Примерно раз в полгода директор музея Метрополитен Томас Кэмпбелл трубит журналистам Нью-Йорка сбор. Обычно эта встреча происходит в огромном воздушном зале, где находится древний нубийский храм Дендур, подаренный Америке Египтом.
На этот раз Кэмпбелл начал с новости онлайновой. К настоящему моменту на сайт metmuseum.org помещено около 400 тысяч изображений экспонатов музея. Об интернетовском трафике директор сказал, что самые активные его пользователи - китайцы. Кстати, и большинство реальных посетителей-иностранцев, из плоти и крови, также туристы из стран Азии - китайцы, японцы, корейцы.
И, конечно, директор не мог не похвалиться еще одним выставочным пространством. Теперь огромный куб здания Музея американского искусства Уитни на Мэдисон-авеню, в 10 минутах ходьбы от главного комплекса Мет, взят им на 8 лет в аренду. А Уитни, как известно, перебрался на Вест-сайд, где ему отгрохали супермодернистский комплекс.
Отныне Мет подразумевает три адреса: главный на Пятой авеню, Мет Бройер на Мэдисон и Мет Клойстерс в Вашингтон-хайтс, где располагается часть коллекции средневекового искусства.
Из дюжины новых выставок, открывающихся во второй половине года, Кэмпбелл особо выделил экспозицию «Иерусалим 1000-1400: каждый народ под небесами» (Jerusalem 1000-1400: Every People Under Heaven). Она откроется 26 сентября и продлится до 8 января будущего года. «Это беспрецедентный проект, - сказал Кэмпбелл. - Очень многие уникальные предметы искусства никогда не покидали Святой земли. Иерусалим часто называют городом трех религий - иудаизма, христианства и ислама. Но в действительности, город был родным домом для многих иных религий и для гораздо большего числа культур, вер и языков». Примерно двести предметов искусства получены от 60 музеев, галерей и частных коллекционеров. При этом почти четверть объектов прямиком проследуют из Иерусалима.
Еще одно открытие предстоит сделать ценителям европейской живописи 17 века. Впервые в США пройдет столь репрезентативная выставка французского живописца Валантена де Булонь (с 7 октября по 16 января). Его считают самым крупным последователем Караваджо, умершего в 1610 году. Валантен взял на вооружение игру света и тени и создавал эмоционально заряженные, драматичные картины. Он умер в 41 год. Всего сохранилось порядка 60 его работ, из которых 45 будут представлены на выставке в Мет. Они приедут сюда из Рима, Вены, Мюнхена, Мадрида, Лондона и Парижа. Показательно, что “Лувр”, где хранятся 11 картин Валантена, согласился на это время расстаться со всеми (!) его работами, одолжив их коллегам из Мет.
В связи с выставкой творчества немецкого художника Макса Бекмана (открывается 19 октября и будет проходить до 20 февраля) Кэмпбелл рассказал драматическую историю.
В конце декабря 1950 года Макс Бекман вышел из дома на Верхнем Вест-сайде, где тогда жил, и направился пешком в Мет, где был выставлен его последний по времени автопортрет. На углу 69 стрит и Сентрал-парк-вест он остановился, сгорбившись от боли. Сердечный приступ оказался смертельным... Не удивительно, что новая выставка уделит особое внимание отношениям художника с Нью-Йорком, где он жил в 1949-1950 годах. На ней будут представлены 14 полотен, написанных Бекманом в Нью-Йорке, а также еще 25 картин из различных коллекций, находящихся в мегаполисе и созданных им с 1920 по 1948 год. Размашистый, энергичный стиль выдающегося мастера-экспрессиониста невозможно спутать. Здесь и автопортреты, и воображаемые интерьеры, портреты женщин и музыкантов, пейзажи, триптихи.
Что касается Мет Бройер, то здесь в разгар лета, а именно 12 июля, стартует выставка одного из самых именитых и спорных фотографов 20-го века Дианы Арбус (заканчивается 27 ноября). Арбус, умершая в 1971 году, по рождению Диана Немеров, очень любила Нью-Йорк. Выставка фокусирует внимание на семи годах с 1956 по 1962 год, когда Диана с фотокамерой наперевес бродила по улицам города, запечатлевая его сюжеты, порой самые маргинальные и скандальные. Она фотографировала фриков, аутсайдеров, изгоев общества. Известно высказывание Нормана Мейлера, который, увидев ее первые работы, сказал: «Давать Арбус камеру - все равно что разрешить ребенку играть с гранатой». Давняя уже ретроспектива Арбус в Музее современного искусства (MoMA) привлекла более 7 млн зрителей. Интересно, какие цифры посещаемости даст выставка в Мет?
Конечно, о самых ярких выставках вам подробно расскажет в будущих номерах нашей газеты моя коллега, ведущая рубрики «ВНС-Арт» Майя Прицкер. Поэтому ограничусь тем, что упомяну, теперь только бегло, еще несколько предстоящих выставок в Мет, анонсированных Кэмпбеллом. Ретроспектива Керри Джеймса Маршалла (25 октября - 29 января), самобытного современного афроамериканского художника исторической темы из Алабамы. Рисунки Жана-Оноре Фрагонара (6 октября - 8 января), французского классика рубежа 18-19 веков. Шедевры искусства американских индейцев из коллекции Чарльза и Валери Дайкер (28 октября - 19 марта). И еще многое, многое другое.