Почему так стремительно растут цены на лекарства?

Заложники «Большой фармы»

Хотелось бы понять, каким образом Куба, затрачивая в десять раз меньше средств на медикаменты для пациентов, смогла сравняться с США в продолжительности жизни и даже опередить в динамике снижения детской смертности? А продолжительность жизни белых американцев в последние годы даже снижается. Сравнение с Кубой еще более впечатляет, если учесть высокий уровень благосостояния в США и неоспоримые преимущества американской демократии.

Заложники «Большой фармы»

Горькие пилюли

Когда цена на нитропресс, препарат против высокого кровяного давления, выросла в одночасье на 310%, даже политики, благосклонные к «Большой Фарме» (так называют крупнейшие фармацевтические корпорации, контролирующие рынок лекарств) должны были как-то реагировать.

Пресса неистовствовала, дело дошло до суда, но «Валеант фармасьютикалс», призванная к ответу, не сделала ничего особенного: купила патент и установила цену по своему пониманию рынка. Сиприн, патент на который купил тот же «Валеант» в 2010, вырос в цене на 3200%. Компания «Эли Лили» продавала 30 таблеток лекарства циализ в 2007 году за $342 доллара, сейчас цена составляет $1375.

Но всех превзошел Мартин Шкреди, иммигрант из Албании. Пресса именовала его «самый ненавистный человек в Америке», «социопат», «злодей». В 29 лет он был во главе успешного хэтчфонда, но понял, что самые большие деньги в фарминдустрии. Он купил право продавать дараптин, лекарство против инфекции, и повысил цену за пилюлю на 5000%. Затем он купил компанию, производящую препараты против рака, и, не имея специального образования, стал ее СЕО и главой правления, продолжая ту же практику бесстыдного повышения цен на лекарства.

«Я не сделал ничего нелегального. Это капитализм, свободный рынок, американская традиция, - уверяет Шкреди. - Мои родители были уборщиками мусора, а Трамп унаследовал богатство. Пошел он на...».

Скупая патенты на лекарства, компании «Большой фармы» десятилетиями не выпускают на рынок те из них, которые не обещают быстрой прибыли, перекладывают не оправдавшие себя расходы на продажу других препаратов, завышая их цену. За просчеты корпораций всегда платит потребитель. Поэтому прибыль 30-40%, самая высокая на рынке, здесь норма. «Волмарт», к примеру, имеет 3-5% прибыли, даже хайтек много меньше.

Законы спроса и потребления здесь неприменимы. Больной человек не в положении обычного покупателя: поднакоплю денег, или возьму кредит, или выберу подешевле. Или вообще обойдусь. Конкуренция не ведет к снижению цен, лекарства, защищенные патентами, дают в среднем 46% прибыли, а «дженерик»-лекарства, которые может производить любая компания, - 13%. Дешевые лекарства из-за рубежа скорее всего не допустят на внутренний рынок. К примеру, лекарство против лейкемии глебек стоит в США в пять раз больше, чем в Канаде, в 7 раз, чем в Новой Зеландии, но в продаже есть только американский аналог.

Нельзя убить дракона

Президент Эйзенхауэр предупреждал в 1961 году о колоссальном влиянии военно-промышленного комплекса на политическую и экономическую жизнь страны. Сегодня бюджет фармацевтической индустрии выше, чем военный, и  подвергается несопоставимо меньшему государственному и общественному контролю. В прошлом году ее доход составил $310 миллиардов - рекордное достижение на фоне замедления темпов экономического роста в стране и в мире. Наиболее прибыльны лекарства от диабета, болеутоляющие, от дефицита внимания, астмы. За год врачами выписаны 4,5 миллиарда рецептов, в среднем 14 на каждого американца, включая малолетних, это абсолютный мировой рекорд. За 4 года цена на новые лекарства выросла почти на 20%.

«Фарма» расходует на лоббирование больше, чем любая другая индустрия. Огромные средства затрачиваются на рекламу, которая не нужна врачам и не понятна пациентам, но без нее не выживут медиа; их владельцы трижды подумают, прежде чем рубить сук, на котором они сидят. Разоблачительная публикация порой затронет особо зарвавшегося топ-менеджера, но система неколебима и крепнет год от года.

«Большая Фарма» держит в заложниках всю национальную экономику. Финансовые манипуляции в отрасли и ее сверхдоходы украшают показатели экономического роста, создавая иллюзию общего благополучия. В здравоохранении кормится за счет налогов и страховок не только элита с многомиллионными доходами, но и огромная бюрократия. Миллионы мелких служащих выполняют массу бессмысленных операций, заполняя и проверяя формы, заявления, чеки, решая вопросы о списании с налогов и доплатах. Каждый год я и мои коллеги посылаем в какую-то организацию копии чеков на оплату лекарств, эти расходы списываются с налогов. Вроде бы экономия. Но почему нельзя эту скидку включить в изначальную цену страховки?

Каждому американцу навязываются десятки «планов», в которых черт ногу сломит и с которыми не разберешься. «Благодетелей», предлагающих эти планы, оплачивают покупатели страховки.

Универсальная страховка за счет процентов с доходов, взимаемая с налогами, сэкономила бы сотни миллиардов, но на такую революцию реальный политик не отважится, сил не хватит. Эту идею, большого ума не требующую, разделял не только Сандерс, но и Трамп, пока не включился всерьез в президентскую кампанию и не понял, что потеряет шансы на Белый дом, если будет ее отстаивать.

Многие экономисты считают, что система рыночного капитализма разрушена, финансы больше не служат производству и потребителю. Это нигде не проявляется более отчетливо, чем в фарминдустрии, где потребитель – лишь средство достижения сверхприбыли. Папа Франциск нашел простое определение этой болезни – «Диктатура денег, безличной экономики». Велик соблазн вспомнить уроки советской пропаганды и все объяснить стяжательством акул капитализма. Но  вот в Китае, где партия держит страну под жестким контролем, процветает торговля человеческими органами, действует криминальная сеть похищения людей и других насильственных операций.

Безусловно, на счету американской фарминдустрии множество достижений, больше чем в любой другой стране патентов и Нобелевских лауреатов. Ни одна другая страна не имеет таких возможностей привлекать лучших специалистов всего мира. В США работает почти вся научная элита биохимии из постсоветских государств. На памяти время, когда казалось, что СПИД неостановим и погубит не только геев, но и всех остальных из-за инфекций от бисексуалов и переливаний крови. Вирус не побежден, но комбинация разработанных и внедренных лекарств способна остановить его развитие. 

Нужно учесть и масштабы американской благотворительности. Фонд Гейтса затратил десятки миллиардов на исследования, превысив расходы Всемирной организации здравоохранения. Фонд Рокфеллера оплатил медицинские исследования, которые привели к созданию  вакцины против малярии. Марк Цукерберг объявил, что передаст 99% акций Фэйсбука в некоммерческие фонды. В медицину и разработку лекарств еврейские филантропы вкладывают огромные средства, больше чем во все другие сферы. Так, еврейские спонсоры жертвуют госпиталям больше, чем на специфически еврейские проекты.

Расходы на медобслуживание будут только расти. В первую очередь, из-за постарения населения. "Нью-Йорк Таймс бук ревью" опубликовал большой обзор литературы о жизни со старческими болезнями и предсказал цунами мемуаров на эту тему. Из 79 миллионов бэби-бумеров (родились в 1945-1964) 28 миллионов получат болезнь Альцгеймера. Остальным уготован Паркинсон и многие другие напасти, чего не знали в прошлом, поскольку жили по-другому и умирали раньше. Чуть ли не половина американцев имеет избыточный вес и живет под угрозой диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. 10-12 часов у компьютера и телевизора тоже имеют высокую цену для психического и физического здоровья. В заложниках у «Фармы» будет еще больше людей, ее влияние на все стороны жизни страны еще более усилится.

Наши люди: и радости, и печали

Наши пожилые, с малым заработком или работающие «на кэш» иммигранты удовлетворены медобслуживанием. Они имеют право на Медикейд, что означает бесплатные визиты к врачам и лекарства. Для многих посещения врачебного кабинета, аптеки без цента расходов стали самыми значительными событиями в жизни. Порой приводит в замешательство обилие лекарств, но, поскольку оно не из своего кармана, возражений не возникает. Стоимость этих услуг с хоуматтендантами часто переходит за 100 тысяч долларов в год, только лекарства от возрастных изменений стоят до 35 тысяч в год. У этой категории иммигрантов есть все основания сказать «Спасибо Америке».

Порой приходится слышать о том, как злоупотребляют благами новой жизни. Хоуматтендантов за ненадобностью отпускают домой в рабочее время и делятся заработком, это самое обычное, но есть и более серьезные прегрешения. Брайтоновских бабушек арестовывали за торговлю болеутоляющими таблетками, которые используются как наркотики. У родственников и знакомых есть спрос на препараты от холестерина, высокого кровяного давления. Большая часть медикаментов, получаемых бесплатно, приходят в негодность и выбрасываются.

У тех, кто работает, или, отработав, живет за счет "сошиал секьюрити" и служебной пенсии, другая оценка системы. Я за свой Оксфорд доплачиваю 250 долларов в месяц, 25 за визит к моему врачу, 45 к специалисту, по 20 за каждое лекарство. По возрасту мог бы получать Медикэр, но это было бы не намного дешевле. Недавно в аптеке я оказался в очереди позади пожилого афроамериканца, он получил пять бутылок с лекарствами и фармацевт предъявил счет - больше 260 долларов. Я спросил, почему так много, у него нет страховки?

- Есть, у него Медикер, это только доплата. - Бывает и больше? - Да, конечно. Ни при каких условиях ни служебная страховка, ни Медикер не обеспечивают хоуматтенданта, даже когда сам с постели встать не можешь. Немало «благоразумных людей» идут на всякие уловки, прекращают работать на чек, когда приближаются к рубежу выплаты по SSI, прячут сбережения. Те, кто умом попроще и излишне совестливы, наказывают себя тревогой до конца дней своих.

Отношение к американской медицине и фармакологии в нашей общине меняется. Если раньше большинство наслаждалось сполна щедростью Медикейда, то теперь все больше людей живет и закончит жизнь с очень большими расходами на медобслуживание. Ни Трамп, ни Клинтон этого положения не исправят, а Сандерса наши люди и сами не хотели ни при каких реформах, да и кто ж бы ему дал реализовать его намерения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру