“Фронтовая” архитектура против девушек с кроликами

На Венецианской биеннале

В море утилитарных, со схемами, цифрами и инженерными расчетами проектов, выбранных для 15-й Венецианской биеннале, названной недаром «Репортаж с фронта», выделилась своей эмоциональностью и простотой инсталляция москвича Александра Бродского: у воды стоит накренившийся сарай, похожий на те, что стояли во дворах нашего детства.

На Венецианской биеннале
Зал павильона России

Тут же пара стульев, столик, шахматы, тоже наклонившиеся – вот-вот все рухнет. Что-то во всей этой постройке трогательное, но и тревожное: рушащийся, разваливающийся мир с тенью чьей-то жизни, которая идет вопреки всему и цепляется за нормальное и частное.

Другой участник из России – молодой Борис Бернаскони с его зданием MATREX для бизнес-школы Сколково (в названии и силуэте – смешение матрешки, матрикса и Rex – царя). Сияющий огнями макет, сопровождаемый специально созданной музыкой, выглядит эффектно, но странновато рядом с домами из прутьев, фотографиями пустынь и палаток, блоками строительных материалов, созданных из самых порой примитивных и дешевых элементов, и проектов «для бедных», рассчитанных на неквалифицированную рабочую силу. Именно такой тип представил знаменитый Норман Фостер с группой из MIT: станция для доставки небольших грузов в труднодоступные места при помощи дронов, ее сводчатые конструкции из специально разработанного материала возводятся легко и быстро.

За другое сводчатое перекрытие, тоже из дешевого материала и с использованием неквалифицированных рабочих, парагваец Солано Бенитес получил «Золотого льва», главную премию биеннале. Другой «Золотой лев» — за лучший национальный павильон – дали испанцам. Но оба этих проекта находятся уже не в Арсенале, а в Джардини, более уютном, удобном для осмотра, утопающем в зелени и, на мой взгляд, более интересном разделе биеннале (между ними – несколько минут ходьбы).

Павильон Испании – у самого входа, он назван «Неоконченное», и соединяет актуальность, пример разрешения, казалось бы, не разрешимой проблемы и элегантность дизайна. Экономический кризис Испании остановил на полпути многие строительные проекты. В конце концов, некоторые удалось достроить, но отнюдь не в соответствии с первоначальным планом, а... кустарно, спонтанно, чуть ли не подручными средствами, но изобретательно и остроумно, приспособив под новые нужды. Об этом рассказано в фотографиях и чертежах, без лишних слов, но красиво и с большим вкусом. 

Маленький павильон Израиля привлекает посетителей идеей новых строительных материалов на биооснове, в частности, планктоне. Павильон США отдан строительным проектам в Детройте – недавнем городе-банкроте, переживающем сейчас бум возрождения. Финляндия, Швеция и Норвегия объединились в остроумной инсталляции In therapy. Терапия в данном случае многослойная, как психологическая (в углу – несколько «станций» для психоанализа с кушетками, креслами и работающими телеэкранами вместо живых терапевтов), так и экологическая, социальная, дизайнерски-визуальная. Почти весь павильон занимает большая, под потолок, пирамида из дерева, а на ней – разноцветные «кирпичики», которые оказываются аккуратными стопками страниц. На каждой – фотография и описание проекта. Все – разные, в общей сложности – многие сотни!

Великобритания поставила перед входом в свой павильон тяжелые деревянные двери со старинным дверным молотком, как напоминание о прошлом, но сам павильон наполнила всевозможными типами жилья будущего, вплоть до надувных шаров или деревянных «ячеек». А Швейцария вообще намекнула на то, что пора вернуться в пещеры: в центре пустого павильона – огромная белая глыба с небольшим отверстием, ведущим в ее недра, куда и нам предлагают войти. Называется это «Случайное пространство».

А Россия отдалась прошлому, осветив его, согласно сегодняшней официальной идеологии, розовым светом. Под бодрые звуки Торжественной увертюры Шостаковича публику встречают тексты, даты, схемы и фотографии, посвященные рождению ВДНХ (30-е годы). На другой стене – огромное панно со знаменами и пионерами (горельеф Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира — слава!»), в следующем зале – гипсовые копии пилястров, колонн, «Рабочего и колхозницы» и девушек с кроликами, а также позолоченные красавицы с фонтана «Дружба народов». На втором этаже – панорамное видео всей ВДНХ с отдельными деталями – опять лепнина, барельефы, «Каменный цветок» и прочие красоты победившего социализма.

Чтобы как-то вписаться в общую картину, кураторы павильона в последнем зале поместили пестрый сонм идей о том, как можно обновить и оживить разваливающегося монстра, превратив в современный образовательно-просветительский центр: именитые архитекторы вещают об этом в цветных видео, тут же картинки студенчески-молодежных проектов. Один из авторов – Наталья Чернобров – превратила павильоны в разросшиеся леса-джунгли с дикими животными. Других «темных нот» на всем российском острове оптимизма нет. Биеннале продлится до 27 ноября.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях