Анна Гойхман, но оба попросили отвод, не объяснив причину. Затем Селезнев попросил назначить ему бесплатного адвоката, так как у него нет денег, но ему отказали, сославшись на материалы дела, из которых следует, что он весьма состоятельный господин. В деле лежат фотографии толстых пачек ассигнаций достоинством  5 тысяч рублей (даже по сегодняшнему курсу примерно 78 долларов), дорогих автомобилей и ювелирных изделий, предположительно принадлежавших Роману Селезневу. Там же есть счета за виллу на Мальдивах, которую Роман снял за 1470 долларов в сутки, а по другим счетам потратил там почти 21 тыс. долларов. В деле есть документы, что на индонезийском острове-курорте Бали он купил две квартиры за 790 тыс. долларов наличными. Состоятельность Романа Селезнева была также подтверждена в письме, которое пришло ему в тюрьму SeaTac 3 августа прошлого года от з/к бруклинской федеральной тюрьмы MDC, который  подписался «Влад Х.». Назвавшись "старым коммунистическим другом» Романа, Влад посоветовал ему нанять известного в русскоязычной общине нью-йоркского адвоката Аркадия Буха. "Я полагаю, - написал Влад, - что у тебя денег до … (существительное, обозначающее мужской половой орган)".

Роман Селезнев не послушал "старого коммунистического друга", и в феврале 2016 года его платным адвокатом стал Джон Генри Браун, который сразу попросил отложить суд, чтобы ознакомиться с 10 тысячами печатных страниц и 4,75 терабайта электронных материалов дела. В свое время Браун защищал серийного убийцу, насильника и некрофила Теда Банди, который в 1970-х годах зверски истребил три десятка молодых женщин, а также был адвокатом сержанта армии США Роберта Бейлса, который в Афганистане застрелил 16 мирных граждан. Несмотря на защиту Брауна, 24 января 1984 года Банди усадили на электрический стул, а Бейлса 23 августа 2013 года приговорили к лишению свободы без права освобождения при жизни.

Новости региона

Все новости