Чтобы остановить насилие, нужны серьезные реформы

Осторожно, полиция!

В разных городах США все чаще происходят случаи избыточного применения силы полицейскими, в основном против представителей расовых меньшинств. И все чаще случаются вооруженные нападения цветных граждан на правоохранителей. В чем причина нарастающего противостояния между полицией и населением? И как избежать дальнейшей его эскалации?

Осторожно, полиция!

Новость о том, что произошло недавно во Флориде, вызвала в моем сознании параллели с Россией (почему – поясню ниже). Из психиатрической лечебницы в Северном Майами вышел на улицу 23-летний аутист с игрушечным грузовиком. Он сел на проезжую часть дороги и стал играть, заблокировав тем самым движение. Вслед за ним на улицу вышел сотрудник психиатрического центра, Чарльз Кинзи, чтобы забрать аутиста. Кинзи сел рядом с ним на асфальт и стал его уговаривать. Тут появилась полиция и приказала обоим лечь на спину и поднять руки. Кинзи выполнил команду, аутист – нет, Кинзи пытался убедить его подчиниться, но в этот момент один из полицейских выстретил ему в ногу – без всякой причины. К счастью, рана Кинзи оказалась не опасной, могло быть хуже.

Гораздо хуже было в начале 90-х в Москве с одним моим дальним родственником. Он вышел погулять с собакой и, что называется, «попал под раздачу»: милиционеры преследовали каких-то правонарушителей и, увидев моего родственника, стали кричать, чтобы он лег на землю и затих. Тот всё выполнил, после чего один из блюстителей порядка зачем-то выстрелил ему в ногу. Парня отвезли в больницу – у него была перебита артерия. Образовалась гангрена, ногу ампутировали, но это не спасло – человек в возрасте 33 лет отправился на тот свет, оставив жену и ребенка. Поиски справедливости в коридорах постсоветского правосудия не принесли его вдове ровным счетом никаких результатов.

Благие призывы не помогут

Среди расовых меньшинств – чернокожих и латинос – широко распространено убеждение, что белые полицейские незаслуженно считают их всех преступниками и соответственно с ними обращаются. Наиболее озлобленные (и чаще всего психически нестабильные) цветные граждане мстят полиции, убивая стражей порядка. Самым серьезным актом террора, направленным против полиции, была снайперская стрельба в Далласе 7 июля, которая унесла жизни пятерых полицейских. Президент Обама выступил 12 июля во время похорон этих трагически погибших служащих полиции. А уже 17 июля в Батон-Руже, Луизиана, снова погибли полицейские – три человека.

Выступление Обамы на тему войны между полицией и цветным населением было почти таким же беспомощным, как его многочисленные речи на тему оружейного насилия в целом. Сколько ни говори – с негодованием, со слезами на глазах – о том, что надо терпимо относиться друг к другу, что нападение на одного американца является нападением на всех нас, что пора положить конец вооруженному произволу и т.п., от всей этой «халвы» во рту сладко не станет. Мало содействует решению накопившихся в обществе проблем и констатация пережитков расизма: мол, правоохранители до сих пор с предубеждением относятся к чернокожим, а те, в свою очередь, дают непропорциональный ответ – посредством насилия против полиции.

Я назвал далласскую речь Обамы почти такой же беспомощной, как его (увы, слишком частые) выступления по поводу массовых жертв стрельбы, потому что в этой его речи все-таки были конкретные моменты: «Мы как общество сделали выбор – не делать инвестиций в приличные школы. Мы позволяем нищете охватывать целые районы, для живущих в которых нет перспектив нормальной работы. Мы отказываемся выделять средства на лечение наркоманов и на программы психического здоровья. Мы допускаем такое массовое распространение оружия среди населения, что тинейджеру легче купить «Глок» (полуавтоматический пистолет с емкостью магазина до 33 зарядов. – И.Б.), чем обзавестись компьютером или книгой. И после всего этого мы говорим полицейским, что они должны быть социальными работниками, родителями, учителями, консультантами для наркоманов... Мы требуем, чтобы они любой ценой контролировали ситуацию в неблагополучных районах и при этом не создавали неудобств для жителей эти районов. И чтобы никаких политических проблем. И чтобы никто не нарушал наше душевное спокойствие. А когда напряженность периодически выливается в эксцессы, мы изображаем удивление».

Всё общество должно измениться

По-моему, в вышеприведенной цитате каждый пункт требует немедленных законодательных инициатив. Но Обама их не вносит, потому что контролируемый республиканцами Конгресс не даст денег ни на школы и психлечебницы (которые почти все были закрыты в 80-е годы), ни на искоренение нищеты в черных гетто и индейских резервациях, ни на лечение в достаточных масштабах наркоманов. Конгресс, который в 2014 году не продлил действовавший с 2004 года запрет на автоматическое оружие, будет и дальше потворствовать Национальной оружейной ассоциации под предлогом давно изжившей себя Второй поправки к Конституции. Конгресс не будет принимать законов, которые могли бы заставить все штаты активно искоренять из сознания людей пережитки расизма в рамках школьных программ (сегодня школьное образование – прерогатива штатов). Конгресс не запретит «Ку-Клукс-Клан» и ему подобные организации – во имя священной и неприкасаемой свободы слова (в не менее свободной Европе запрещают – и ничего, демократия живет). Сегрегация в США – факт жизни: расовые группы существуют порознь; по данным The Washington Post, у 75% белых американцев нет друзей, относящихся к какой-либо другой расе. Это печальное «де факто» прикрывают бравурным «де юре»: у нас все равны, закон запрещает дискриминацию и сегрегацию!

