Сирийская беженка стала кумиром болельщиков

Главная победа Юсры Мардини

Лучшее, что могло произойти на Играх в Рио, уже произошло. На Олимпиаде отдельной командой выступают спортсмены-беженцы. Я буду за них болеть.

Главная победа Юсры Мардини
Юсра Мардини

В прошлом этого не было никогда. Атлетам-беженцам, имеющим шансы на высокий результат, спешили оформить гражданство. Никого не удивляли кенийские и эфиопские бегуны, выступающие под флагами европейских стран. И вот теперь вдруг выяснилось, что беженцы – 65-миллионный народ. Это население Франции или Великобритании. Он имеет право на представительство, и не только на Олимпийских Играх.

«Крупнейший после Второй мировой войны кризис беженцев». Тот, кто пишет или читает эту фразу, машинально переносит ее на Европу. Но это совсем не так. До Европы из этих десятков миллионов добираются несколько сот тысяч. В 2014 году прошения об убежище в европейских странах подало 626 тысяч человек. Это меньше, чем в 1992 году (тогда было 672 тысячи), и всего 0,085 процента населения Европы. Но и эти сотые доли процента богатая, изнеженная, процветающая Европа видеть у себя не хочет, бьет тревогу и впадает в панику. Британия с апреля 2011-го по ноябрь 2015 года получила 8060 заявлений от беженцев – и вышла из Европейского Союза.

В Ливане на тысячу жителей приходится 209 беженцев – это каждый пятый. Они живут на 19 долларов в месяц. Четверть всех беженцев мира находит приют в беднейших странах. Беженцы – не беда, а позор Европы.

Сегодня все умиляются историей юной сирийской пловчихи Юсры Мардини. 17-летняя девочка и ее сестра три с половиной часа толкали с восемнадцатью другими беженцами резиновую лодку, у которой заглох мотор в Эгейском море. Все благополучно добрались до греческого острова Лесбос. Может быть, эта история слегка драматизирована. Может быть, Юсра не получит медаль в Бразилии. Но свой главный заплыв она выиграла. Назло ксенофобам всех стран, раздувшимся, как индюки, от сознания собственного превосходства.

Западная пресса взахлеб рассказывает о спасении беженцев будущей олимпийкой, но забывает рассказать ее предысторию. Семья Юсры жила в городе Дарайя близ Дамаска. В самом начале гражданского конфликта Дарайя стала одним из центров протестного движения. Режим Асада ответил репрессиями. Протестующие взялись за оружие. Полиция и силы безопасности бежали из города. Дарайя оказалась в руках вооруженной оппозиции – Сирийской свободной армии. Спустя два месяца, в августе 2012-го, правительственные силы взяли город штурмом и учинили в нем кровавую резню.

Сестры Мардини бежали из ада. Юсра рассказывает: когда заглох мотор, пассажиры лодки стали звонить турецким и греческим властям, умоляя о помощи. И слышали в ответ только одно: «Поворачивайте назад». В Греции они сразу почувствовали, что никто им не рад. Юсра ходила босиком, пока юная гречанка, ее ровесница, не отдала ей свои сандалии. Это было только начало путешествия через пол-Европы, закончившееся в палатке лагеря беженцев под Берлином, где Юсре и ее сестре пришлось делить кров с шестью мужчинами.

Олимпийская путевка – самая малая цена, какой страны Запада, ничего не сделавшие для того, чтобы остановить Башара Асада, могли заплатить за ее страдания.

Конечно, олимпийская команда беженцев – символический жест, но он очень много значит для тех весов, на другой чаше которых – оголтелая пропаганда европейских националистов. Глядя на них, иcламисты лишь злобно потирают руки. Надо полагать, их бесит не только Юсра Мардини, но и член олимпийской команды США, чемпионка мира 2014 года саблистка Ибтихай Мухаммад – она мусульманка и фехтует в хиджабе. Кризис беженцев оказался тяжким испытанием для развитых стран. И дело совсем не в ресурсах, которые требуются для их обустройства. При расточительности богатых стран это совсем не проблема. Проблема в перестройке сознания, в том, чтобы перестать видеть в хиджабе идеологический вызов и начать видеть просто культурную особенность. А главное – понять, что мир уже никогда не будет «расово чистым». Смешение рас уже произошло, и надо учиться жить вместе.

Новости региона

Все новости