Можно ли остановить эпидемию мошенничества с фудстемпами

Шахер-махер с «валютой бедняков»

Далеко не все американцы знают, что означает аббревиатура SNAP – федеральная программа продовольственной помощи малоимущим. Зато всем знаком ее символ – фудстемпы – валюта "бедняков".

Шахер-махер с «валютой бедняков»

Популярные фокусы

Как часто бывает в жизни, получатель продуктовых купонов если не американский Корейко, то уж никак не умирающий с голоду безработный. Ежегодный пирог стоимостью в десятки миллиардов долларов -- это вам не кот начхал, тут есть чем поживиться.

Способов урвать что-нибудь от программы много. «Законный» русский – работать на "кэш" и получать купоны продовольственной помощи. Хрестоматийный брайтонский пример – дама в шубе и бриллиантах покупает на фудстемпы икру в русском магазине. А вот ноу-хау из практики афроамериканцев, когда получают помощь на умершего родственника. Бывает, афроамериканцы химичат с документами, но я знаю в моем городе несколько случаев, когда наиболее отпетые из черных не хоронили своих усопших близких, продолжая получать за них фудстемпы. Покойник может «храниться» в своей спальне или бейсменте по году и два. Третий способ – получать пособия по ворованным идентификационным документам. Есть и другие варианты манипуляций, но наиболее популярный фокус, особенно у владельцев небольших продуктовых магазинов, – купля-продажа фудстемпов.

Несколько слов о федеральной программе продовольственной помощи малоимущим и живущим за чертой бедности. Она была принята Конгрессом США в 1939 году, непростое для экономики страны время, как временная мера. Но ничто так не постоянно, как временные решения. Как равно постоянны непростые времена. На первый заход программа продержалась всего четыре года, и ею воспользовались 4 миллиона американцев. В 1961 году SNAP восстала из пепла, снова как временная мера, но вот уже более полувека благополучно растет и расширяется. В настоящее время ее услугами пользуются около 50 миллионов американцев. Более половины из них дети.

Не пойман – не вор

Распределение продовольственной помощи и контроль возложены на министерство сельского хозяйства США. Оно делит куски пирога по штатам, а те, в свою очередь, решают, кто достоин высокого звания получателя фудстемпов и в каких размерах. Когда-то давали на руки талоны – эквивалент долларов, сейчас – электронные дебитные карточки. Карточки действительны только в магазинах, имеющих специальную лицензию. Если у вас есть такая карточка, можете смело заходить в магазины, на дверях которых красуется аббревиатура EBT. Там вам продадут любые продукты, кроме сигарет, алкоголя и промышленных товаров. На данный момент лицензию на прием карточек фудстемпов имеют 234 тысяч магазинов страны. 85% продовольственной помощи реализуется через 35 тысяч супермаркетов, остальные 15% остаются на долю мелких магазинов.

Если с супермаркетами у минсельхоза нет проблем, то с маленькими магазинами постоянная мигрень. Только в прошлом году генеральная инспекция минсельхоза наложила штрафы на 600 магазинов в разных частях страны на 200 миллионов долларов. По признанию инспекции, это лишь часть айсберга - те, кого удалось поймать на незаконных операциях с фудстемпами. Безнаказанных -- на порядок больше. Размах махинаций вынудил министерство заключить 10-летний контракт с фирмой SRA International Inc., специализирующейся на борьбе с криминалом в торговле.

Как правило, это купля-продажа фудстемпов, что категорически запрещено законом. Самый простой путь найти наличные деньги - пойти в лавку к знакомому хозяину и предложить ему фудстемпы. Курс обмена обычно живодерский, два фудстемпа за доллар, зато живые деньги. Формально шахер-махер с фудстемпами подпадает под серьезную категорию федеральных преступлений. На деле все обычно заканчивается штрафами или возмещением ущерба. Как правило, товарооборот небольших лавчонок невелик. Ну, поймали хозяина на купле фудстемпов на десять-двадцать долларов, что делать, судить по всей строгости? Так тюрем не напасешься.

Вторая категория нарушений – продажа промышленных товаров, чаще всего бытового назначения, на продовольственные талоны. Хозяин продал покупателю мыло, шампунь, школьные тетрадки, в чеке пробил хлеб, молоко и сосиски. Большинство пойманных на этом нарушении продавцов оправдываются тем, что у их клиентуры часто нет денег на покупку жизненно необходимых товаров. В этом есть доля правды. В основном, магазинчики с лицензией на прием фудстемпов расположены в бедных, неблагополучных кварталах или в этнических комьюнити. Что, в общем, делает работу инспекторов минсельхоза малоэффективной и бесперспективной. Ведь продавцы и покупатели между собой соседи, знакомые, друзья и родственники.