Что касается слов Обамы о том, как полицейским приходится выполнять не свойственные им функции, то тут я призываю каждого из вас вспомнить, какие полицейские вас окружают. Вы обращали внимание на обилие среди них явно физически непригодных индивидуумов (ожиревших, маленьких и хилых и т.п.)? Вам приходилось иметь дело с дебилами в полицейской форме? Скорее всего, да – так же, как и мне. О чем это говорит? О том, что: 1) популярность полицейской профессии находится на низком уровне, и кадровый набор осуществляется с заниженными требованиями; 2) ряды полиции пополняются людьми, неспособными эффективно выполнять эту ответственную работу еще и благодаря политкорректным установкам, касающимся «расового многообразия», – для выполнения разнарядки.

В нашем городке под Нью-Йорком «расовое многообразие» среди полицейских можно наблюдать во всей красе. У нас есть чернокожие полицейские, хотя черное население практически отсутствует (видимо, их специально импортируют из Нью-Йорка). Есть китайцы, корейцы и индийцы. И, конечно, есть – в немалом количестве – латиноамериканцы. Один из них, сын нашего бывшего домоуправа-супера, сидел в каждом классе по два года, потом после школы пошел в полицейскую академию, окончил ее с огромным трудом, но в конечном итоге его вытянули там тоже, как до этого вытягивали в школе. И определили на работу в родном городе, где низкая преступность и хорошие зарплаты (рядовые полицейские получают по сто тысяч в год).

Спокойно и безбедно живут полицейские и в другом благополучном нью-джерсийском городке, где проживает семья моей дочери. В тех редких случаях, когда им приходилось иметь дело с блюстителями порядка, результаты общения с ними разочаровывают. Глупость, безграмотность, нежелание разобраться в сути вопроса (была охота париться!) – вот то, с чем сталкиваются граждане, имеющие дело с тамошней полицией.

А на другом конце штата Нью-Джерси, в печально известном городе Кэмден (он занимает второе место в США по уровню преступности), полицейские регулярно гибнут в борьбе с вооруженными бандами. И говорят («не для протокола»), что по ночам они боятся патрулировать городские улицы. Утром выходят собирать трупы воюющих друг с другом бандитов и их невинных жертв...

Шансы на улучшение невелики

Статус-кво крайне огорчителен, но вероятность его изменения – по крайней мере, в ближайшие годы – ничтожно мала. В следующем году в Вашингтоне воцарится новая администрация – то ли Хиллари, то ли Трампа, – которая при любом из этих двух вариантов ничего радикально хорошего для Америки не сделает. При Трампе, конечно, будет хуже – уже хотя бы из-за его отношения к оружию и его экстремистских высказываний расистского толка, способных лишь усложнить и без того неблагополучный межрасовый климат в стране. Но и при Хиллари дальше политкорректных тирад и инициатив для галочки дело вряд ли пойдет. Чтобы решить весь пучок проблем, которые проявляются (как вершина айсберга) на участке взаимоотношений между полицией и расовыми меньшинствами, нужна личность совсем другого калибра, чем Клинтоны, Буши, Обама и уж тем более Трамп.

А в отсутствие такого лидера будет сохраняться гремучая смесь расовых конфликтов и полицейского произвола. Оба эти явления имеют в США богатую историю – тут и жестокое подавление рабочего движения на рубеже XX века, и избыточная полицейская жестокость в эпоху борьбы с гангстеризмом 20-30-х годов, и расправы с участниками антивоенного движения во время Вьетнамской войны, и кровавые расовые бунты 60-х годов, и их рецидивы в более позднее время (вспомним хотя бы историю с Родни Кингом 1992 года, когда вспыхнули беспорядки в Лос-Анджелесе), и то, что происходит в последнее время.

В Америке есть базовые законы, призванные не допускать подобных эксцессов: 4-я и 14-я поправки к Конституции, Акт о борьбе с насильственными преступлениями и обеспечении правопорядка 1994 года и т.д. Минюст США неднократно использовал федеральное законодательство, чтобы заставить местные власти реформировать свои полицейские управления (это было в городах Питтсбург, Лос-Анджелес, Цинциннати, Сиэтл, Баффало; в штатах Иллинойс, Нью-Джерси, Мэриленд и т.д.). И – ?

...В 1978 году в Америке впервые проанализировали правонарушения, совершаемые стражами порядка. На первом месте оказалась коррупция, за ней шла полицейская жестокость, а на третью ступеньку малопочетного пьедестала поставили спанье полицейских на работе. Возможно, с тех пор коррупция уступила пальму первенства жестокости, но тройка «призеров», я уверен, осталась той же, что и прежде.

Однако речь не только о полиции: слишком многое прогнило в американском «королевстве», нужен всеобъемлющий капремонт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру