Парк Авеню Армори и его прелести

На другой стороне

Манхэттен обновляется, народу в нем становится все больше, и в разных его частях возникают новые центры исполнительских искусств.

На другой стороне
Кристоф Барати и Клара Вурц в Офицерском зале Парк Авеню Армори

Времена гегемонии Линкольн-центра и Карнеги-холл канули в прошлое. Ныне каждый обитатель Манхэттена может найти центр исполнительских искусств с программой на любой вкус в пределах пешеходной досягаемости. Для жителей Мидтауна и Верхнего Ист-cайда таким центром притяжения стал Парк Авеню Армори. Сюда и с Верхнего Вест-cайда рукой подать, и тем, кто живет на Рузвельт-Айленде или в Квинсе, тоже недалеко. А те, кто интересуются новейшими направлениями в перформансе, музыке, изобразительных искусствах, готовы ехать на пересечение Парк-авеню и 67 улицы отовсюду: кого не привлекут такие монументальные акции, как недавно показанная в главном, похожем на крытый стадион зале опера Луиса Андриессена в постановке Хайнера Геббельса “De Materie” или новое мультимедийное шоу (оно открывается там же 8 июня) англичанина, обладателя премии Тернера, Мартина Грида “The Back Door” (Задняя дверь)?

Впрочем, Грид, автор остроумных, визуально роскошных, порой легкомысленных выставок-хэппенингов-перформансов, решил использовать не только гигантское пространство бывшего зала для учений, но и другие помещения Армори, благо в течение последних лет они - одно за другим - были тщательно отреставрированы и приведены в близкий к оригиналу «золоченого века» вид. Напомню, что построено здание было в 1881 году как полковая казарма и офицерский клуб, и его комнаты украшали самые талантливые дизайнеры времени: от Тиффани и Уайта до знаменитых мебельщиков братьев Хертер.

В оформленной братьями Хертер комнате Офицерского совета, которая считается одним из редчайших и ценнейших образцов американского дизайна конца 19-го века, я недавно слушала концерт блистательного молодого венгерского скрипача Кристофа Барати. Это теперь мой любимый зал для камерной музыки в Нью-Йорке, а Барати - лучший скрипач молодого поколения. Кстати, мы говорили с ним после концерта, и он тоже в восторге и от акустики, и от убранства, и от атмосферы.

Я слежу за Кристофом с его прошлогоднего сольного дебюта в Weill Recital Hall, где он поразил мощным звучанием, стопроцентной технической оснащенностью, выносливостью и артистической убедительностью: мало кому из скрипачей дано удерживать внимание аудитории в одиночку.

На сей раз Барати выступал как часть дуэта: с соотечественницей, пианисткой Кларой Вурц. Они много играют вместе, и это чувствуется в их на редкость органичном ансамбле равных, где каждая фраза отзывается, поддерживается, оттеняется интерпретацией партнера. Недавно они выпустили диск всех десяти сонат Бетховена для скрипки и фортепиано. А для нью-йоркского концерта выбрали три: Восьмую, Вторую и Девятую, «Крейцерову». Для каждой был найден свой драматургический «ключ», и, что главное, с первой до последней минуты это была живая, обращенная к сегодняшнему мироощущению, увлекательная, эмоциональная музыка и при этом настоящий Бетховен, без отсебятины, которой сегодня так часто грешат исполнители.

Барати - музыкант подлинно классической школы: сдержан в жестах и мимике, но гибок и чувствителен в звуковой палитре, «говорящих», ритмических свободных фразах и всяких «вкусных» деталях, коими полна музыка Бетховена. И при всем внимание к «тонкостям» никогда не теряет из виду целое, драму, рассказ - сказывается его дирижерский опыт. Вурц приносит в ансамбль некую легкость, «венское» (или центрально-европейское) очарование и рафинированность фортепианных красок. После появления записи сонат Бетховена в исполнении Барати и Вурц журнал «Fanfare» написал, что теперь «... вы больше не захотите слушать никого другого». Похоже, что так оно и есть.               

Камерные концерты в Армори проходят регулярно, но сравнительно нечасто: одна-две программы в месяц. Офицерский зал невелик - сто с чем-то мест, так что каждую программу исполняют дважды. Следующая серия начнется 7 сентября концертом австрийского кларнетиста Андреса Оттенсамера (он не только солист, но и первый кларнет Берлинского филармонического оркестра). Разлетаются билеты мгновенно, а потому лучше позаботиться о них заранее. Но обновление Армори продолжается: в здании еще несколько исторических комнат. Только что завершилась реставрация еще одного шедевра «золоченого века»: Комнаты Ветеранов, совместного творения Тиффани и других молодых адептов «эстетического направления». Экзотический дизайн - комбинация мавританских, византийских, греко-римских и фантастических мотивов - стал импульсом к созданию новой концертной серии, специально для Ветеранского зала. Здесь исполняется джаз в самых разнообразных национальных, инструментальных и стилистических обличьях. Пример - очередная программа, 13 июня, где встретятся Милфорд Грейвс и Дентони Паркс, и виртуозная игра на ударных инструментах, включая самые экзотические, будет сочетаться с демонстрацией новой технологии.  

Новости региона

Все новости