«Мусорная» пища

Часть либеральных ученых и экономистов предлагают государству перестать сражаться с мельницами и «легализовать» фудстемпы для свободного хождения в пределах страны в качестве эквивалента доллара. Позиция консерваторов – какая это будет продовольственная помощь, если на нее можно покупать алкоголь и наркотики? Позиция радикалов: фудстемпы – национальный позор, символ социального неблагополучия и пропасти между кучкой богатых и остальной Америкой. Сто лет назад один работающий американец мог содержать семью из пяти-шести человек. Полвека назад – двух-трех. Сейчас он не в состоянии прокормить одного себя. За это же время зарплаты и бонусы топ-менеджеров крупных компаний выросли в сотни раз. Обеспечьте простому американцу достойную оплату труда, и ему не понадобятся продовольственные подачки с «барского стола».

Говорят, дареному коню в зубы не смотрят. Дало тебе государство сотню-другую дармовых талонов на питание, а что на них покупать, никого не касается. Хозяин-барин, что хочет, то и ест. Тем не менее, желающих заглянуть в продуктовую тележку получателя фудстемпов хоть отбавляй. Любопытные социологи, им всюду нужно влезть. А также медики, общественные группы защиты прав потребителя и общественного здоровья.

И то, что они находят в тележке «фудстемпщика», отнюдь не радует. Львиная доля продовольственных талонов идет на пакеты чипсов, упаковки сладостей, бутыли «соды» и «панчей» с запредельным содержанием сахара и вредных добавок. Проще говоря, на junk food, мусорную еду с нулевой пищевой ценностью. И даже с огромным знаком минус.

На «дрожжах» мусорных продуктов Америка стремительно набирает вес и раздается вширь. Не вся Америка. Состоятельная часть населения страны покупает продукты в дорогих магазинах органических продуктов, а лишний жирок сбрасывает в тренажерных залах. Получатели фудстемпов набивают желудки чипсами и «содой», лежа на диванах перед телевизорами. Фитнес им не по карману.

Исследователи проблемы пришли к парадоксальным выводам. Казалось бы, гуманная программа продовольственной помощи населению SNAP, призванная помочь нуждающимся, на самом деле привела к противоположным результатам. С ростом числа получателей фудстемпов растут проблемы со здоровьем столь значительного контингента населения страны. Аналитики предсказывают, что через двадцать лет лечение ожиревших получателей продовольственных талонов аукнется казне в запредельные 550 миллиардов долларов. Для сравнения, ежегодная стоимость программы продовольственной помощи составляет 65 миллиардов долларов.

Есть ли выход?

Что же делать – продолжать помогать нуждающимся или бросить их на произвол судьбы? Адвокаты общественных групп по охране здоровья видят простой и эффективный рецепт – не продавать на фудстемпы «мусорные» продукты. Что сделать очень просто, включив их в список запретных товаров. Не продают же на талоны алкоголь, табак, промышленные товары, и никто не бунтует.

Эту идею разделяет ряд политиков, в основном, на уровне штатов. В частности, в Калифорнии и Флориде. Но законопроекты вязнут на самих ранних уровнях дебатов. Главным образом, усилиями министерства сельского хозяйства. Юристы министерства кивают на права и свободы потребителей. Критики обвиняют ведомство в упорном нежелании видеть очевидную проблему. Более того, министерству вменяют в вину лоббирование интересов бизнеса производителей «мусорной» пищи. И это похоже на правду. За руку, правда, пока никто не пойман, но все данные свидетельствуют о «трефовом» интересе министерства. У акул пищевой индустрии слишком велики ставки, чтобы так просто лишиться огромного сегмента рынка с баснословными прибылями. Кроме прямых получателей фудстемпов, есть еще приюты для бездомных, благотворительные кухни, «коммодитис» – ежемесячные бесплатные продуктовые «пайки». Основу этой благотворительности составляет все та же  «мусорная» пища. Дай вам боже, что нам негоже.

По мнению правозащитных групп, министерство сельского хозяйства, производители «джанк фуд» и торговля лукавят – им хорошо известна реальная картина со структурой потребления получателями фудстемпов. В частности, кто-то «слил» правозащитникам секретные аналитические данные крупнейшей торговой сети мира Walmart. В них подробно расписаны продуктовые покупки на каждый фудстемп с явным уклоном в сторону джанк-фуда.

Но общественность, кажется, начала дожимать министерство. Чиновники, наконец, пообещали внимательно изучить вопрос, и с этой целью заключили контракты с несколькими университетами страны. Если, конечно, грядущие выводы на корню не купит большой бизнес.

Но даже если появятся честные результаты, я скептически смотрю на реальный запрет джанк-фуда для бедняков. Куда им податься и что есть? На качественные продукты получаемых ныне фудстемпов заведомо не хватит. Есть вариант  увеличить сумму талонов в два-три раза. Но насколько это реально? И кто из политиков пойдет на этот самоубийственный шаг? Тем более в преддверии президентских выборов. 

Новости региона

Все новости