Накануне съезда Демпартия лишилась председателя

Как ставили подножки Берни Сандерсу

Отставка Дебби Вассерман-Шульц с поста председателя национального комитета Демократической партии – событие в высшей степени скандальное. Это произошло менее чем за сутки до открытия партийного съезда, который она должна была вести. Ее вынужденный уход – закономерный финал ее карьеры в качестве партийного босса.  

Как ставили подножки Берни Сандерсу
Дебби Вассерман-Шульц

Еще в середине дня в воскресенье сообщалось, что Вассерман-Шульц будет председательствовать на съезде и произнесет на нем речь, а отставка вступит в силу после его закрытия. Так гласило ее заявление для печати. В нем ничего не говорилось об истинной причине внезапной ретирады. Выглядело это так, будто председатель устала, да и о собственном переизбрании в Палату представителей пора подумать. Видимость почетной отставки придавало прощальное слово президента Обамы, который сказал, что Дебби надежно прикрывала его спину, за что он ей благодарен. Рассыпалась в благодарностях и Хиллари Клинтон, но ей-то как раз есть за что благодарить председателя.

Всю вторую половину дня Вассерман-Шульц пряталась в Филадельфии от журналистов. И наконец стало известно, что председательствовать она не будет – эти функции поручены члену нижней палаты от Огайо Марше Фадж. А обязанности председателя национального комитета до января будущего года, когда истекают полномочия Вассерман-Шульц, будет исполнять вице-председатель Донна Бразил.

Решение Барака Обамы сделать Вассерман-Шульц председателем НКДП, принятое в апреле 2011 года, встретило неоднозначную реакцию влиятельных членов партии. Конечно, это не генеральный секретарь ЦК КПСС, а скорее секретарь по оргработе. Однако в распоряжении председателя – партийный аппарат, предназначенный прежде всего для ведения избирательных кампаний. О новом председателе говорили, что она слишком рьяно помогает одним кандидатам партии в ущерб другим. Из-за своей занятости в комитете, а также по болезни и семейным обстоятельствам она почти постоянно отсутствовала на своем рабочем месте в Конгрессе, пропуская голосования по важнейшим вопросам. По меньшей мере дважды она пыталась расплатиться из партийной кассы за свои наряды, утверждая, что они нужны ей для представительских целей. Но когда над ней и впрямь нависла угроза отставки, она мобилизовала все свои связи, и президента убедили в том, что ее увольнение будет расцениваться как сексистское и антисемитское.

Поводом для панического шага Вассерман-Шульц стала публикация порталом WikiLeaks в пятницу на прошлой неделе большого массива документов, похищенного неизвестными хакерами с сервера национального комитета демократов. Из переписки партийных функционеров явствует, что он фактически превратился в придаток избирательного комитета Хиллари Клинтон. Его сотрудники играли в одни ворота, всячески помогая Хиллари и всячески препятствуя ее сопернику Берни Сандерсу.

Впрочем, не только Сандерсу. Еще в декабре прошлого года бывший губернатор Мэриленда Мартин О’Мелли, который тогда тоже был одним из кандидатов Демпартии, вместе с Сандерсом критиковал Вассерман-Шульц за то, что она запланировала слишком малое число теледебатов, причем первый их раунд подгадала так, что они совпали с матчем Национальной футбольной лиги и началом рождественских распродаж. Хиллари Клинтон переживала тогда трудный период, ей приходилось бесконечно оправдываться за историю с имейлами, она практически не общалась с избирателями и журналистами и была заинтересована в том, чтобы дебаты, на которых ожидались скользкие вопросы в ее адрес, посмотрело как можно меньше телезрителей.

В дальнейшем свидетельств тенденциозности Вассерман-Шульц появлялось все больше – от отказа команде Сандерса в доступе к базе данных НКДП до нарушений процедуры на избирательных участках, вплоть до конспирологических теорий о массовой фальсификации результатов праймериз в ряде штатов. Прежде всего в Калифорнии. Подать в отставку ее не раз публично призывали с телеэкранов обозреватели крупнейших национальных каналов. Она бесилась, требовала извинений, даже вчинила судебный иск за «извращение фактов». Она ни на минуту не допускала возможности съезда с открытым финалом, когда делегаты не утверждают, а избирают кандидата, хотя другие лидеры партии, такие как лидер сенатской фракции Гарри Рид, отнюдь не исключали этого.

Одним из самых отвратительных доказательств откровенного противодействия Сандерсу стало опубликованное WikiLeaks послание одного из высокопоставленных сотрудников национального комитета, в котором он предлагает поставить под сомнение религиозные убеждения сенатора: «Он осторожно говорит, что принадлежит к еврейской традиции. Думаю, это означает, что он атеист». Письмо написано не Вассерман-Шульц, но оно свидетельствует об атмосфере и настроениях в ее офисе. И эта дама пыталась обвинить в антисемитизме советников Обамы.

Надо полагать, не обошлась без ее участия и обструкция, которую устроили Сандерсу демократы нижней палаты, когда он пришел на встречу с ними: ему не давали говорить и требовали, чтобы он признал свое поражение. В конце концов пресса и однопартийцы выкрутили руки сенатору, и он сошел с дистанции. Но многие его сторонники отнюдь не смирились с капитуляцией. На съезде они планировали аналогичную обстукцию в отношении Вассерман-Шульц, потому ее и освободили от обязанности выступать перед делегатами.

На самом деле председатель НКДП действовала, конечно, не по собственному почину. Просто восемь лет назад, когда Хиллари Клинтон сошла с дистанции, хотя могла довести соперничество с Обамой до съезда, руководство партии обещало ей к следующим выборам избавить ее от сильных конкурентов. От Берни Сандерса никто такой прыти не ожидал, и тогда пошли в ход запрещенные приемы.

Пропорциональная система, по которой проводят праймериз демократы, не рассчитана на двух сильных кандидатов. Поэтому в прошлом борьба не раз велась вплоть до съезда – так было в 1968-м, 1980 годах, было бы и в 2008-м, если бы Хиллари не сдалась раньше времени. В этом году интересы партийной верхушки в очередной раз пришли в противоречие с настроениями электората. Но в таком случае не пора ли что-то подправить в филармонии, то бишь в национальном комитете?

Одновременно с руководством НКДП Вассерман-Шульц ведет кампанию за свое переизбрание в нижнюю палату от Флориды. Интересно, что и в этой кампании она использует те же самые приемы, что применялись против Сандерса. Ее конкурент на праймериз, профессор-правовед Тим Канова был лишен доступа к базе данных местного отделения Демпартии, и Вассерман-Шульц отказывается обсуждать с ним тему теледебатов.

Но без теплого местечка Дебби не осталась. Как и следовало ожидать, ее мгновенно взяла на работу в свой избирательный штаб Хиллари Клинтон. Она и Барак Обама обещали поддержать ее на выборах в Конгресс и поучаствовать в мероприятиях по сбору средств в ее избирательную кассу.

Новости региона

Все новости